Жизненный опыт и житейский опыт, что это такое
Понятие Жизненный опыт, довольно употребляемое словосочетание в обыденном общении людей.
Как правило, мы — все, однозначно, понимаем под ним некую сумму знаний, которую человек накопил в процессе своей жизни.
В отличие, скажем, от теоретических знаний. Которые человек получил, обучаясь по «книгам и учебникам». Даже песенка есть: А я жизнь учил не по учебникам.
Понятие Жизненный опыт граничит с понятием Житейский опыт.
Только жизненный опыт подразумевает наличие некоего теоретического знания, плюс житейский опыт.
А житейский же опыт – это знания, напрямую полученные от жизни, — без теоретической подготовки и обоснования.
Хотя в быту, как правило, мы подразумеваем, говоря о жизненном опыте, что он приобретается во взрослой жизни.
Но, на мой взгляд, это не совсем верно. Более логично считать, что жизненный опыт складывается всю жизнь человека. Начиная, буквально, с рождения.
Другое дело, что есть различные периоды в жизни человека, которые напрямую связаны с накоплением жизненного опыта.
Как приобрести и получить опыт?
Приобрести опыт в жизни, человек способен только напрямую сталкиваясь с разнообразными жизненными ситуациями, открыто встречая их, а не избегая. Также, человеку, чтобы получить полезные плоды опыта, следует быть способным правильно интерпретировать полученный опыт. Так как неправильное восприятие произошедшего способно испортить мнение человека о чем-либо, а не указать, например, на недостаток самообладания или навыков. Так часто происходит в делах, связанных с неопределенностью, риском или отсутствие полного контроля. Разумно и осознано принимая риск, человек способен приобрести значительно больше опыта, чем если бы он его постоянно избегал, но, опять же, это должен быть взвешенный поступок.
Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое.
Альберт Эйнштейн
Опыт в деятельности, навыке или познании появляется в человеке лишь тогда, когда он применяет полученные знания или способности на практике. До тех пор, пока обучение остается в теоретической части, человек не может считаться компетентным в какой-либо области. Так, теоретическое изучение боевых искусств не даст человеку преимуществ в бою, против компетентного бойца, а чтение книг по столярному делу не сделает из человека хорошего мастера. Тут говориться о необходимости практики, превращения знания – в опыт. Только тогда обретается настоящая компетенция и способность применять полученные знания на практике.
Для получения опыта всегда требуется время и усилия, которые направлены на правильное понимание полученного опыта. Обучение у более компетентного человека, который передаст опыт, способно сократить время его получения. Тогда как отказ от такого взаимодействия приводит к большому числу остановок и ступоров, когда ученик не может осознать, что он делает не так. Хотя и сказано, что кидающий дротик весь день, рано или поздно попадется в цель, в этом случае лучше не просто бездумно кидать дротик, а узнать правильную технику броска, что сразу же увеличит процент вероятности попадания в цель. Постигая этап за этапом, ученик приобретает опыт, так как сталкивается с определенными, неизведанными до этого проблемы.
В итоге, можно сказать, что опыт человек получает, тогда, когда встречается с новыми обстоятельствами, людьми, ситуациями, событиями и условиями деятельности, которые, в конечном итоге, расширяют горизонт сознания, делая ученик более продвинутым. Восприятие опытного мастера отличается от восприятия неопытного ученика, так как мастер сталкивался с многими ситуациями и провел не один день за оттачиванием практики, что ученику только предстоит познать.
Только обучаясь, вынося новые суждения, встречая новые впечатления и создавая новые события вокруг себя – можно получить новый, ценный опыт. Вопрос приобретения опыта – это всегда вопрос активной деятельности и понимания. Не понимая, что происходит вокруг, человек вряд ли сможет извлечь важные жизненные уроки. А отказываясь от действий и не идя навстречу жизни – понимать будет просто нечего.
Как опытность формирует восприятие и мировоззрение?
Опыт оказывает достаточно большое влияние на восприятие мира, так ка впечатления, полученные в ходе жизни, могут определенным образом отпечататься в виде положительного или негативного опыта. Есть народная пословица:
«Дуть на воду, обжегшись на молоке»
Это означает, что негативный опыт из прошлого формирует определенное предвзятое отношение не только к предмету, с которым связан опыт, но и со связанными вещами. Спасенный от утопления будет опасаться воды, из пожара – огня, тот, кто был тяжело ранен ножом – будет опасаться острых предметов. И так далее. Впечатления формируют опыт, который влияет на восприятие, которое, в свою очередь, формирует образ действий и манеру поведения человека, выстраивая определенную линию действия относительно тех или иных областей. Совокупность опыта отражает личность и её предысторию, исходя из этого, можно научиться понимать страхи, желания и стремления других
Разочарование также сильно влияет на восприятие и разочарование – это также непосредственно связанное с опытом событие в жизни. Представьте себе воплощение опыта – мудреца или старца, разве способен он разочароваться? Нет, в то время как ребёнок или юноша разочаровывается во всем окружающем: в мире, людях, авторитетах, занятиях и так далее. Разочарование – это событие, которому предшествуют ожидания, надежды и предвзятое отношение. Вовлекаясь в какой-либо предмет или человека, отсутствие опыта грозит серьезным разочарованием. Такие события накладывают на всего два следа на судьбу: делают сильнее или ломают. Могут и вовсе не оставить следа, оставив на том же уровне развития.
Однако, для формирования правильного опыта и борьбы с негативным опытом, который мешает жить более свободно, необходимо приобрести знания и обработать внутри себя ситуации из прошлого, которые сказались на личности. Это может быть крайне тяжело реализовать, но избавиться от груза с помощью одного тяжелого напряжения легче, чем нести его всю жизнь.
Положительный опыт
Положительный опыт базируется на приятных впечатлениях и воспоминаниях, на успехе и полученных за их счёт наслаждений. Положительный опыт убеждает в том, что именно такой образ действия позволит стать счастливым. И часто люди возвращаются к тому, что приносило им положительный опыт, в том числе и к другим людям. Положительный опыт также может негативно сказывается на жизнь, так как уносит сознание в прошлое, заставляя возвращаться в те места, где было счастье. Однако, следует осознавать, что из такого опыта следует сделать выводы, но не пытаться вновь воспроизвести его.
В одну реку человеку нельзя войти дважды.
Гераклит.
Если положительный опыт принуждает вернуться в прошлое, то стоит отказаться от этой затеи, признав, что и обстоятельства изменились, и вы поменялись. После чего необходимо понять из-за чего тогда возникало счастье. И вместо того, чтобы вернуться в прошлое, следует стремиться воспроизвести главный и самый важный компонент вашего прошлого счастья. Очень многие вспоминают занятие спортом как положительный опыт, хотя, по сути, такие впечатления им давали интенсивные физические нагрузки. Многие вспоминают людей из прошлого, хотя счастье давали не сами люди, а чувства и ситуации.
Нужно переосмыслить положительный опыт, который привлекает к прошлому и таким образом превратить прошлое счастье в настоящее.
Если положительный опыт привел к положительному долгосрочному результату, например, сохранение контроля над собой помогло избежать конфликта, то в таком случае опыт нужно закреплять размышлением о том, что это был правильный поступок, который исходит из положительной, добродетельной черты, осознавая, что этот способ будет действовать и далее.
Негативный опыт
Негативный опыт – это набор отрицательных впечатлений, относящихся к конкретному человеку, деятельности, событию или времени жизни. Негативный опыт ограничивает и не позволяет вернуться к деятельности, людям, общества, поступкам или привычкам, которые ранее стали причиной возникновения неприятных впечатлений. Негативные впечатления отталкивают от самой мысли возвращения к тем впечатлениям. Если под такими вещами воспринимаются действительно опасные и вредные для жизни ситуации, связанные с вредными привычками, действительно плохим обществом или собственными негативными чертами, то такое восприятие позволит закрепить новый образ жизни, перейти к качественно новому восприятия жизни.
Однако, если негативный опыт затрагивает важные и, порой, необходимые сферы жизни такие как, например: отношения, труд, деятельность, помощь другим, саморазвитие, обучение и так далее – то следует переработать в себе этот опыт, осознать, что негатив исходит не от ситуации, а от нашего собственного восприятия и реакции на произошедшие события. Даже если не возвращаться к прошлому, то избавление от негативного опыта в любом случае станет глотком обретения свободы в деятельности. Если опасаться самых больших и важных сфер, разве можно жить полноценно?
Таким образом, избавление от негативного опыта позволит либо закрепить отказ от того, что тянет вниз судьбу превратив опыт в понимание, либо освободить сознание от прежних предрассудков, что даст больше свободы воли.
Как оценивать собственные ресурсы и возможности?
- Анализ опыта, который уже имеется: оценка ошибок собственной жизни и собственного характера.
- В итоге человек должен стать успешным: иметь семью, крепкое здоровье, создавать успешные взаимоотношения с другими людьми, быть финансово обеспеченным.
Между этими двумя точками следует проложить путь. Человек должен выбрать маршрут и оптимальную скорость движения.
- Небольшой план на дальнейшую судьбу — работа над собой.
Желания и мотивация имеют между собой очень тесную связь. Отсутствует желание, тогда нет мотивации, чтобы приступить к действию. Сила воли человека зависит от силы желания (например, человека мучает жажда, поэтому желание воды заставляет человека действовать).
Самооценка
Завышенная самооценка — это не страшно, поскольку она помогает преодолевать препятствия. Если у людей самооценка несколько завышена, они имеют амбиции. Амбициозность помогает открыть собственное дело.
При заниженной самооценке человек начнет действовать, если у него есть глобальны желания, он учитывает существующее положение и мечты. Необходимо изучить способы повышения самооценки.
Необходимо подробно исследовать себя: характер, привычки, взаимоотношения с другими людьми, общительность. Подвержен ли человек мнению окружающих? Если да, то насколько сильно?
Человек может принять решение, огласить его, а затем изменить? Этот вопрос задается не из праздного любопытства. Зачем менять решение, которое человек принял? Он меняет решение, поскольку на него воздействуют окружающие? Если же человек изменил решение вследствие дополнительных аспектов и выгодных условий, его можно назвать сильным. Судить человека будут по результатам.
То есть человек не поддался мнению окружающих. Человек не только приспосабливается к ситуации, он приспосабливает ситуацию под себя.
Анализ жизненного опыта, который уже имеется, работа над ошибками, выявление сильных и слабых сторон.
Следует взглянуть на себя со стороны. Какие черты помогают человеку добиваться карьерного роста, добиваться поставленных высот, кем он желает быть в будущем? Какие у человека стремления? Готов ли он победить? На что он готов ради победы? Следует ставить перед собой различные задачи. Чтобы двигаться, необходимо сделать первый шаг. Ведь дети тоже первое время падают, когда учатся ходить, но они всегда поднимаются.
Следует определить свои достоинства. Чем человек притягивает людей? Что же в нем такого, что люди его ценят?
Если человек знает свои слабые стороны и недостатки, он одержит победу над самим собой. И даже изменит свой негативный жизненный опыт. Каким образом? Договариваемся со своим подсознанием.
Периоды приобретения жизненного опыта
Жизненный опыт в детстве и юности
1. Младенчество.
Это первичный жизненный опыт. Который выражается в приобретении простейших жизненных знаний в процессе социализации ребёнка.
Обратите внимание, что уже именно здесь, начинается дифференциация жизненного опыта людей.
2. Детство и молодость.
Период, в котором человек имеет возможность добровольно-принудительно получить «багаж теоретических знаний» о жизни. Параллельно приобретая и жизненный, житейский опыт.
В этот период, формируется мировоззрение человека, как более-менее целостное представление о мире, о себе.
Здесь, собственно, и есть начало того, КАКОЙ и КАК жизненный опыт будет приобретаться в дальнейшем, этим конкретным человеком.
На мой взгляд, здесь, в этом возрасте, формируется база (основные параметры) приобретения жизненного опыта.
Как формируется и накапливается жизненный опыт
Можно выделить такие аспекты накопления знаний — приобретения жизненного опыта:
1) Накопление самых различных, из самых разных областей жизни, теоретических и житейских знаний.
Чем их больше, тем шире кругозор человека – тем объемнее мировоззрение, как внутренний мир человека.
2) Здесь, наиболее важным становится форма мировоззрения.
То есть, в каком виде теоретические и житейские знания «упаковываются» в сознании человека.
Они могут формироваться в мировоззрении как:
— хаотические — бессистемные;
— упорядоченные, но не соответствующие действительности;
— системные, — более-менее соответствующие реальности.
3) Вы видите, что формы формирования мировоззрения составляют логическую цепочку приобретения жизненного опыта.
Вернее, даже, познавательного базиса, на котором он, жизненный опыт, будет в дальнейшем приобретаться. И, соответственно, каким он будет.
Жизненный опыт, как цепочка приобретения знаний
Человек проходит такую цепочку приобретения жизненного опыта:.
Сначала, как разрозненные, неупорядоченные знания. Затем, он как-то упорядочивает их, чаще неправильно.
И, наконец, совокупные теоретические и жизненные знания, дают ему возможность перейти на уровень системных знаний.
Как наиболее верных, — как соответствующих системному миру.
НО, эта цепочка приобретения жизненного опыта, формируется «не у всех и не каждого».
Кто-то остановился на первом звене – с хаосом знаний в голове.
Кто-то дошёл до второй формы – имеет системные знания. Но сама система жизненного опыта выстроена на ложных посылах и основаниях.
А кто-то добирается до высшей ступени: выстраивает в своём сознании каркас в основном верных знаний о мире и о себе.
Которые позволяют ему видеть мир и себя в нём наиболее адекватно относительно действительности.
Жизненный опыт в зрелости и в старости человека
Зрелость.
Период жизни, когда человек продолжает накапливать жизненный опыт. Но со смещением в сторону его использования в своей жизни.
Это период не только наступать на грабли. Но и стараться их обходить стороной, используя свои знания о граблях и о том, что они больно бьют.
Старость.
А здесь уже есть варианты, в зависимости от того, с каким жизненным опытом к ней пришёл человек. Это может быть:
Виды жизненного опыта в старости
1) Мудрость, — когда человек постиг основы бытия.
В его жизни, если что-то и осталось неизведанным, то он постепенно всё более утрачивает к нему интерес, как легко воображаемому, а главное, ПРОГНОЗИРУЕМОМУ событию.
То есть, на основании своего жизненного опыта, он становится, в той или иной степени, пророком.
Как следствие этого: утрата жизненных интересов – своеобразное слияние с миром и с истинным собой в этом мире.
Далее, естественная или болезненная смерть – полное слияние с миром. То есть: из мира пришёл, — в мир и ушёл, как-то преобразив его.
2) Впадение в детство, — когда человек прожил всю свою жизнь, так и не познав, в основе, что такое мир и кто он сам в нём.
Детские мысли и поведение в старости, лишь отражают уровень сознания этого человека.
Который уже не может изображать из себя кого-то. А становится не только внутренне, но и внешне, таким, какой он есть.
3) Вечно молодые. Это такие люди, которые хоть и приобретают к старости некий жизненный опыт.
Но он формировался у них в виде количественного накопления знаний, которые не переходили в новое качество знаний.
То есть, что в ранние периоды жизни, что в старости, такой человек имеет в сознании или хаотичные знания.
Или ложную систему этих знаний, которая не позволяет ему видеть «мир, как он есть».
А значит, как следствие, человек ощущает постоянную новизну этого мира и испытывает к нему детско-юношеский интерес.
Неподдельный интерес, но ведь бывает, что такой человек этот интерес и подделывает, пытаясь изобразить из себя мудреца.
Коим никогда не был и уже и не будет, ибо поздно «мозги ставить на место».
Как приобретать жизненный опыт
Совершенно очевидно, что жизненный опыт имеют все люди. Ибо это продукт их жизни, даже, если они сами к нему «не приложили руки».
Вопрос не в наличии жизненного опыта у того или иного человека, а вопрос в том: А какой он?
Иначе говоря, вопрос стоит так, извините за грубость:
— Прожить ли всю жизнь дураком и умереть им?
— Или, на основании своего жизненного опыта, так изменить свою жизнь, чтобы хотя бы часть её прошла без проблем поиска СВОЕЙ жизни и себя в ней.
То есть, как сделать свой жизненный опыт качественным, обернуть его себе на пользу?
Чтобы не наступать всю жизнь на одни и те же грабли. И, в конце концов, так ими не расшибить себе голову, что она вообще перестанет что-либо соображать?
Советы, как приобретать жизненный опыт
А советы здесь такие:
1. Не «бегать от жизни».
Притом, и в буквальном смысле слова, – не прятаться от жизненных путей, которые нам предлагают люди и обстоятельства жизни.
И в переносном смысле: не прятаться от жизни.
Выстроив некую хитроумную или простенькую систему представлений: Я всё знаю об этой жизни и о своём месте в ней. То есть, я: эдакий «премудрый пескарь».
Или, что тоже не редко, попросту, «спрятав голову в песок»: Я – никто, и меня это (жизненные перипетии) не касается.
2. Самоуверенность, самодовольство, «всезнание» – первые враги и тормоза приобретения хорошего и полезного жизненного опыта.
Если человек не сомневается в правильности своих знаний: мыслей, идей и даже убеждений. То это, извините, не только его тупизм, но и идиотизм.
3. Учиться всегда и во всём.
Именно учиться, а не набивать свою голову знаниями.
То есть, учение – это процесс не накопления знаний, а процесс их укладывания в сознание определённым образом.
Таким, чтобы это сознание было наиболее адекватно реальности.
Иначе говоря, всегда нужно ДУМАТЬ, а не только чувственно проживать свою жизнь.
А тем более, бесполезно и вредно учиться и жить по принципу: в одно ухо влетело… Или: А оно мне надо!?
А каков у вас жизненный опыт, по поводу жизненного опыта?
Как получить опыт
Даём три подсказки, которые помогут отказаться от вещей в пользу впечатлений.
1. Измените свои финансовые приоритеты
Если мы хотим получить настоящий опыт, мы должны определить приоритеты, чтобы подстроить бюджет под приключения, которые нам предстоят. Это столь же просто, как копить на телевизор, вместо того чтобы поехать в Южную Америку.
Подумайте, что вам действительно нужно и в чём вы нуждаетесь всерьёз и надолго. На самом деле нам нужно очень немного материального, чтобы наслаждаться жизнью. Учитесь рационально подходить к покупке вещей: однажды сбережённая мелочь поможет получить опыт, который изменит всё.
2. Говорите «да» чаще
Становясь взрослыми, мы учимся принимать решения, просчитывая риски, тщательно всё обдумывая. Если мы хотим больше опыта, придётся отодвинуть эти принципы на второй план. Лучшие приключения начинаются тогда, когда их меньше всего ожидаешь. Постоянно говорить себе: «Что, если» — верный путь пролежать всю жизнь на диване, наблюдая за чужими приключениями.
Начните говорить «да». Учитесь жить настоящим. Когда вам в следующий раз подвернётся возможность получить опыт, задайте себе простой вопрос: «Буду ли я сожалеть, если не воспользуюсь такой возможностью? Завтра, на следующей неделе или в следующем году?» Если ответ «да» или «может быть», приключению тоже следует ответить «да».
Будущее неопределённо. Но вы можете управлять им, меньше думая и больше делая.
3. Начните с малых (и дешёвых) приключений
Вы из тех людей, которые смотрят одно и то же кино несколько раз подряд, ходят одними и теми же тропинками в один и тот же офис, едят в одних и тех же ресторанах?
Вам нужна передышка от ежедневной рутины. Будьте открытыми для новых впечатлений. Вместо того чтобы идти в привычный итальянский ресторанчик недалеко от офиса, посетите какое-нибудь новое место.
Самый ценный опыт не стоит дорого. Он рядом. Нужно просто его найти.
Есть много отрицательных отзывов о сайтах советов на каждый день, однако вам подобные ресурсы будут полезны. Лично я пробовал всё, начиная с сальсы (15 долларов за десять занятий) и кулинарных курсов средневековых обедов (39 долларов), заканчивая уроками полётов (88 долларов). Купонные сайты — самый дешёвый способ получить невероятные приключения с друзьями или самостоятельно. Начните понемногу рисковать. Вы удивитесь, насколько быстро это захватит вас.
Однажды мы все умрём. Но перед этим зададим себе вопросы:
- Жил ли я?
- О чем я сожалею?
- Испытал ли я всё, что хотел испытать?
Только вам решать, что наиболее важно: марка автомобиля или приключения и свобода. Но старайтесь вкладываться в то, что подарит впечатления, а не счета. Пусть ваши активы минимальны, зато опыт богат.
Как привить жизненные ценности в процессе воспитания
Вопросом о прививании жизненных ценностей, как правило, задаются молодые родители. Хочется вырастить своего родного человека «правильным» и счастливым.
Основополагающим фактором при выборе системы приоритетов, которую хочется отложить в голове ребенка, является собственное понимание родителями «правильных» ценностей.
Сформированные в детстве представления о важных вещах закрепятся в подсознании на всю оставшуюся жизнь и без серьезных потрясений останутся неизменными. Речь идет об общечеловеческих ценностях (семье, любви, стремлении к саморазвитию и образованию, карьерному росту, материальному обогащению).
В семье, где всегда на первом месте близкие люди, вырастет ребенок, ценящий любовь и межличностные отношения. В семье карьеристов, скорее всего сформируется амбициозная личность, жаждущая определенного статуса. И т. д.
Система ценностей растущего человека выстраивается на жизненном опыте. На том, в чем он ежедневно «варится». Бесполезно говорить подрастающему поколению, что самое главное в жизни семья, когда отец пропадает на работе, а мать не вылезает из гаджетов, обделяя вниманием ребенка. Если хотите сформировать у своего малыша, как вам кажется «правильные» жизненные приоритеты, показывайте это на собственном примере. Жизненные ценности детей в руках родителей.
Путь опыта
Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький.
– Конфуций
Если мы говорим об опыте, как пути, который ведет человека, то это один из самых богатых на возможность приобретения понимания мира, но самый болезненный и непрощающий учитель. Учиться по пути опыта, означает проверять всё не исходя из знаний и опыта других людей, а самому следовать по уже проторенным путям. Существует определенная логика и познание, которое объясняет и указывает на сущность предметов, отказ от познания и авторитетов более опытных людей приводит на путь опыта. Есть простая и ясная иллюстрация такого пути – красивая женщина ночь гуляет по плохому району. Мы знаем, что происходит в плохих районах преступность представляет угрозу для людей, мы знаем, что красота женщин является одним из объектов преступности. Тем, кто понимает, что произойдет не нужно испытывать это на опыте. Таким образом, знание позволит избежать очень многих опасностей в жизни человека, однако только знание подкрепленное опытом, как положительным, так и отрицательным, способно лишить человека сомнений в своих познаниях и необходимости совершать определенные поступки.
Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика.
Т. Карлейль
Опыт — хороший учитель, но он предъявляет к оплате слишком большие счета.
М. Антрим
Несмотря на то, что опыт является самым горьким, тяжелым и приносящим человеку боль, порой это единственный путь для того, кто не стремиться обладать знанием, не хочет обучаться и не желает совершенствоваться. Боец, который не вкладывает достаточно усилий в тренировку, будет побит на соревнованиях, а ученый, не уделивший должное время обучение, вынужден будет совершать ошибки.
Путь опыта – это один из путей. Да, он тяжелый и болезненный, но это не означает, что он плохой. Постигнув на горьком опыте, человек лишь сильнее убеждается в необходимости определенного образа жизни, отказа от вредного и стремлению к необходимому. Так, через путь опыта, можно встать на более благоприятные пути при этом набравшись очень важного понимания ценности знаний и ценность сохранения своего внутреннего мира.
Если ты упал, постарайся поднять что-то с пола
Шотландская поговорка.
Итак, опыт – это совокупность впечатлений, которые формируют восприятие человека. Это также совокупность полученных на практике выводов, навыков и суждений, если говорить в контексте способностей. Приобретение опыта – это всегда вопрос столкновения с новым, а столкновение с новым всегда влечет за собой возможные ошибки. Ошибок и потерь не стоит опасаться, так как они указывают нам на собственные недостатки и слабости. Их следует воспринимать как возможный трамплин для наших умений и нас самих. И тогда мы всегда сможем находить свои недостатки и побеждать их с помощью знания. Удачи.
Переосмысление ценностей
Формирование основных жизненных ценностей начинается на первом году человеческой жизни и заканчивается примерно к 22 годам.
На протяжение жизни человек сталкивается с различными ситуациями, влекущими за собой переосмысление ценностей. Такие моменты всегда связаны с сильными эмоциональными потрясениями (как положительными, так и отрицательными) или затянувшимися депрессивными состояниями. Это могут быть:
- вступление в брак;
- рождение ребенка;
- потеря близкого человека;
- резкое изменение финансового положения;
- тяжелое заболевание (собственное или близкого человека);
- трагические события мирового масштаба, унесшие много жизней);
- влюбленность в человека, несоответствующего идеалам;
- жизненные кризисы (молодости, зрелости);
- старость (окончание жизненного пути).
Иногда смена приоритетов происходит непроизвольно, когда инстинктивно человек выбирает оптимальный путь для своей дальнейшей жизни.
Иногда, например, в случаях кризисов, к переосмыслению и новому выбору жизненных ценностей приводят длительные душевные терзания. Когда в долгих депрессиях человек ощущает свое собственное несчастье, не может найти выход – и проблема жизненных ценностей встает остро. В таком случае для перестановки приоритетов требуется сознательный подход и четкое желание .
Переосмысление ценностей дает человеку шанс «начать жизнь с чистого листа». Измениться самому, в корне поменять свое существование. Зачастую такие перемены делают человека счастливее и гармоничнее.
Основные ценности в жизни человека
Трудно встретить двух людей, имеющих абсолютно идентичные приоритеты. Однако существуют личностные ценности, характерные для всех разумных женщин и мужчин. Что может быть главным в человеческой жизни? Базовые ценности человека составляют небольшой список.
- Любовь к себе. Ее не стоит путать с эгоизмом и самовлюбленностью. Это , желание развиваться как личность, стремление к достижению счастья и внутренней гармонии. Без здоровой доли любви к себе, человек не сможет жить полноценной жизнью.
- Семья. Для подавляющего большинства людей жизненные приоритеты заключаются в достижении семейного счастья. Жена или муж, дети, внуки, уютный домашний очаг – это огромное богатство.
- Карьера. Какие бывают жизненные ценности? Многие люди первостепенное значение придают своей профессиональной деятельности. Для активных леди и джентльменов карьерный рост иногда значит больше, чем семья, поэтому они все силы направляют на достижение успехов на рабочем месте.
- Общественная жизнь. Альтруисты главным приоритетом считают труд на благо общества. Собственные потребности такие люди обычно ставят на второй план.
- Самодисциплина. Жизненные ценности – что это такое? Это умение направлять личную деятельность на достижение каких-либо результатов таким образом, чтобы предпринимаемые поступки не противоречили моральным принципам. Для личности чрезвычайно важна дисциплина – умение выполнять обязанности и обещания, данные себе или окружающим. Самодисциплина требует огромной силы воли и характера, однако она невероятно полезна для личностного роста.
Ценности в жизни человека могут быть и другими, индивидуальными и совершенно неожиданными. Они отражаются на поставленных целях и способах их достижения. Если говорить о не основных ценностях в жизни, какие они бывают:
- честность;
- здоровье;
- оптимизм;
- терпение;
- толерантность;
- духовное развитие;
- уважение;
- надежда;
- творческая реализация;
- благодарность;
- вера в людей.
Список можно продолжать достаточно долго. Все эти приоритеты представляют собой сложную структуру. Благодаря им человек может предвидеть негативный исход ситуации и всевозможные неудачи. Ими руководствуются в течение всей жизни, однако допускается, что со временем моральные установки могут кардинально изменяться.
Основные жизненные ценности
Условно жизненные ценности можно поделить на две группы:
- Материальные:
, комфорт, дом, ощущение финансовой состоятельности и стабильности. - Духовные:
- Семья
: интимные длительные стабильные в паре, продолжение рода, чувство собственной необходимости другим людям, чувство общности. - Друзья и рабочий коллектив
: ощущение принадлежности к группе. - Карьера
: достижение определенного социального статуса, уважения значимых людей. - Любимое дело
: бизнес-проект или хобби (музыка, спорт, огородничество и т. д.), раскрытие собственного предназначения и талантов. - Образование и развитие
каких-либо навыков, качеств, личностный рост. - Здоровье и красота
: стройность, хорошая физическая форма, отсутствие болезней.
Обе категории переплетаются друг с другом и превращаются смежные ценности. В современном мире трудно отделить материальные ценности от духовных. Для реализации одних необходимо наличие других. Например, для получения образования необходимо определенное финансовое состояние, которое нужно заработать. Деньги приносят в семью финансовый комфорт и возможность для досуга и интересных хобби. Для здоровья и красоты также необходимы материальные вложения. Социальный статус современного человека во многом определяется нажитыми материальными благами. Таким образом, материальные ценности стали неотъемлемой частью духовных.
Жизненные ценности бывают:
1. Общечеловеческие (культурные).
Это общие представления людей о том, что хорошо и что плохо. Закладываются они в детстве, и на их развитие влияет общество, окружающее человека. Образцом, как правило, становится семья, в которой родился и рос ребенок. Приоритеты родителей становятся основополагающими при формировании собственной системы ценностей.
К общечеловеческим приоритетам относятся:
- физическое здоровье;
- жизненный успех (образование, карьера, социальный статус, признание);
- семья, дети, любовь, друзья;
- духовное развитие;
- свобода (суждений и поступков);
- творческая реализация.
2. Индивидуальные.
Формируются у каждого человека на протяжении жизни. Это те ценности, которые человек выделяется из общепринятых и считает важными именно для себя. В приоритете могут быть вежливость, доброта, вера в людей, грамотность, воспитанность и другие.
Жизненный опыт примеры из жизни
Что такое жизненный опыт? Говоря простыми словами, это опыт, который мы приобрели в течение всей своей жизни. Неважно какой это опыт . Как лечить ребёнка от простуды, или как провести водопровод на даче. Где лучше отдохнуть в отпуск. Всё это ценный, причём наш личный опыт. Таким опытом мы можем поделиться с кем-то , или если это негативный опыт держать его при себе за семью печатями. Жизненный опыт примеры из жизни
Так что же такое жизненный опыт . Как его накопить или получить и зачем он нужен. Для меня жизненный опыт имеет важное значение. Также наверное и для любого человека .
Потому что, именно с ним жизнь становится легче и комфортнее. Если опыта не хватает, приходится его пополнять с помощью телевизионных программ или фильмов, информации из интернета. Книг, которые можно и нужно прочитать по той или другой теме.
Жизненный опыт , навыки, которые мы приобретаем в процессе его получения помогают нам в конечном итоге адаптироваться к жизни. Избавиться от страха, что ничего не получится при начинании чего-то нового. О наших страхах, и как победить подробнее.
Я чаще пополняю свой жизненный опыт из книг, фильмов. Иногда ищу подсказки, забивая нужный вопрос в поисковик браузера. Есть много ситуаций в жизни, которые тоже приносят богатый жизненный опыт. И ответы не найдешь нигде, пока сам не набьешь шишки, получая такой опыт. Оказывается можно, даже изменить свой жизненный опыт, договариваемся со своим подсознанием. Как это возможно?
Например: жизненный опыт по теме общения с банками
В одном банке я приобретаю кредитную карту и потом жалею, что её приобрела. Спешу от неё отказаться. Подробнее тут: «Кредитная карта Росбанка с льготным периодом 120 дней: как пользоваться, чтобы минимально платить проценты».
В другом банке я беру кредит, и мне навязывают страховку которая мне не нужна. «Как вернуть страховку банка по кредиту без суда» Этот опыт стоил мне 80 тыс. рублей. Их мне пришлось заплатить мошенникам, как потом выяснилось. Об этом в статье «Отзыв по правовой поддержке ИП Филиппова».
Что такое жизненный опыт вопрос важный. Потому, что его постоянно не хватает. Что-то хочется сделать и не знаешь как. Или не у кого, допустим, спросить. Поэтому мы обращаемся к поисковикам в интернете, книгам, фильмам. Жизненный опыт он потому и жизненный, что его нужно прожить и тем самым приобрести его.
Опыт может быть положительным или отрицательным. Положительным опытом мы хотим делиться со всеми. Нам он приятен, мы им гордимся. Отрицательный опыт мы чаще всего хотим скрыть, потому что он нам не нравится. Если отрицательный опыт раскрывает черты нашего характера , мы не хотим делиться им. Ни с кем.
Зачем нужен жизненный опыт. На мой взгляд, это ключик от многих дверей. Дверей, за которыми скрывается множество разных возможностей.
Например жизненный опыт, примеры из жизни по теме дополнительное образование
У меня есть опыт изучение курсов по созданию сайтов в статье «На проекте «Одна семья» мое обучение». Правда, он получился негативным в итоге. Знания я почерпнула, но обещанной цели не достигла. Так как изначально цель у организаторов было больше коммерческая, чем образовательная.
То есть ключик к этой сфере деятельности у меня есть, а дальше на мой выбор, какую возможность выбрать. Позитивный опыт получила от освоения сайтов по обучению профессии онлайн.
Научилась снимать и монтировать видео. Об этом в статьях Онлайн профессии обучение и дополнительный заработок и Работа в интернете обучение Создание видео контента.
В статьях делюсь собственным жизненным опытом по различным темам.
На основе полученного негативного опыта
В настоящее время в сети много сайтов, созданных мошенниками для получения прибыли. Рассылают их прямо на вашу электронную почту. «Заработок в интернете Мошенничество»
«Мошенники в интернете: заработок 30000 рублей в день»
Особенно возмущало то, когда их присылали во время карантина из за коронавируса. Расчет был на слабость людей, потерявших свои источники финансирования.
Сайты выполнены с особой тщательностью, даже содержали ссылки на якобы нормативные документы. «Финансовая поддержка населения Где взять денег Активность мошенников в интернете»
У мошенников всегда одни и те же просьбы, завуалированные таким образом, чтобы получить ваши личные данные. По банковской карте или по паспорту. Они могут:
— сообщить о проблемах с аккаунтом или паролем
— попросить подтвердить пароль или данные аккаунта
— уведомить, что на вашем аккаунте была замечена подозрительная активность
— обещать скидку, подарок или промокод
— предложить скачать и установить обновление безопасности
— сообщить, что у вас образовалась задолженность по кредиту или ваш платёж не был принят
— выставить счёт за покупку, которую вы не совершали
— «по ошибке» присылать интригующую информацию с ограниченным доступом.
Мой жизненный опыт показал, что надо избегать такой лживой информации в сети.
На тему вопросов воспитания ребенка
В общении с ребенком тоже оказывается приобретаешь жизненный опыт. Вы учите его, а он вас. У меня по крайней мере так получается. Об этом: » Ребенок ругается, как отучить, мой опыт» » Как тренировать зрительную память у ребенка?»
Я делюсь своим опытом, совсем не потому, чтобы навязать свою точку зрения, или стремится поучать кого-то. У нас нет на это права. Каждый сам решает принимать ему чужой жизненный опыт или пройти мимо. Но принять к сведению чужие ошибки, или порадоваться за автора, может каждый. Ну или не может…
Большой жизненный опыт получаем в быту. Например актуально на сегодня, как подключить или поделиться интернетом на даче.
На тему вопроса «денежный дождь»
Недавно ознакомилась как иметь доход с популярного нынче блокчейна. Базовая Блокчейн-система структурируется по Бинарному правилу. Посмотрела видео. Да, все просто, доступно. Народ правда бедный, не каждый найдет 33 доллара, чтобы потом поиметь 660000 долларов и больше. Кому интересно заходите.
- https://love-family-life.info/zhiznennyiy-opyit/
- https://tandem-psy.ru/pro-lichnost/opyt-zhizni.html
- https://svekuz.ru/vash-zhiznennyj-opyt-provedenie-analiza-sobstvennogo-opyta/
- https://Lifehacker.ru/zhiznennyj-opyt/
- https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/primer-argument-iz-zhiznennogo-opyta.html
- https://svekuz.ru/zhiznennyj-opyt-primery-iz-zhizni/