Что такое внушение?
Внушение — это обмен мыслями с другими. Это невольное принятие идей других людей. Если мы принимаем чужие идеи после осознанной аргументации и обсуждения, это не внушение.
Многие психологи дали свои определения внушению:
- Макдугалл: внушение — это процесс общения, который приводит к принятию без суждения сообщенного предлога в отсутствие логически адекватных оснований для его принятия.
- Сэр Т.П.: внушение — это невольное следование чьей-то идее.
- Окдон: внушение — это когнитивный аспект стадного инстинкта.
- Олпорт: внушение — это необоснованное принятие.
- Стерн: внушение — это пробуждение подобного ментального отношения посредством внутреннего подражания.
Если мы обобщим приведенные выше определения, то придем к следующим признакам внушения:
- Для внушения нужны два человека: один дает, а другой — получает.
- Процесс не связан с желанием человека, получающего идеи.
- Процесс может быть преднамеренным со стороны лица, которое внушает.
- Человек, который получает идеи, принимает их как свои собственные, не замечая того, что они приходят извне.
- Нет логически достаточных оснований для принятия этих идей.
- Внушение может быть как хорошим, так и плохим. Марк Антоний получил внушение от Кассия о том, что Цезарь — тиран, и это привело к убийству Цезаря. Александр получил внушение от Аристотеля, что его миссия — править миром.
- Внушение — это форма общительного инстинкта в его познавательном аспекте. Это бессознательная имитация на когнитивном уровне.
В процессе внушения срабатывает эффект самоуничижения и чувства неполноценности со стороны субъекта (человека, получающего внушение) и инстинкт самоутверждения со стороны лица, дающего внушение.
Ребенок получает внушения от родителей, старших товарищей и учителя. Взрослый получает внушение от людей, находящихся в более высокой должности, социальному положению, или тех, кто старше, опытнее и умнее.
Внушение как социальное влияние
Социальное влияние, которому мы подвергаемся постоянно: и дома, и на работе, и в компании друзей – разнообразно. И не все связано с внушением. Можно выделить два наиболее часто встречающихся вида воздействия: убеждение и внушение. Их бывает сложно различить, да и встречаются они часто вместе, в одном акте общения. Но различия у этих видов влияния принципиальные, и связаны они с отношением к информации.
- Убеждение предполагает воздействие с помощью рациональных доводов, фактов, логики. Оно апеллирует к разуму и здравому смыслу.
- Внушение основано на доверии к источнику информации, оно не связано с рациональной сферой, а опирается на веру и подсознательные механизмы психики. Например, может быть связано с фактором психологической защиты.
Эффективность внушения зависит, во-первых, от авторитета того, кто его осуществляет, во-вторых, от психологических особенностей объекта воздействия, то есть от степени его внушаемости.
Сила внушения
Сила внушения зависит от степени внушаемости. Наиболее сильной она бывает в гипнозе — в гипнотическом трансе субъект с готовностью принимает мысль от гипнотизера.
Было проведено несколько экспериментов на внушаемость:
- Подопытному дали кусок провода и попросили его почувствовать тепло провода, когда по проводу пустят электрический ток. Выключатель находится вне поля его зрения. Испытуемый сообщил о тепле, когда загорелась лампочка, хотя электричество через провод в руке не пропускалось.
- Экспериментатор дает детям несколько картинок и задает наводящие вопросы: Что делает царь? Что хочет сказать нищий? Дети принимают предположение, что хорошо одетый человек на картине — царь, а человек, одетый в лохмотья — нищий.
- Гипнотизер предлагает субъекту расслабиться и уснуть, говорит, что он будет слышать только голос гипнотизера и ничего больше. Это внушение фактически усыпляет его.
Кто наиболее подвержен внушению?
Дети и женщины, а также подростки, впечатлительные люди более подвержены чужому воздействию, нежели взрослые мужчины с устоявшейся психикой. Человек становится внушаемым под воздействием следующих физических и психических факторов:
- слабости и утомления;
- боли;
- телесной расслабленности;
- сонливости;
- эмоционального возбуждения;
- скуки;
- низкого уровня развития мышления;
- некомпетентности в какой-либо сфере;
- слабоволия;
- тревожности;
- стеснительности;
- нехватки времени при принятии какого-либо решения.
Человек может сопротивляться воздействию как намеренно, так и ненамеренно. Намеренное сопротивление помогает целенаправленно побороть внушение. Это заключается в постоянном сознательном анализе получаемой информации, сопоставлении ее с личными знаниями и убеждениями. При несовпадении внушаемой программы с уже имеющимися данными человек ее отвергает. Ненамеренная же сопротивляемость заключается в патологической склонности к сомнению отдельных индивидуумов.
Как проявляется внушаемость
Главный канал внушения – вера, когда человек не осмысливает полученную информацию, а просто принимает ее. Поступая в мозг, она минует рациональную часть психики, не подвергается критике и сразу становится частью опыта. В результате эти знания, убеждения, ценности воспринимаются человеком как свои собственные, и у него не возникает сомнений в их истинности.
Часто внушение отождествляют с гипнозом или суггестией, что не совсем правильно. Гипноз – это частный случай внушения, при нем критическая оценка информации отсутствует, так как человек находится в особом гипнотическом сне. Он-то и создает условия воздействия на мозг человека, минуя рациональную сферу. Но внушаемость может проявляться и в совершенно обычных условиях, что связано с целым комплексом причин, к которым относятся следующие:
- Авторитет источника информации. Например, верующий не анализирует и не подвергает сомнению постулаты веры, записанные в священных книгах. Хороший учитель может стать источником внушения для учеников, а родители – для детей.
- Дефицит информации в сочетании с ее значимостью. Если по какому-то жизненно важному вопросу информация отсутствует, то человек склонен даже ее крупицы и отдельные, ничем не подтвержденные факты воспринимать как абсолютную истину.
- Психотропные средства и техники, которые отключают рациональную сферу мозга. К ним относится в том числе гипноз, а также другие техники, наркотические вещества и алкоголь.
- Психологические особенности объекта внушения.
Последний пункт часто является доминирующим, комплекс этих особенностей и называют внушаемостью.
Признаки внушаемости
Заметить людей с ярко выраженной внушаемостью просто, сложнее выявить ее признаки у себя. Дело в том, что процесс внушения обычно происходит незаметно – чужие убеждения, мнения, верования часто усваиваются неосознанно. Но есть ряд качеств личности, которые позволяют говорить о предрасположенности к внушению:
- Зависимость от мнения окружающих в сочетании со стремлением быть не хуже других, следовать моде, подчиняться стереотипам поведения.
- Преклонение перед авторитетами, когда точка зрения начальства или позиция центральных СМИ кажутся истиной в последней инстанции. Убежденность в том, что человек, занимающий высокий статус, всегда прав.
- Конформизм – склонность подчиняться мнению большинства.
- Быстрая смена убеждений в зависимости от ситуации и социального окружения. Яркий пример – герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон».
Как правило, внушаемые люди быстро становятся ярыми сторонниками новых идей и верований, но они обычно не бывают их авторами, а слепо следуют за лидером. В зависимости от его позиции внушаемые последователи могут сыграть роль как созидательной, так и разрушительной силы.
Внушаемость – социально полезное качество, но самому человеку оно может принести вред. Склонность подчиняться сильной личности, следовать за авторитетом делают индивида зависимым от других людей, а то и игрушкой в их руках.
Классификация
Если рассматривать внушение максимально кратко, то нужно отметить самое главное — оно имеет вид конструкции, которая может быть:
- словесной;
- психологической;
- эмоциональной.
По своей сути конструкция гибкая и мгновенно подстраивается под личностные особенности суггерента. Нередко в одном внушении комбинируются разные виды конструкций для усиления эффекта.
По форме внушение разделяют на три категории:
- сильное уговаривание;
- давление;
- эмоционально-волевое воздействие.
Нужный вариант определяется индивидуально с учетом характеристик объекта.
Также внушение делят на:
- преднамеренное;
- непреднамеренное.
В первом случае субъект имеет конкретную цель и точно знает, какую мысль должен внушить. Поэтому он тщательно подбирает формы и виды воздействия.
Непреднамеренное внушение делается без цели. Воздействие осуществляется через случайные:
- фразы;
- поступки;
- приведенные примеры из жизни;
- жесты.
В 75% случаев субъект даже не осознает, какое влияние оказывает. И не может прогнозировать результат.
Примеров такого внушения достаточно много. Один из известных боксеров однажды рассказал в интервью, что практически всегда знал, чем окончится очередной бой. И определял он это по поведению тренера. Если тот начинал нервно вертеть на руке часы, значит будет проигрыш. Самое удивительное, что тренер своим жестом всего лишь пытался унять нервное напряжение. А боец считывал его как неуверенность в победе и вполне закономерно проигрывал.
Содержание внушения различно. Поэтому его делят на:
- специфическое;
- неспецифическое.
Первое имеет мотивирующий характер. У объекта должны сформироваться конкретные:
- мысли;
- убеждения;
- посылы к действиям.
Неспецифическое внушение затрагивает психоэмоциональную сферу. Суггерент в процессе воздействия может изменить настрой, ощутить эмоциональный спад или, наоборот, воодушевиться.
Внушение принято классифицировать как:
- прямое;
- косвенное.
Прямое актуально только для объектов, которые:
- не показывают сопротивления;
- сопротивляются слабо.
Взаимодействие в этом случае открыто, цели не скрываются. Используются:
- безаппеляционность;
- короткие фразы;
- прямые взгляды;
- высокие тона;
- давление корпусом.
Косвенное внушение подразумевает создание новой установки мимоходом в скрытом виде. Оно подходит объектам, для которых характерны:
- эгоцентризм;
- самоуверенность;
- отказ от идеалов.
Инструментами воздействия становятся:
- намеки;
- просьба о совете;
- мягкие формулировки;
- полувопросительное убеждение.
Важно, чтобы суггерент принял нужное решение самостоятельно.
В отдельную группу выделяют самовнушение. Психологи считают его самым мощным и опасным для личности в случае негативных установок.
Причины повышенной внушаемости
Это качество личности зависит от целого ряда факторов, которые хоть и связаны с психикой человека, но им не контролируются и не регулируются. Наиболее тесно внушаемость связана с врожденными индивидуально-психологическими особенностями человека, такими как пластичность или гибкость нервной системы. А вот ригидные (негибкие) люди, отличающиеся устойчивостью психики и даже упрямством, менее подвержены внушению.
Наряду с гибкостью можно выделить еще ряд психических и психофизиологических предпосылок внушаемости:
- Неуверенность в себе, робость побуждает личность больше доверять другим людям, которые воспринимаются как более сильные и авторитетные.
- Низкая самооценка, которая часто является причиной неуверенности и приводит к тому, что человек не только не ценит собственное мнение, он даже не пытается его сформировать.
- Воспитанная с детства привычка беспрекословно подчиняться родителям, учителям, начальству – любому авторитетному человеку.
- Высокий уровень эмоциональности, особенно экзальтированность, когда под напором эмоций рушатся рациональные барьеры и способность к критической оценке информации.
- Склонность к истерии и неврастении.
- Низкий уровень интеллекта, неспособность логически мыслить и критически осмысливать ситуацию.
- Возраст. Дети более внушаемы, так как они менее уверены в себе. Уровень внушаемости повышается и у пожилых людей по той же причине – усиление чувства неуверенности.
- Женщины более внушаемы, чем мужчины. Психологи называют три основные причины этого: традиционно воспитанное чувство зависимости от мужчины, более гибкая психика и повышенная эмоциональность.
Эти факторы могут действовать как по отдельности, так и в комплексе. То есть внушаемый человек вовсе не обязательно отличается низким интеллектом, возможно, у него заниженная самооценка, или он долго находился в состоянии зависимости, или это просто экзальтированный тип.
Несмотря на то, что повышенная внушаемость может создавать человеку серьезные проблемы, психологи доказали, что у этого свойства есть и положительные стороны. Внушаемые люди не только легче адаптируются к новой среде, но и более талантливы, так как они более восприимчивы, легче обучаются, у них гибкое мышление, способное находить оригинальные способы решения задач. Вера в учителя и стремление следовать за ним тоже играет немалую положительную роль в процессе обучения любому делу.
Формы внушения
Существует три основные формы воздействия на человека:
- гипноз;
- внушение при полной расслабленности человека, как психической, так и физической;
- внушение в повседневной жизни, во время бодрствования индивидуума.
Воздействие такого рода направлено на снижение бдительности человека, ослабление его мыслительных процессов для принятия информации, при этом используются эмоции внушаемого. То есть во время установки новая информация связывается с уже знакомыми человеку фактами, людьми, ситуациями, которые вызывают у него сугубо положительные эмоции. Это позволяет расположить к себе индивидуума, вызвать у него доверие. При этом стоит учитывать, что при появлении негативных эмоций установка будет полностью отвергнута.
Убеждение
Внушение и убеждение – похожие и в то же время кардинально разные понятия. Последнее можно приравнять к подвиду внушения. В данном методе воздействия используются логические приемы, объединенные с социальным и психологическим давлением. То есть в качестве инструмента здесь применяются ссылки на авторитетные источники информации, влияние группы индивидуумов. В последнем случае убеждение работает более эффективно, так как групповое воздействие на человека сильнее, чем воздействие одного индивидуума на другого.
Убеждение направлено непосредственно на логику и разум человека. Потому при воздействии учитывается уровень развития личности. При низком уровне убеждение может не сработать, так как у малоразвитых индивидуумов обычно полностью или частично отсутствует логическое мышление.
Гипноз
Гипноз и внушение – понятия практически неразделимые. Гипнозом называется состояние, в котором человек находится между сном и бодрствованием. По-другому гипноз – измененное состояние сознания, транс. Гипнотизер использует различные приемы, чтобы ввести человека в транс, воздействуя на психику гипнотизируемого.
Гипнотизер выполняет одновременно несколько действий: введение в транс; внедрение в подсознание собственных установок, внушение определенных задач. Человек погружается в гипнотическое состояние посредством постоянных, монотонных действий гипнотизера, направленных на раздражение определенных органов чувств:
- осязания (прикосновения, поглаживание);
- слуха (приглушенная музыка, спокойный тон голоса);
- зрения (фиксация взгляда на каком-либо атрибуте гипнотизера).
Также некоторые гипнотизеры практикуют полную блокировку органов чувств – физическое расслабление, закрытие глаз во время сеанса. В гипнотическое состояние человек может погрузиться только при условии, что его мозг имеет предрасположенность к переходам в заторможенное состояние.
Голос гипнотизера как бы завладевает подсознанием человека, блокируя потоки другой информации.
Внушение мыслей на расстоянии: техника
Данная практика осуществляется преимущественно ночью, когда сознание объекта внушения расслабленно или спит. Это самый благоприятный момент, так как во время сна подсознание человека максимально открыто для воздействия.
Именно в этих условиях нужно проводить телепатическое внушение мыслей другому человеку: так он примет чужие мысли за свои собственные.
Данный метод позволяет внушить любовь, здоровье, любую эмоцию любому человеку, также можно внедрить мыслеобраз с определенной командой.
Перед началом практики требуется составить нужный образ или текст внушения, заучить его, чтобы в нужный момент произнести.
1. Практик занимает положение сидя или лежа, закрывает глаза и расслабляет все мышцы своего тела и лица. Постепенно это введет человека в расслабленное медитативное состояние.
2. Он сохраняет осознанность и погружается еще глубже. Для этого человек концентрируется на своем дыхании, наблюдает за процессом и не вмешивается.
3. Спустя некоторое время сосредоточения практикующий поймет, что ход своих мыслей остановился, и он находится в глубоком трансе.
4. Человек вспоминает то лицо, которому нужно внушить мысль. Образ его нужно представить, как можно ярче. Полезно воспроизвести ощущение, которое появляется при живой встрече с ним. С практикой это будет создавать эффект присутствия и повышать результативность методики!
5. Практикующий начинает мысленно повторять заученный текст для внушения, представляя, как выстраивается энергетический канал, как он соединяется с головой человека и как туда внедряется мысль, многократно повторенная.
Повторять необходимо сосредоточенно, не отвлекаясь ни на какую постороннюю мысль! Количество повторений текста внушения строго индивидуально для каждого практика: в какой-то момент он почувствует, что достаточно. По практике, повторять команду нужно не менее 20-ти раз.
6. После человек воображает, как объект внушения исполняет ту мысль, тот приказ, который был ему внедрен: например, как он подходит к телефону, набирает нужный номер и звонит.
Все эти образы нужно отсылать по энергоканалу в голову объекта.
7. В конце практик представляет, как в голове объекта внушенные команды трансформируются в его личные мысли и желания.
Практику нужно проводить по 15 мин. ежедневно.
Результаты потрясут вас. Вскоре вы научитесь делать мощные гипнотелепатические внушения кому угодно и наблюдать, как люди выполняют то, что вам нужно!
Самовнушение
Иногда человек получает внушение от себя, от своей внутренней сущности. В этом случае податель и получатель внушения — это одно и то же лицо. Это называется самовнушением.
Больной может сказать себе: «Мне становится все лучше и лучше день ото дня». Политический деятель внушает себе: «Я буду победителем на выборах». Студент внушает себе: «Я обязательно сдам экзамен».
Во всех этих примерах человек мыслит оптимистично и стремится улучшить свои слабые стороны. Он добавляет уверенности себе. Это случаи положительного самовнушения.
В отрицательном самовнушении человек говорит: «Я не смогу сдать экзамен», «У меня плохая память», «Меня не любят другие», «Я не пользуюсь популярностью» и т. д. Таким образом, человек недооценивает себя, и наполняется пессимизмом.
Положительное самовнушение очень полезно. Оно придает уверенности в себе. Индийская армия с позитивным самовнушением «Мы храбрые джаваны» продемонстрировала превосходные качества и совершала подвиги в военных конфликтах с Китаем и Пакистаном.
Учитель должен способствовать положительному самовнушению в классе. Это вселяет в учеников оптимизм, уверенность в себе и позитивное отношение к жизни.
Отрицательное самовнушение опасно. Оно может привести виновного человека к ощущению совершения глубокого греха и преступления, слабого человека к апатии и депрессии, отстающего ученика к повторным неудачам и так далее.
Психологи и педагоги Востока и Запада всегда пользовались позитивным самовнушением во всех необычных ситуациях и состояниях психического расстройства.
Известный индийский философ Патанджали подчеркивает важность позитивного самовнушения для поддержания крепкого психического здоровья. Он говорит, что всякий раз, когда человек чувствует слабость, пусть он скажет себе: «Я сильный». При болезни пусть скажет: «Я здоров».
На самовнушении основан и известный в медицине эффект Плацебо .
Таким образом, он будет контролировать свои тревожные мысли. Их можно контролировать с помощью противоположных позитивных мыслей, пропускаемых через себя.
Внушаемость
Внушаемость — это степень принятия внушений человеком. Дети, а также слабые и менее интеллектуальные взрослые больше склонны к внушению. У некоторых людей сопротивление внушению может быть большим — они не так легко внушаемы.
Внушаемость может быть измерена путем проведения эксперимента. Мы даем ряд внушений человеку и выясняем, сколько из внушений он принял.
Если В.В. — количество выданных внушений, П.В. — количество внушений, принятых субъектом, то C — коэффициент внушаемости можно рассчитать по следующей формуле:
С = П.В. / В.В.
Если мы дадим 20 внушений ребенку, а он примет 12, коэффициент внушаемости будет 12/20 или 0,6.
Внушаемость зависит от ряда факторов:
- Возраст. Дети более внушаемы, чем подростки, а подростки более внушаемы, чем взрослые. Внушаемость снижается с возрастом, опытом и зрелостью.
Дети более внушаемы, потому что:
- им не хватает опыта;
- им не хватает разума;
- им не хватает способности к критике новых идей;
- они знают о своей несостоятельности;
- они не получают удовлетворительного ответа на свои вопросы;
- они смотрят на старших, как на высших существ.
- Интеллект. Чем выше уровень интеллекта, тем меньше внушаемость. Слабо развитые дети легко внушаемы. Дети с превосходными способностями начинают сомневаться и спорить.
Придумайте сказку или историю о привидениях и расскажите умному ребенку. Он поставит под сомнение существование фей и возможность полета. Более глупый ребенок примет все, что ему скажут.
- Пол. Мальчики считаются менее внушаемыми, чем девочки.
- Знания. Чем больше объем знаний, тем меньше внушаемость. Люди знания — просвещенные люди, и у них есть критическое отношение, которое вызывает сопротивление внушению. Следовательно, внушаемость обратно пропорциональна количеству знаний.
- Вера. Лица, сформировавшие убеждение по какому-либо вопросу, сопротивляются внешнему внушению по этому вопросу. Трудно внушить коммунисту проголосовать за либерала. Гораздо легче внушить обычному жителю деревни (у которого нет никаких убеждений) голосовать за кого угодно.
- Интерес. Если внушение относится к области интересов, оно обычно очень сильно. Предложите абитуриенту любой краткий метод подготовки к экзамену и он примет его с готовностью. Человек с хроническим заболеванием принимает всевозможные советы от «целителей».
Безработный человек отвечает на все объявления и принимает любые предложения кого-либо относительно возможности трудоустройства.
- Темперамент. Некоторые люди внушаемы по своей природе. Они принимают без критики все, что им говорят. Такие доверчивые люди усваивают урок очень поздно.
- Эмоции. Внушение встречает сопротивление при логическом мышлении, но оно сработает гладко в измененном эмоциональном состоянии. Возбудите сначала эмоции человека, а потом внушите. Это хорошо работает.
- Физиологическое состояние. Подсказка лучше работает в состоянии усталости, сонливости, нервного напряжения, интоксикации и психической депрессии. Она встречает сопротивление в состоянии бодрости и физической свежести.
Внушение отлично работает в состоянии гипнотического транса, а также в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь парализует центральную нервную систему и блокирует критическое суждение и психическое равновесие. В состоянии низкой способности различения внушение не встречает никакого сопротивления.
- Тип личности. Интроверты менее внушаемы, поскольку у них есть твердые убеждения . Экстраверты по своей природе, связанной с зависимостью от других, более склонны принимать чужие внушения.
- Источник предложения. Сила внушения зависит от человека, который внушает. Для детей — родители, старшие товарищи и учителя являются авторитетами и, следовательно, сильным источником внушения.
Начальник, политический лидер, ученый являются авторитетами, и их слово является общепринятой доктриной. Внушения от великих людей также имеют большой эффект. Даже слова учителя или тексты книг оказывают сильное влияние на детей.
Внушаемость зависит от источника внушения и наиболее сильна, когда это:
- великий или авторитетный человек;
- популярный человек;
- большая группа;
- напечатанный текст или мотивированная реклама.
Внутригрупповая внушаемость
Внушаемость может быть не только индивидуальной, вместе с ней еще выделяют внутригрупповую внушаемость. Это понятие характеризует непосредственные отношения индивидов, состоящих в группе.
Внутригрупповая внушаемость определяется, как неосознаваемое и абсолютное принятие участником группы мнения этой же группы. Такое принятие происходит, как будто в состоянии гипноза, потому что оно совершенно не поддается никакому анализу, принимается бесконфликтно и некритично.
Внутригрупповая внушаемость — неосознаваемая установка, которая выражается в индивидуальной податливости человека к идеям и позициям группы, что является базовой чертой группы.
Внушаемость субъекта можно определить специальными диагностическими тестами или с помощью экспериментальных исследований.
В 40-е годы 20-го века начали проводиться различные исследования на определение внутригрупповой внушаемости. В одном из таких исследований использовалась экспериментальная методика подставных групп. Суть данного эксперимента состояла в том, чтобы продемонстрировать зависимость мнения индивида от позиции остальных участников. Данное исследование начиналось с того, что испытуемых собирали в специально оборудованном помещении, им давалось задание: в течение известного времени определять длительность одной минуты, несмотря на часы, то есть, отсчитывая секунды про себя. Немного потренировавшись, испытуемые смогли научиться, практически точно определять минуту с отклонением до пяти секунд.
После этого, начинался следующий этап исследования. Испытуемых проводили в специально установленные экспериментальные кабины, в которых они должны были определить длительность минуты, после чего нажать кнопку для сообщения экспериментатору и другим участникам исследования о том, что минута уже прошла. При нажатии кнопки на пульте одним из испытуемых, у экспериментатора и остальных загорались лампочки.
Опыт заключался в том, что экспериментатор подавал ложные сигналы во все экспериментальные кабинеты, которые якобы извещали о том, что один или несколько испытуемых закончил отсчет. Этот сигнал подавался по стечению всего лишь 35 секунд, а не минуты. После этого фиксировалось, кто из испытуемых также поторопился с нажатием кнопки, и кто проигнорировал сигнал и остался ждать, продолжая личный отсчёт.
Степень внушаемости определялась разницей между длительностью минуты в первых опытах и дальнейших при подаче ложных сигналов. В ходе данного экспериментального исследования выяснилось, что имеется очень большое количество индивидов, проявивших внутригрупповую внушаемость.
Дальше эксперимент тоже продолжался, и стало понятным, что можно определить индивидов, имеющих тенденцию к конформности. Если спустя некоторое время дать испытуемым задание, в котором они будут только считать секунды до завершения минуты, но при отсутствии группы, то обнаруживается тенденция к возвращению своей предыдущей оценки (правильной). Другие – продолжают сохранять интервал, заданный ложными сигналами.
Является очевидным, что первые – желали не выделяться из группы, поэтому они как бы внешне принимали её позицию, но при возможности легко от неё отказывались, как только давление устранялось. Вторые – более внушаемые и конформные бесконфликтно принимали позицию группы и сохраняли её в дальнейшем.
Вышеописанный опыт исследования конформности и внутригрупповой внушаемости с помощью метода подставных групп, используя материал, который не имеет значения для испытуемых, наталкивает на мысль, что все индивиды могут делиться на две группы. Первая группа – это внушаемые индивиды и конформисты, вторая – независимые и устойчивые негативисты. В принципе, ожидалось подобное явление, поскольку в группе индивидов, которые лишь внешне взаимодействуют друг с другом и пребывают в отношениях непосредственной зависимости, так и должно было быть, иного результата даже не нужно было ожидать, тем более, что от индивидов требовалось озвучить личные суждения относительно незначимого для них опыта. Такие вещи, как ценности, убеждения, цели или идеалы, которые заслуживают на то, чтобы ради них вступать в разногласия с группой, не затрагивались.
Ориентация на межличностные взаимоотношения, свойственные диффузной группе, в которых индивид становится либо внушаемым, либо независимым, с точки зрения педагогики считается неправильной. Из-за чего возникает педагогическая дилемма, в которой имеются такие вопросы: нужно ли воспитывать конформистов, стремящихся развивать творческие способности, автономность мышления и позиций личности или делать упор в развитии ребенка на то, чтобы он стал нонконформистом, негативистом и нигилистом.
Типы внушений
Внушение можно классифицировать по ряду критериев, например:
По источнику внушения
- самовнушение;
- противопоставление;
- экспертное внушение;
- массовое внушение.
В таких случаях внушение бывает:
- позитивное внушение;
- отрицательное внушение;
- положительное самовнушение;
- отрицательное самовнушение.
Исходя из объекта внушения, бывают разные его формы, связанные с различными областями:
- эстетическое внушение;
- религиозное внушение;
- моральное внушение;
- интеллектуальное внушение.
Форма внушения
Церковная проповедь дает религиозное внушение. Политическая партия дает политическое внушение. Моралист дает моральное внушение. Красиво украшенное место — эстетическое. Ученый — интеллектуальное.
Школа может дать различные формы внушения. Если она красиво оформлена, и если классные комнаты, вестибюли и территория имеют эстетичный вид, ученики обязаны развить эстетическую чувствительность. Моральные внушения можно дать на утреннем собрании. Библиотека (книги) дает интеллектуальное внушение.
Методы внушения
Для склонения человека к желанному действию, блокировки нежелательного способа поведения или образа мышления; быстрого распространения слухов и нужной информации необходимы методы внушения.
Виды внушения имеют несколько классификаций, в одной из них выделяются такие: вербальные, невербальные, ненамеренные и намеренные.
Вербальное воздействие реализовывается с помощью словесных формулировок.
Невербальное внушение осуществляется бессловесно, посредством интонаций, поз и взглядов. Невербальное воздействие имеет три подвида: каталепсия, пауза и левитация.
Внушение ненамеренное – это, когда суггестор, не имея конкретных целей что-то внушить объекту влияния, не прилагает сознательных усилий этому. Такой вид воздействия эффективен тогда, когда объект внутренне расположен к навеваемой информации.
Намеренное внушение – это, когда суггестор имеет цель воздействия и ясно осознаёт, что именно собирается и будет внушать, и применяет все шаги, чтобы достигнуть поставленной цели.
Виды внушения по содержанию: положительное – позволяет достичь положительных изменений состояния объекта, его характера, эмоций и образа поведения.
Отрицательное внушение – представляет собой психологическое воздействие негативного характера, после которого проявляются отрицательные состояния, действия, свойства и чувства.
Некоторые мастера выделяют следующие виды внушения:
— воздействие, когда клиент бодрствует, когда его сознание вполне активно;
— в релаксирующем состоянии индивида, при котором появляется мышечное и психологическое расслабление;
— гипнотическое внушение, при котором объект воздействия оказывается в изменённом психофизиологическом состоянии;
— мысленное внушение, проводящееся без прямого контакта с личностью;
— метафизическое внушение является объединением разговора о реальности «Я» личности и неделимости Вселенной с мыслительным процессом воздействия. Данный способ применяется для психического или физического излечения клиента.
Есть также другие виды внушения: давление, сильное уговаривание, эмоционально-волевое влияние.
Косвенные внушения являются таким воздействием, при котором индивид имеет собственный выбор отвергнуть или все же принять оказываемое воздействие. Такое влияние необходимо для направления действий, эмоций и мыслей человека в сторону, какую он пытается избежать. Косвенные внушения разделяются на такие виды:
— последовательность принятия: когда суггестор перечисляет утверждения, которые индивид воспринимает, и в конце перечисления произносится установка, которую нужно принять;
— импликация: суггестор твердо говорит о возможных последствиях, и клиент настраивает себя именно на предсказываемый итог;
— двойная связка: клиенту предлагается сделать один выбор между двумя сходными вариантами;
— внушение, в котором суггестор озвучивает перечень возможных вариантов ситуации, при этом упуская самое значимое событие. Впоследствии к нему привлекается больше всего внимание индивида, и он фиксирует свое сознание на определенном аспекте.
Гипнотическое внушение является таким воздействием, которое погружает клиента в состояние изменённого сознания. Человек с помощью манипуляций суггестора углубляется в гипнотический сон, а пребывая в состоянии этого сна, он оживленно реагирует на высказывания гипнотизёра. Критическая оценка информации отсутствует, поэтому команды проходят в само подсознание, пропуская мимо осознанный анализ. Затем происходит воздействие на поведение, здоровье и психоэмоциональное состояние.
Согласно еще одной классификации бывают следующие виды внушения:
— механическое: над клиентом реализовывается воздействие посредством вещей и явлений, какие обладают монотонным эффектом (звуком, светом);
— психическое внушение, такое же, как и вербальное — воздействие словом;
— магнетическое внушение – основанное на применении лечебного магнетизма.
Специалисты полагают, что наилучший эффект достигается при сочетании магнетического и психического воздействия.
Психологическое внушение выделяется отдельно от других видов, его часто соотносят с бытовым внушением. В психологическом внушении используется специальное психологическое воздействие суггестора на суггерента, который применяет вербальные и невербальные способы коммуникации. Качество доводов суггестора не является столь высоким, критичность мыслей суггерента небольшая. Выходит, что суггерент вникает в слабые доводы суггестора, и зачисляет их к своим, не требуя для этого доказательств. Здесь суггерент подвергается не настолько воздействию источника, формы внушения и содержания, как личности суггестора, вызывающей безоговорочное доверие.
Установки, которые внушаются суггестором и закладываются в подсознании суггерента, становятся частью его личности. В дальнейшем индивид, который был подвержен влиянию, меняет свой привычный образ поведения согласно к полученным установкам.
Внушение на расстоянии – это способ, при котором индивиду навязываются установки, когда он находится не в ближайшей зоне действия. Этот метод способен изменять убеждения и образ поведения.
Внушение на расстоянии связывают с такими явлениями, как гипноз и телепатия.
Внушение мыслями
Мысленное внушение, внедрение собственных желаний и идей – воздействие, результатом которого является смена установок, убеждений и отношения к чему-либо или кому-либо. Сюда же можно отнести появления новых стремлений в жизни, о коих индивидуум ранее не задумывался.
Данный метод воздействия используется при отсутствии близкого контакта с внушаемым человеком, то есть на расстоянии. Суггестор детально представляет себе, что объект внушения находится в данный момент рядом с ним, при этом чувствуя, как его мысли достигают точки назначения – подсознания внушаемого. Для того чтобы мысленное внушение свершилось, человеку необходимо верить в собственные силы, а также детально представлять то, чего он желает добиться от внушаемого, в какое состояние он хочет его ввести.
Вербальное, или словесное внушение
Воздействие такого рода предполагает полное погружение внушаемого в расслабленное состояние. Это увеличивает силу вербальных сигналов, посылаемых суггестором. Последний должен быть полностью уверенным в собственных возможностях, собранным и сосредоточенным на осуществлении задуманного.
Вербальное, или словесное внушение имеет несколько подвидов:
- Прямое. Здесь используются простые установки, понятные как самому суггестору, так и внушаемому. Они быстро проговариваются и осуществляются, при этом внушаемый не имеет возможности отказаться от принятия установки. Данный метод внушения ранее применялся для блокировки болевого синдрома при операциях.
- Косвенное. При таком воздействии человек не понимает, чего от него пытается добиться суггестор, и у него появляется выбор, принимать установку, или же сопротивляться ей.
- Открытое словесное внушение. Здесь внушаемому предлагаются несколько разных установок, приняв которые, он может начать действовать. Успех внушения зависит от отношения человека к получаемой информации.
- Скрытое вербальное внушение. Это объединение спокойной речи индивидуума с определенными скрытыми приказами (командами, установками).
Все фразы и отдельные слова произносятся настойчиво, но при этом спокойно и ровно, не слишком громко. Голос должен содержать в себе силу и уверенность суггестора. Сила внушения словами увеличивается в несколько раз, если фразы постоянно повторяются, так как повторение помогает закрепить новую информацию в подсознании внушаемого.
Невербальное внушение
Воздействие осуществляется при помощи визуального контакта с внушаемым, изменения интонации суггестора, различных жестов, фиксации взгляда человека на постоянно движущемся предмете. Слова здесь используются в качестве вспомогательного инструмента.
Способы внушения при невербальном воздействии:
- Изменение физического состояния человека – каталепсия. Во время внушения индивидуум принимает определенную позу, которую навязывает ему суггестор.
- Внедрение пауз в произносимый текст. Внушаемый непроизвольно заполняет промежутки между получаемой информацией собственными мыслями, решениями и установками.
- Внушение левитации. Здесь физическое воздействие полностью отсутствует, внушаемый погружается в транс только благодаря собственному воображению.
Техники
По фотографии
Эта техника подходит в случаях, когда задуманный объект находится на большом расстоянии от вас. А также для новичков, потому что не будет необходимости представлять и длительно удерживать чётки образ другого человека. Достаточно иметь его фотографию. Следует позаботиться о том, чтобы никто вас не потревожил, удобно расположиться в кресле или на стуле, можно даже лечь, главное, чтобы было комфортно, и вы не испытывали напряжение. Расслабьтесь и сосредоточьтесь на фото, когда прочувствуете уверенность в своих возможностях и будете максимально сконцентрированы – начните про себя произносить какую-то одну команду, очень много раз, с каждым произношением ощущая всё больше и больше уверенности в результате.
На незначительном расстоянии
Также для новичков, с целью практики. Для этого потребуется человек, который согласится быть испытуемым. Вы можете расположиться в разных комнатах, главное, чтобы он дал себе установку, что готов принимать то, что вы будете ему посылать, также расслабился, закрыл глаза и чётко представил вас. Соответственно, вы должны проделать тоже самое и следовать вышеперечисленным рекомендациям. Кстати, этот приём с обоюдной выгодой. Если партнёр заинтересован в том, как читать мысли, то одновременно с вами может в этом попрактиковаться.
Животные и растения
Интересный метод, с помощью которого возможно излечить животное или растение, а также пообщаться с ним. Единственное условие состоит в том, что оно должно быть ваше, и о котором вы уже давно заботитесь. Для этого сядьте напротив, войдите в состояние лёгкого транса, то есть, когда мышление замедлено, вы расслаблены, дыхание глубокое, а в голове эффект пустоты. Посмотрите внимательно на своего питомца, закройте глаза и отчётливо воспроизведите его образ.
Повторите так несколько раз, закрывая и открывая глаза, пока внутренняя картинка не начнёт полностью совпадать с реальной. Когда это случится – значит вам удалось установить телепатическую связь, и теперь можно приступать непосредственно к внушению. Как я говорил, на выдохе, из области межбровья даём определённый посыл. После чего прислушайтесь к своим ощущениям, что с вами происходит. Это будет ответ от питомца, в виде картинки или даже звука. По завершению поблагодарите своё животное или растение за ответ и готовность с вами пообщаться. Кстати, со временем, с практикой и усилением телепатической связи вы сможете обращаться к нему с какими-то вопросами.
Лечение человека
То же самое можно проделать и с человеком, я имею в виду излечить его, улучшить самочувствие, оказать поддержку и даже помочь с чем-то справиться. Этот метод называется позитивная телепатия. Кстати, его неосознанно используют по отношению друг к другу любящие и очень близкие люди. Но наиболее сильны матери, которые волнуются за своего ребёнка, они порой действительно силой мысли способны творить чудеса, даже если их чадо находится на другом континенте, они могут почувствовать неладное заранее, да ещё и помочь выздороветь, выжить только силой своего желания.
Итак, что нужно делать. Представьте, как к задуманному человеку отправляется шар, который состоит из энергии, тёплой и исцеляющей, как душу, так и тело. Как через точку межбровья он его вдыхает, и эта энергия заполняет его, каждую клеточку и орган. Как меняется его настроение, он улыбается и чувствует, что вы рядом. Как задуманные вами послания попадают в его сознание. Очень важно, чтобы вы сами в этот момент ощущали то состояние, которое хотите ему передать.
Пошаговая инструкция
Как повлиять на действия задуманного человека или вызвать у него ощущение любви к вам.
- Удобно расположитесь, расслабьте поэтапно каждую часть тела, затем сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха.
- Закройте глаза и подумайте о тексте, который хотите передать, важно, чтобы он был ясным и коротким.
- Затем представьте этого человека, как — будто он сейчас рядом, и вы его ощущаете реально, вплоть до запаха.
- Начните проговаривать свой приказ или убеждение. Например, чтобы он сейчас написал вам сообщение.
- Игнорируйте идеи, которые будут сами по себе возникать в голове.
- А теперь начните визуализировать то, что вы хотите, чтобы он сделал. То есть, как он берёт телефон, открывает необходимое приложение и начинает писать вам сообщение.
- Захотите этого очень сильно, и тогда внушение дойдёт до него, потому что его мозг уловит ваши целенаправленные посылы.
- Ежедневно уделяйте внимание этому упражнению не менее 15-20 минут, и со временем вы обязательно усвоите телегипноз.
Послание человеку
И последнее, для тех, кого интересует вопрос о том, как передавать быстрое, так называемое, сообщение о себе. Когда нет времени и возможности настроиться на представление и прочее, но нужно срочно о себе дать знать. Для этого подумайте о послании, необходимом человеке, затем сделайте глубокий вдох и очень резкий сильный выдох, на котором ваше сообщение улетает к адресату.
Противопоставление
Если источником внушения является человек, не похожий на субъекта, оно дает противоположный эффект. Ребенок, который не доверяет учителю или своим родителям, отказывается принять внушение просто потому, что оно исходит от нелюбимого человека.
Он не просто не соглашается, но и действует наоборот. Предположим, что его просят оставаться в определенном месте, но указание от учителя, который не нравится ему, заставит ребенка покинуть это место.
Это противопоставление работает не только среди детей, но и среди взрослых. Почему Адам и Ева попробовали фрукт? Это было запрещено, и, следовательно, противопоставление сработало.
С образовательной точки зрения следует избегать любых ситуаций противопоказаний. Когда дети теряют веру в учителя или родителя, когда у них есть внутреннее недовольство, когда они не приспособились к окружающей среде, они проявляют отрицательное отношение, вызывающее противоречие.
Большинство случаев недисциплинированности в школе происходят из-за противопоставлений. Таким образом, учитель должен относиться к учащимся с тактом и сочувствием, внушать доверие к себе, чтобы его предложения были легко приняты.
Хорошо или плохо быть внушаемым
Психология как наука не дает оценки внушаемости, поэтому нельзя с уверенностью сказать хорошо или плохо обладать такой чертой.
Начнем с того, что на внушаемости базируется воспитание любого человека: ребенок, не имея собственного опыта, получает информацию от родителя. Как часто мы слышим: «Не беги, не лезь на дерево и т. д.», — это и есть самая первая форма внушения. Многие люди, став взрослыми, перенимают привычки, образ жизни, установки родителей, не в состоянии избавиться от того, что глубоко отпечаталось в мозгу ещё в детстве. Поэтому абсолютно все люди обладают внушаемостью в разной степени, какими бы уверенными в себе и независимыми они не казались.
Психотерапевты для внушаемых людей применяют обозначение – гипнабельный индивид. Это говорит о том, что человек хорошо поддается гипнозу. Невозможно оценить пользу или вред такого качества, но бывают ситуации, которые решаются благополучно только под гипнозом. Например, кодирования от различных видов зависимости.
Психологи также выделяют повышенную внушаемость. При таком состоянии человек настолько податлив, что готов изменить свою изначальную точку зрения на любую другую высказанную из более авторитетного источника, чем он сам.
Внушаемые люди склонны к манипуляциям из-за своей слабой натуры:
- они чаще, чем другие, попадают в ловушки мошенников и аферистов,
- создают социозависимые союзы, долгими годами подчиняются чужой воле,
- порой терпят различного рода насилие,
- имеют низкую самооценку, настолько, что не выводят свое мнение в главенствующую позицию,
- вступают в межличностные конфликты из-за неопределенности взглядов.
На фоне таких негативных моментов стоит выделить и некоторые преимущества:
- психика внушаемых людей очень пластична, что позволяет им шире смотреть на мир, легче переживать стресс,
- повышенная внушаемость часто выливается в развитие таланта, среди инертных личностей много художников и поэтов,
- у людей с повышенной внушаемостью хорошая память, их мозг как губка впитывает информацию, они более обучаемые.
Степени внушаемости
В психологии существует понятие степени внушаемости. Она может быть повышенная и легкая. Первая характерна для людей:
- малообразованных;
- с психическими расстройствами;
- склонных к истериям.
Вторая степень наблюдается в определенной ситуации:
- под влиянием алкоголя;
- в состоянии стресса;
- во время истерик;
- у детей 7-11 лет.
В состоянии стресса человек становится более внушаемым
Внушение на расстоянии
Внушение мыслей на неопределенной дистанции не признают скептики. Они не признают даже возможности его наличия, однако, это реально и уже доказано. О гипнозе знают многие, верят в него, но помимо гипноза еще существует гипнотическая телепатия, благодаря ней становится возможным оказывать мощное влияние на расстоянии, то есть без наличия визуального контакта.
Техника внушения мыслей на расстоянии базируется на воздействии посредством сигналов, что идут от коры мозга. Те, на кого ориентирован данный сигнал не подозревают себе о влиянии, какое оказывается на них, полагая, что мысли в голове принадлежат только им.
Существует теория, по которой все мысли – это радиоволны определенных частот. Человек считается радиоприемником и в соответствующих условиях он сможет уловить чужие мысли на расстоянии.
Метод мысленного влияния на расстоянии – это телепатическое внушение, которое называют телегипнозом. Телепатия не имеет количественных или пространственных ограничений, в отличие от силового или материального влияния, не имеет зависимости от внешних условий и может влиять на кого либо, вне зависимости размера разделяющего расстояния.
Можно сделать даже такое, что другим кажется совершенно невероятным – заставить индивида позвонить. Даже когда интересуемая персона находится на дистанции до тысячи километров, но сможет уловить передаваемую мысль о том, что вы просите её перезвонить. Человеческая мысль, передаваемая мозгом движется куда быстрее, нежели скорость света и способна достигнуть любую точку Земли за мгновение. Нужно просто понять, что мысль – это волна, что способна передвигаться в пространстве без ограничений и передаваться другим.
Индивид, который полагает, что телепатические способности отсутствуют у него, должен хорошо проанализировать собственную жизнь, и суметь вспомнить, когда хотя бы раз использовал телепатические способности. Например, не трудно вспомнить такой случай, как вы собрались позвонить человеку и вдруг, как взяли телефон, раздался звонок телефона именно от человека, которому нужно было позвонить.
Второй пример, вы долго размышляете о человеке, вскоре его встречаете, как будто совершенно случайно. Также, когда в разговоре вы вдруг произносите одновременно с собеседником одну фразу.
Нередко телепатия встречается среди самых близких людей. Услышав слова близкого человека, вы понимаете, что наверняка знали, что тот произнесёт. Примеров случаев довольно много есть у каждого. Ведь бывает, что вы долго и пристально наблюдаете за человеком, который не видит вас, и вдруг он оборачивается и ловит с вами зрительный контакт.
Порой случается, что вдруг в голову приходят такие мысли, которые человеку обычно совсем несвойственны, и он их чувствует, как чужеродные. Действительно так есть, не свойственные вам мысли, могут оказаться не вашими, их внушил другой человек.
Мозг человека – это мощная радиостанция и одновременно радиоприёмник. В некоторых состояниях сознания, после изменения электро-волновой активности, можно услышать чужие мысли и также транслировать их на расстоянии.
Техника внушения мыслей на расстоянии не настолько тяжела, как кажется. Наверное, многие представляют, что для этого должен быть магический ритуал, но каждый желающий сможет его провести просто у себя дома. Технику лучше всего осуществлять ночью, как раз тогда сознание человека лучше подвергается внушению, оно максимально расслабляется, или спит. Именно сон является самым подходящим моментом для внушения, поскольку подсознание лучше всего открыто для воздействия. Можно мысли передать на расстоянии, и человек воспримет их за собственные. Благодаря данному методу можно внушить человеку любовь, желание и эмоцию.
Техника внушения мыслей на расстоянии начинается с принятия самого удобного положения, лечь или стать. Как только удобно устроились, нужно расслабить все мышцы тела, прочувствовать это ощущение. Глубоко вдохнуть и выдохнуть три раза. Далее необходимо продумать короткий, хорошо воспринимающийся текст, формулировку, соответствующую потребностям, которая будет посылаться человеку.
Нужно максимально сосредоточиться на ощущении человека, которому планируется внушение. Для этого стоит закрыть глаза, вообразить его ярко, и максимально реально, как можно четче и высказать уже придуманный текст, мысленно повторять несколько раз, предельно внимательно, в голове не должно больше быть ни единой лишней мысли.
Далее нужно визуализировать момент, как он выполняет приказ, который был задан в тексте. Например, он уверенно берёт телефон, набирает номер и звонит. Внушаемые мысли проникают через энергетические каналы в мозг и делают необходимое – внушение доносится до объекта. Мысли суггестора стают мыслями суггерента, он возьмёт телефон, думая, что сам хочет позвонить вам. Можно развивать свое искусство внушения, упражняясь, каждый день по 15 минут.
Эффективность внушения
Для успешного внушения первостепенную важность приобретают разные факторы:
- суть установки;
- умение конструировать внушение;
- личность суггестора;
- личностные качества суггерента;
- характер отношений между двумя сторонами;
- обстоятельства взаимодействия.
Противостоять внушению сложнее в группе. И чем она больше и восприимчивее, тем ниже шансы отдельного индивида противостоять насаждаемым установкам самому и убедить в их несостоятельности окружающих.
Вне зависимости от того, личность или группа выступают в роли субъекта внушения, успех обеспечивает авторитетность суггестора. Она складывается из:
- социального статуса;
- ореола известности;
- склонности к доминированию;
- обладания каким-либо видом власти;
- положительной оценки социума.
Внушение – это очень сильный инструмент, способный отражаться даже на физическом состоянии объекта. Поэтому важно развивать в себе критическое мышление и не принимать безосновательных решений.
Как силой мысли внушать доверие?
Как мы уже сказали, внушить мысли на расстоянии можно и чтобы человек начал доверять. Сами техники воздействия на подсознание не отличаются. В данном случае, вы должны правильно подобрать сами мысли, которые будут транслировать. К примеру, во время сеанса скажите: «Ты доверяешь (имя)!» и так далее.
Возможно и близкое воздействие. Главное, чтобы человек был рядом с вами и вы максимально на нем сосредоточились. Посылайте те же мысли, что и на расстоянии, но в данном случае вам будет гораздо проще сосредоточиться.
Как осуществляется внушение: психологический механизм и особенности
Психическая заразительность, или, если совсем уж по-научному, индуцированные психозы, известны испокон века. Они бывают всякие — от экстаза пляски святого Витта до вульгарной икоты, которой вдруг «заболевала» целая деревня. Во время первой мировой войны в войсках наблюдалось меряченье — двигательное эхо, повторение движений, гримас — это тоже одна из форм психической эпидемии. Как осуществляется такое внушение, подробно описали психиатры: один человек, возбужденный какой-либо идеей, словно заражает ею окружающих, внушает ее — и те совершают поступки, диктуемые данной идеей.
Подобные эпидемии распространяются и среди психически здоровых людей, но при изоляции от индуктора люди быстро выходят из этого психоза. У них появляется критическое восприятие происшедшего. Счастье, когда последствия этого «зомбирования» обратимы.
Индуктор — человек, который распространяет вокруг себя психическую эпидемию, — как правило, пользуется авторитетом в своей среде, чрезмерно активен, обладает способностью к убеждению. Но, как показывает практика, психологические особенности внушения заключаются в том, что далеко не всегда такой человек должен иметь особенно высокий интеллектуальный уровень. У старых авторов монографий по психиатрии описано немало случаев, когда примитивнейший, часто психически нездоровый человек индуцировал людей гораздо более развитых. Например, горничные в богатых домах, часто душевнобольные, внушали своим барыням явно бредовую идею, и те легко ею заражались.
Исследования внушения как способа психологического воздействия показывают: содержание «заразной» идеи, ее ничтожность или, наоборот, величие, ее ложность или справедливость решающего значения не имеют. Это могут быть сложные психологические мотивы демонологии и инквизиции средневековья или повальное заражение падучей. Сегодняшний день представляет нам психические эпидемии в ассортименте — «Белое братство» и иные тоталитарные секты. Раскачивание перед телевизором, из которого вещают многочисленные «целители» и экстрасенсы, гремучая смесь идей воскрешения и переселения душ, существования потусторонних сил и так далее.
И не стоит думать, что вы сможете избежать этой психической заразительности, ибо, как утверждали классики психиатрии, нет истерии как болезни, а есть только истерические реакции, сами по себе неболезненные — каждый человек в большей или меньшей степени склонен к этим истерическим реакциям.
Человек как существо социальное внушаем в принципе, и подчинение его ныне действующей общественной идее или идее, модной в его микросоциуме, — дело естественное. И, конечно же, не всякий индуцированный психоз заканчивается преступлением. Но, тем не менее, специалисты Центра им. В. П. Сербского утверждают: никогда еще склонность людей к психической заразительности не оборачивалась такими кровавыми, жестокими криминалами, как в последнее время.
Факторы, увеличивающие внушаемость
- Неуверенность в себе.
- Низкая самооценка.
- Авторитет оппонента.
- Стеснительность, покорность, робость.
- Эффект неожиданности.
- Состояние транса.
- Впечатлительность, доверчивость.
- Тревожность, чувство собственной неполноценности.
- Влияние группы или отдельного индивида.
- Расстройства психики.
- Склонность к подражанию.
- Некомпетентность, состояние стресса.
- Условия неопределенности, групповое давление.
Внушаемые личности не умеют рассуждать логически и сопоставлять факты, они не имеют своего мнения и всегда ориентируются на кого-то. Всегда сомневаются в своих действиях, испытывают тревогу, когда нужно сделать самостоятельный выбор, постоянно находятся в поиске личности, которая скажет, что им делать. Такие личности не готовы брать ответственность на себя за свою жизнь, и за жизнь близких людей. За них всегда должен кто-то решить.
Помимо индивидуальной внушаемости, есть еще групповая внушаемость, ярко выраженный эффект толпы.
Групповая внушаемость – это когда группа людей подвержена влиянию конкретного индивида, или группы лиц. В этот момент человек внутри группы действует как все люди в группе, он не может контролировать свои мысли и эмоции. Такое влияние всегда негативно, человек может неосознанно поддаться влиянию толпы, чтобы находиться в этой группе. Сам процесс происходит как под гипнозом, это неосознанная внушаемость.
Желание быть в группе становится выше своих желаний, человек не может быть один, поэтому вынужден подчиниться.
Если человек сильно поддается внушению, то это привносит в его жизнь множество проблем. Часто чужое мнение негативно сказывается на взаимоотношениях с близкими, на достижении желаемого.
Как сделать внушение более действенным
Каким бы ни было воздействие на человека, для достижения положительного результата необходимо руководствоваться следующими правилами:
- Внушаемый должен находиться в расслабленном состоянии, при этом его логика и критическое осмысление должны быть полностью отключены. Это возможно при легком алкогольном опьянении, а также погружении в транс.
- Суггестору необходимо верить в то, что он пытается внушить человеку, иначе воздействие не будет результативным. Также ему не стоит сомневаться в собственных силах во время сеанса.
- Для достижения желаемого результата нужно постоянно тренироваться и самосовершенствоваться.
- Во время воздействия суггестор должен выполнять все обещания, данные подопечному, иначе внушение будет не эффективным.
Способы снизить внушаемость
- Работа над своей самооценкой. Чем более здоровая самооценка, тем меньшему внушению подвержен человек.
- Работа с психологом и участие в тренингах.
- Проверка полученной информации с помощью фактов.
- Правильное окружение. Люди, которые нас окружают сильно влияют на нас. По истечение времени, мы становимся похожи на тех, кто нас окружает.
- Замечайте изменения в себе после общения с людьми. Отследите кто и каким образом на вас влияет. Постарайтесь сразу избавляться от отрицательных.
Самая серьезная проблема внушаемости – это потеря собственного мнения и собственного «Я» человеком. Человек может просто забыть кем он является и что он хочет, когда весь его мир строится на мнении окружающих. Этот фактор не помогает лучшему установлению контактов с людьми, а даже разрушает их.
Внушаемый человек всегда находится в группе риска, так как внушаемыми людьми очень легко манипулировать. А вот самовнушение в этом плане может быть весьма полезным. Вы можете самостоятельно скорректировать свое поведение и свою жизнь. Людям, которые не подвержены внушению этот прием дается с трудом, вам же достаточно работать с аффирмациями и мантрами, чтобы в короткие сроки улучшить свое состояние.
Начните с простого, сместите фокус своего внимания на себя и на позитив, начните ежедневно проговаривать аффирмации, и вы увидите, что результат не заставит себя ждать.
Как защититься от воздействия
Ввиду того что многие мошенники используют внушение как способ получения наживы, возникает необходимость самозащиты от данного воздействия.
Рекомендации, помогающие защититься от внушения:
- Во время общения с малознакомыми личностями необходимо помнить о собственных целях, при необходимости переводя разговор на интересующую вас тему.
- В диалоге нужно постоянно изменять занимаемую позу, использовать жестикуляцию, периодически меняя интонацию и темп, тембр голоса. Рекомендуется также изменять скорость дыхания.
- При малейшем подозрении на внушение и неспособности освободиться от него нужно резко оборвать диалог и уйти.
- Во время разговора специалисты не рекомендуют смотреть в глаза человеку, пытающемуся внушить вам что-либо, а также наблюдать за его манипуляции, будь то размахивание руками или использование каких-либо предметов, привлекающих внимание. Здесь следует зафиксировать взгляд на статичном предмете, или же постоянно перемещать взгляд с одного объекта на другой.
- Если вы поняли, что вам пытаются внушить чужие идеи и желания, то вам необходимо погрузиться в воспоминания, мысленно нарисовать картину каких-либо событий.
- Остановить воздействие извне помогает общение с собственным «Я», прослушивание громкой музыки, чтение вслух любого текста.
Помните, что внушение может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное помогает вернуть человеку уверенность в себе, восстановить здоровье и отказаться от пагубных привычек, когда как отрицательное внушение разрушает человека изнутри, настраивая на негативный исход событий.
Метод ненавязчивого воздействия на расстоянии без приказов: особенности
По сути, внушить мысли на расстоянии довольно сложно, но всему можно научиться. Нередко люди хотят научиться действовать мягко, а не в приказном порядке, как бы подселяя свои мысли так, чтобы человек думал, что это его решения,
В таком случае сама техника используется та же самая, что и предыдущая. Единственное, что отличается — ваши фразы. Они не должны быть приказными, а более мягкими. Вы должны как бы подселять мысли в голову, к примеру, «Поесть бы чего-нибудь», «А может позвонить Наташе?» и так далее.
Как внушить человеку мысль после сна?
Как правило, техника, как внушить мысли на расстоянии, нередко работает на сон. Но можно ли делать это после пробуждения? Вообще, конечно, можно. Когда человек просыпается, то его голова только начинает работать и наполняться мыслями после ночи. Так что, в принципе, это даже один из лучших способов настроить человека на день! Вы можете даже задать ему настроение, если так хотите.
Как влиять на подсознание человека и внушать ему мысли на расстоянии без его ведома?
Итак, чтобы внушить мысли на расстоянии, важно не просто научиться делать это правильно, но и овладеть техникой:
Техника внушения мыслей
- Для начала приготовьте помещение. Условия должны быть комфортными для вас. Обстановка должна помочь вам расслабиться.
- Подготовьте себя. Примите удобную для себя позу, выключите все, что может вас отвлекать. Сосредоточьтесь на дыхании — вдох на 4 счета, а выдох на 8.
- Настройтесь на человека. Представьте его — как он выглядит, двигается, прочувствуйте его. Чтобы было проще, посмотрите на его фото.
- Только когда вы настроились на человека и вам кажется, что он рядом, то начинайте телепатическое воздействие. Отправьте ему четкий запрос. Уверенно, жестко, как-будто не принимаете отказа, произнесите запрос. Лучше делать это вслух. Вы должны не просто сказать, а прочувствовать, что надо сделать. На этот этап выделите 3-4 минуты, но не больше.
- Теперь выходите из своего состояния. Это важно учесть, потому что вы должны вернуться в себя. Обнимите себя или ущипните. Посмотрите по сторонам на знакомые предметы.
После завершения процедуры, неплохо бы отдохнуть. Для этого прогуляйтесь, попейте чаю, в общем, сделайте то, что для вас приятно.
Как внушить человеку любовь
Ну вот мы и добрались до самого интересного. Как внушить человеку, что он вас любит? Возможно ли такое? Оговоримся сразу: внушить горячую любовь, если нет ответного импульса, практически невозможно. Если есть такое желание, посетите какую-нибудь гадалку, которая по фотографии поколдует над аурой вашего «объекта» и, бросив в котелок с кипящей водой волшебные травы, приворожит его. При этом, кстати, она не забудет внушить вам, что вы должны расстаться с энной суммой, и этому внушению вы покоритесь незаметно для себя.
Если же вы хотите понравиться человеку, произвести на него хорошее впечатление, то это вполне реально. Для этого необходимо понаблюдать за тем, на кого направлено ваше внимание, о ком вы думаете с неугасающим интересом. Каков он по характеру? Какие люди ему нравятся? Какие идеи он высказывает? Прислушивается ли он к мнению окружающих или решает все сам?
Ваша задача – по возможности полно изучить нрав человека и его предпочтения. Старайтесь быть ближе к нему мысленно: думайте о нем на расстоянии, направляйте ему мысленные посылы положительной энергии. Силой мысли можно воздействовать на другого, если он уже испытывает к вам интерес. Для этого с вашей стороны необходимы чувство симпатии и открытость. Объект внушения должен ощущать волну хорошей энергии, позитива, которые исходят от вас по направлению к нему. Встречаясь с ним, беспечно улыбнитесь. Пусть ваши глаза излучают свет, не прячьте и не отводите их. Делитесь своим хорошим настроением, демонстрируйте, что человек вам приятен.
При разговоре попробуйте слегка заступить за черту, отделяющую его личные границы: подойдите ближе, чуть-чуть коснитесь плеча. Беседуя, наклоняйте корпус в сторону визави, разверните колени и ступни к нему. Это запечатлевается подсознанием, как проявление искреннего интереса. Попробуйте прием отзеркаливания: во время беседы ненавязчиво повторяйте жесты собеседника, только так, чтобы это выглядело естественно и незаметно.
Дополните воздействие таким приемом: вечером, ложась спать, создайте мысленный образ захватившего ваше воображение человека, расслабьтесь, «постройте» мостик между ним и вами. Пусть по этому мостику к нему переходят ваша любовь, ваши мечты и желания.
Внушить человеку что-либо – задача не из легких, но выполнимая. Тренировки и упражнения помогут вам освоить приемы суггестии. Однако, прежде чем применять их на практике, хорошо подумайте: вам действительно это нужно? Если вы будете развиваться, много читать, учиться, стремиться к освоению нового, то вскоре станете лидером, за которым люди тянутся сами. И не понадобится никакой гипноз.