Психические и когнитивные навыки: что важно
Стадии развития ребенка до года прописаны на основании средних показателей. Есть дети-торопыжки, есть те, кто осваивает все несколько медленнее. Но чаще всего малыши преуспевают в одном и немножко отстают в другом – например, физическое развитие опережает когнитивное или наоборот.
Неравномерность – нормальное явление, если в целом стадии развития ребенка до года проходят достаточно своевременно. На что обращать внимание?
- Комплекс оживления может возникать уже в конце первого месяца и обязательно должен появляться в два: малыш при приближении объекта или предмета, новых звуках сначала замирает, сосредотачивается. Затем начинает двигать ручками и ножками, строить рожицы, улыбаться, произносить всяческие звуки, похожие на гуление, дыхание и сердцебиение учащаются.
- Если первые признаки появления комплекса оживления с замиранием и фиксацией можно не заметить, то пропустить его полный комплект невозможно, настолько это бурная реакция.
- Появление социальной улыбки в два месяца: это не случайные гримаски у грудничка, а улыбка, которая появляется при виде родных. С этого времени общение с близкими становится важнейшим занятием для ребенка: исследования доказали, что именно социальные контакты до года – залог успешного раннего развития детей.
Отсутствие комплекса оживления и улыбки – повод для обязательного обследования у врача!
- Гуление и лепет – важнейшие этапы, первое становление функции речи. Если данные стадии развития ребенка до года не появляются, это указывает на серьезную проблему. Необходимо проверить слух ребенка и его неврологическое здоровье.
- Развитие мелкой и крупной моторики также указывает на соответствие нормам: в три месяца ребенок старается схватить и удерживать легкие предметы в руках, к полугоду способен не только хватать то, что предложат, но и тянуться к игрушкам, подползать к ним, умеет перекладывать погремушку из одной руки в другую.
- Удержание головки на весу – маркер развития, который появляется в месяц. К трем малыш может приподнимать голову и плечики, опираясь на согнутые ручки. Перевороты на живот и на спинку в норме осваиваются к четырем месяцам.
- К шести положено уметь вставать на четвереньки и раскачиваться – это предпосылки ползания. В 10 месяцев начинается ходьба с опорой, а в среднем к году большинстве детей способны сделать первые шаги без поддержки.
Особенности малышей до 3 месяцев
Важные особенности детей — врожденные двигательные рефлексы. Они влияют на развитие детей от 0 до 1 года и в течение 12 месяцев в норме почти все угасают. Какие это рефлексы?
- Хватательный: если вложить что-то тонкое и длинное в ладошку ребенка, например, свой палец, то кроха сожмет ручку в кулачок. Этот рефлекс был необходим для выживания, чтобы не терять маму, а теперь благодаря ему дети тренируют ручки и обучаются сжимать их произвольно, все хватать и удерживать. Но не все врожденные рефлексы так просто объяснить!
- Например, шагательный рефлекс с опорой: если взять даже новорожденного малыша под мышки вертикально и дать его стопам коснуться поверхности, то он начнет перебирать ножками, как будто идет.
- Если же положить малыша и прижать ладонь к его стопам, то он будет отталкиваться ножками и пытаться уползти.
- Если погладить малышу спинку, провести пальцем вдоль позвоночного столба, то туловище изогнется дугой.
- Еще один врожденный рефлекс — раскидывание ручек в стороны и сведение их при громких звуках или сотрясении тела (например, если резко сдвинуть кроватку или внезапно сесть рядом с малышом на матрас). Этот рефлекс можно объяснить тоже «наследием прошлого».
Важно следить за рефлексами: в норме перечисленные угасают к 4-5 месяцам. Если они все еще есть после этого возраста, нужна консультация невролога.
Развитие детей от 0 до 1 месяца
Развитие детей от 0 до 1 месяца проходит не особенно заметно: малыши спят от 19 до 22 часов в сутки, и на активное бодрствование остается не так уж много времени. Но это не значит, что они не развиваются!
Двигательная активность достаточно случайна и хаотична, но постепенно все начинает приходить в управляемый порядок. Например, новорожденный младенец не может поднимать голову и держать ее на весу, а к месяцу это становится нормой развития (почаще выкладывайте ребенка на животик, чтобы стимулировать мышечный рост!).
В первые недели руки и ногу у малышей согнуты и поджаты к телу, ладошки собраны в кулачки. Это повышенный тонус мышц-сгибателей конечностей, который у детей до трех месяцев считается абсолютной нормой и не требует никаких процедур и исправлений. К концу первого-середине второго месяца ладошки начнут расправляться, тянуться ко рту уже целенаправленно.
Зрение у новорожденных не особенно острое: в первый месяц диапазон различения предметов вокруг примерно полметра. Малыш различает контрастные рисунки, свет, темноту, контуры.
Забавный факт: согласно исследованиям, все новорожденные любят смотреть на светлые предметы с формой овала — что соответствует маминой груди или человеческому лицу. Развитие зрения детей от 0 до 1 месяца идет активно, и через 4 недели после рождения малыш уже может сфокусировать взгляд на лице родных и начинает встречать его улыбкой.
Хотя кажется, что многие новорожденные ничего не слышат, потому что могут спать во время ремонта у соседей, это не так. Слух у младенцев с рождения довольно хороший, это запаздывает формирование реакции на звуки. Младенцы вздрагивают при резких звуках, но быстро успокаиваются. А вот через 2-3 недели появляется первая реакция на мамин голос, знакомый еще до рождения: если ребенок в это время ест, то при разговоре с ним останавливается и слушает.
2-3 месяцы: особенности развития ребенка
Бурное развитие, которое можно заметить каждый день, начинается со второго месяца. Ребенок уже умеет приподнимать головку, поворачивать ею, отслеживать движение предметов и улыбается всем, кто наклоняется к нему и ласково разговаривает.
Комплексом оживления называют важную реакцию, которая появляется на 2-ом месяце. Это не только улыбки при обращении родных, но и бурное размахивание ручками и ножками, малыш буквально радуется всем телом. Появляются первые звуки, гуление, часть становления речи у детей. Это очень полезная реакция во всех отношениях, так что почаще вызывайте комплекс оживления во время бодрствования.
С двух до трех месяцев малыш учится переворачиваться со спины на живот. Хотя порой это и происходит (не оставляйте его одного на высоте), но чаще все же это случайность, только первые шаги в овладении телом.
К концу третьего месяца малыш поворачивает головку на голос или звук, умеет хорошо следить за движущимися предметами, узнавать близких, тянуться к интересным вещам. Он начинает различать цвета: красный, желтый, зеленый и последним — синий.
Развитие ребенка в 4 месяца
Малыш взрослеет на глазах. В 4 месяца он уже не просто узнает вас, но и понемногу понимает обращенную речь, вливается в режим семьи.
Физическое развитие
- малыш с легкость переврачивается на бок, на спинку, опирается на руки
- ползает на животе;
- пытается сесть;
- переворачивается с живота на спинку;
- осознанно берет и бросает игрушки;
- пытается поддерживать бутылочку при кормлении.
Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с четырехмесячным малышом
Родители, зная особенности развития ребенка с первого дня, могут ожидать от малыша в это время попытки лепетать первые слоги “ма”, “па”, “ба”. Карапуз уже начинает реагировать на свое имя, чувствует настроение родителей У него появляются любимые игрушки. Малыш прислушивается к музыке, начинает стучать игрушками в такт. Поэтому, на этом этапе развития ребенка хорошо купить игрушки со звуковыми эффектами, которые вращаются или вибрируют.
Развитие ребенка в 5-6 месяцев
В календаре развития ребенкаэтот период необычайно занимателен. Малыш начинает всем интересоваться, на прогулке все привлекает его внимание. Он очень активничает.
Физическое развитие
- ребенок некоторое время сидит, опираясь;
- играет с ногами, тянет их в рот;
- начинает понемногу ползать;
- в этот период у некоторых детей уже начинают прорезываться зубки, поэтому обзаведитесь безопасными прорезывателями;
- в это время можно начинать понемногу вводить прикорм.
Малыш становиться более коммуникабельным, пытается поддержать беседу на “своем языке”. Он играет с различными предметами, в том числе и с домашней утварью. Радуется близким и с опаской относится к незнакомцам. Любит рассматривать картинки, на которых изображены лица людей. К этому моменту у малыша уже выработались некоторые привычки (покушать, поиграть, прогулка).
Актуальными для развития мелкой моторики будут различные сортеры, игрушки молоточки. Но будьте внимательны к мелким деталям: маленький почемучка может проглотить их или попытаться засунуть в нос. Купите малышу рельефный прорезыватель для зубок (из нетоксичного геля или пластика), который может стать также интересной игрушкой.
Развитие ребенка в 7-8 месяцев
Это период начала социализации малыша, он старается во всем копировать родителей.
Физическое развитие
- ребенок уверенно сидит;
- старается встать на ножки, держась за бортик кроватки;
- хорошо ползает, особенно за понравившейся вещью;
- проявляет интерес к еде из общего стола, пьет из чашки при поддержке взрослого;
- продолжают прорезываться зубки. При достаточном их количестве, малыш может жевать мягкую пищу;
- встает на четвереньки.
В этот период ребенок проявляет активный интерес к разным игрушкам. Малыш все чаще копирует поведение взрослых. Он становится очень любознательным. Начинает понимать причинно-следственные связи, показывает на предметы, которые называет мама. В этом возрасте ребенок также узнает любимые песни и стишки, может просить родителей включить или спеть какой-либо из них. Малыш пытается произносить первые слова из повторяющихся слогов (ма-ма, па-па и т.д), имитирует звуки. В этом возрасте также можно начинать учить с малышом название частей тела, названия животных, и звуки, которые они издают.
Развитие ребенка в девять месяцев
В девять месяцев ребенок уже свободно сидит, с поддержкой за руки стоит, легко вступает в контакт со взрослыми людьми, очень интересуется детьми, повторяя за ними их действия. Также ребенок отвечает действиями на простые вопросы и просьбы – «дай мне», «на». Первые попытки танцевать – один из самых приятных сюрпризов развития ребенка в девять месяцев.
Развитие ребенка в десять месяцев
В десять месяцев ребенок активно ползает, стоит без поддержки, у него появляются первые слова. Малыш эмоционально реагирует на все новое, удивляется. Количество целенаправленных движений у малютки увеличивается, кроха постепенно учится управляться с мелкими предметами быта, копируя поведение взрослых.
Развитие ребенка в одиннадцать месяцев
В одиннадцать месяцев малыш делает шаги вперед с поддержкой за руки, выполняет простые требования, просьбы. Кроха уже ориентируется в понятиях «можно», «нельзя»; у него увеличивается количество слов, ребенок машет рукой на прощание.
Развитие ребенка в год
Физическое развитие
- ребенок уверенно сидит;
- сам встает и пытается ходить без поддержки;
- имеет около 6-8 зубов;
- вес составляет около 10 кг, а рост в пределах 80 см;
- малыш активно ест овощи, фрукты, мясо, рыбу, яйца, зерновые каши, молочные продукты, совмещая прикормы с грудным молоком матери или смесью. После года, при отсутствии противопоказаний, ребенка можно постепенно переводить на “взрослый” стол.
Ребенок в год – это уже полноценные человек. Только маленький. Он потихоньку ходит, говорит (словарный запас 10-12 слов). Может выразить свои чувства, проявляет эмпатию, пытается дружить с детками. Узнает членов семьи, выражает свои эмоции по отношению к ним (например, скучает). Ребенок понимает, о чем его просят, соотносит некоторые слова с предметами. Малыш готов к новым открытиям, ведь в мире столько всего нужно еще узнать!
Вскармливание детей раннего возраста
Для того, чтобы малыш развивался согласно возрасту, необходимо правильно организовать его питание. Данное питание должно обеспечивать организм малыша необходимым количеством энергии и пищевыми веществами.
Режим кормления
Согласно рекомендациям ВОЗ, прикладывание малыша к груди должно производиться уже с первого дня жизни по любому знаку голода. Таким образом, в первые дни жизни малыша частота кормления может достигать 10-15 раз за сутки. Это еще называют режимом свободного вскармливания. Затем, по мере роста малютки, кратность кормления уменьшается и на второй-третьей недели составляет около 6-7 раз за сутки. Согласно рекомендациям ведущих педиатров России, здоровым доношенным детям после рождения (после выписки из роддома) устанавливается шестиразовый режим кормления с интервалом 3,5 часа. После 6 месяце жизни устанавливается пятиразовый режим кормления с интервалом 4 часа.
Важно придерживаться режима кормления.
Расчет объема питания, необходимый ребенку первого года жизни
В первые десять дней жизни новорожденного суточный объем смеси или грудного молока можно рассчитать по определенной формуле:
Количество молока в сутки = 0,02 * массу тела при рождении * день жизни малютки. То есть два процента от массы тела при рождении умножаем на количество дней жизни.
После 10 дней жизни суточное количество молока рассчитывается «объемным» способом Гейбнера – Черни. Для использования данного способа нужно научиться рассчитывать долженствующую массу тела ребенка. Она рассчитывается путем ежемесячных прибавок: к массе при рождении прибавляем 600 г за 1 месяц, по 800 г за 2 и 3, 750 г – за 4-й, 700 г – за 5-й и так далее до 12 месяцев). То есть на 50 г меньше для последующих месяцев. Затем, рассчитав долженствующую массу тела малыша, используем следующее правило:
- С 10 дней до 2 месяцев малыш должен получать суточной объем питания в размере 1/5 долженствующей массы тела.
- С 2 до 4 месяцев – 1/6.
- С 4 до 6 месяцев – 1/7.
- После 6 месяцев здоровые дети получают суточный объем питания в размере 1000 мл.
После 6 месяцев ребенку начинают давать новые продукты питания. Выделяют пищевые добавки и блюда прикорма. Пищевые добавки в суточном объеме питания не учитываются. К ним относятся: соки, фруктовое пюре, желток, сухари, печенье, хлеб пшеничный. Блюда прикорма учитываются в суточном объеме питания и постепенно заменяют кормление грудью. Первый прикорм начинают вводить с 6,5 мес до 7 мес. Второй прикорм с 7,5 мес до 8 мес. Третий прикорм с 8,5 мес до 9 мес. К блюдам прикорма относятся: овощное пюре, молочно-крупяная или молочно-злаковая каши, мясное пюре, творог, рыбные блюда.
Детские очки для зрения – это необходимость и часть имиджа ребенка. Для детей и подростков оправа может стать красивым аксессуаром. Купить детские детские оправы для очков рекомендуем по ссылке на официальном сайте.
Что должен уметь ребенок: таблица по месяцам
Социальное развитие
Умение | 50% детей | 90% детей |
Может отклонять просьбу протестом | 8 месяцев | 11 месяцев |
В ответ на просьбу дает матери предмет | 9 месяцев | 1 год 0.5 месяцев |
Имитирует один жест, например, хлопанье в ладоши, или делает «пока-пока» | 10 месяцев | 1 год 1.5 месяца |
Ласкает куклу или мягкую игрушку | 11 месяцев | 1 год 2.5 месяца |
Катит мяч взрослому | 11.5 месяцев | 1 год 3.5 месяца |
Подражает видам домашней деятельности (вытирает пыль, подметает мусор и т.д.) | 1 год 0.5 месяца | 1 год 4.5 месяца |
Помогает убирать игрушки | 1 год 1 месяц | 1 год 5 месяцев |
Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ему ее показали | 1 год 2.5 месяца | 1 год 7 месяцев |
Выполняет простые поручения по дому | 1 год 3 месяца | 1 год 8 месяцев |
Остается на короткий промежуток времени у знакомых (15 минут) | 1 год 4 месяца | 1 год 9 месяцев |
Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро | 1 год 5 месяцев | 1 год 11 месяцев |
Охотно играет с ровесниками в догонялки | 1 год6 месяцев | 2 года |
Спонтанно обихаживает куклу или мягкую игрушку (кормит, укладывает и т.д.) | 1 год 7 месяцев | 2 года 2 месяца |
Пробует утешить, если кто-то печален | 1 год 8 месяцев | 2 года 3 месяца |
Вербально выражает чувства | 1 год 11 месяцев | 2 года 7 месяцев |
Выражает желания в «Я»-форме | 2 года 1 месяц | 2 года 10 месяцев |
Придерживается правила игры: один раз «я», один раз «ты» | 2 года 3 месяца | 3 года |
Развитие речи
Умение | 50% детей | 90% детей |
Копирует звуки (вибрация губами, щелкание) | 8 месяцев | 11 месяцев |
Говорит двойные слоги, например, «ма-ма», «дай-дай» без значения | 8.5 месяцев | 1 год |
Говорит двойные или одинарные слоги со значением | 9.5 месяцев | 1 год 1 месяц |
Выражает желания определенными звуками, говоря, например: «Э!» | 10 месяцев | 1 год 1.5 месяца |
Использует слова «папа» или «мама» для называния людей | 10.5 месяцев | 1 год 2.5 месяца |
Говорит 2 осмысленных слова | 11 месяцев | 1 год 3 месяца |
Говорит 3 осмысленных слова | 1 год | 1 год 4.5 месяца |
Напевает вместе с кем-либо детские песенки | 1 год 1 месяц | 1 год 6 месяцев |
Говорит осмысленное слово с 2 различными гласными звуками, например, «киса» | 1 год 2 месяца | 1 год 7 месяцев |
Называет знакомый предмет в ответ на вопрос | 1 год 3 месяца | 1 год 9 месяцев |
Выражает желания словами «дай», «ам-ам» | 1 год 4 месяца | 1 год 9 месяцев |
Повторяет знакомое слово | 1 год 5 месяцев | 1 год 11 месяцев |
Может вербально отклонить просьбу | 1 год 6 месяцев | 2 года 1 месяц |
Говорит первые предложения из 2 слов на детском языке («папа машина») | 1 год 7 месяцев | 2 года 2 месяца |
Называет 8 из 12 предметов на тестовых картинках | 1 год 8 месяцев | 2 года 4 месяца |
Использует свое имя, когда говорит о себе | 1 год 10 месяцев | 2 года 7 месяцев |
Говорит первые предложения из 3 слов на детском языке («папа машина ехать») | 1 год 11 месяцев | 2 года 8 месяцев |
Называет все предметы из 12 на тестовых картинках | 2 года | 2 года 9 месяцев |
Говорит о себе в «я-форме» | 2 года 1 месяц | 2 года 10 месяцев |
Говорит nepвoe предложение из 4 слов на детском языке | 2 года 2 месяца | 3 года |
Использует численное два для обозначения нескольких предметов | 2 года 3 месяца | 3 года 2 месяца |
Использует слова «мне» или «тебе» | 2 года 4 месяца | 3 года 3 месяца |
Называет предметы на 1 из тестовых картинок во множественном числе | 2 года 5 месяцев | 3 года 5 месяцев |
Говорит первое осмысленное предложение из 5 слов на детском языке | 2 года 6 месяцев | 3 года 6 месяцев |
Использует вопрос «Почему?» (ответ не всегда нужен) | 2 года 7 месяцев | 3 года 8 месяцев |
?? просьбе взрослого повторяет предложение, состоящее из 5 слов | 2 года 8 месяцев | 3 года 9 месяцев |
Говорит первое осмысленное предложение из 6 слов на детском языке | 2 года 10 месяцев | 4 года |
К 2 прилагательным находит в контексте противоположные по значению слова | 3 года | 4 года 3 месяца |
Понимание речи
Умение | 50% детей | 90% детей |
Ищет отца или мать, если спрашивают, где папа или мама | 8 месяцев | 11 месяцев |
Поворачивается, когда родители называют его имя | 8,5 месяцев | 11,5 месяцев |
Реагирует на похвалу или запреты | 9,5 месяцев | 1 год 0,5 месяцев |
Выполняет просьбы «иди сюда» или «дай мне» | 10,5 месяцев | 1 год 2 месяца |
Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл | 11 месяцев | 1 год 3 месяца |
В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку | 1 год | 1 год 4 месяца |
Правильно показывает части тела или направляет взгляд на них | 1 год 1 месяц | 1 год 5 месяцев |
Понимает слово «открыть» и открывает банку | 1 год 1,5 месяцев | 1 год 6 месяцев |
Правильно показывает или направляет взгляд на 2 из 4 тестовых картинок | 1 год 2 месяца | 1 год 7 месяцев |
Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот (живот другого человека или куклы) | 1 год 3 месяца | 1 год 8 месяцев |
Выполняет просьбу «подними куклу и положи ее на стол» | 1 год 3,5 месяца | 1 год 9 месяцев |
Правильно показывает или направляет взгляд на 4 из 8 тестовых картинок | 1 год 5 месяцев | 1 год 11 месяцев |
Правильно показывает или направляет взгляд на 3 части тела | 1 год 6 месяцев | 2 года |
Правильно показывает или направляет взгляд на 8 из 12 тестовых картинок (предъявляются 3 картинки одновременно с последующей заменой одной) | 1 год 7 месяцев | 2 года 1 месяц |
Понимает слово «холодный», указывает на холодные предметы или называет их | 1 год 8 месяцев | 2 года 3 месяца |
Понимает слово «большой», в ответ на просьбу берет больший мяч (из двух) | 1 год 9 месяцев | 2 года 4 месяца |
Показывает свою руку или смотрит на нее | 1 год 10 месяцев | 2 года 5 месяцев |
Понимает слово «тяжелый», показывает на тяжелый предмет | 1 год 11 месяцев | 2 года 7 месяцев |
Распознает 2 вида передвижения на тестовых картинках (птица, рыба – летит, плывет) | 2 года | 2 года 8 месяцев |
Понимает 2 из 4 предлогов/наречий (на, под, рядом, за/позади) | 2 года 1 месяц | 2 года 9 месяцев |
Понимает 2 вопроса: «Что делаешь ложкой (расческой, с чашкой)?» | 2 года 2 месяца | 2 года 11 месяцев |
Понимает слово «легкий», берет легкий предмет | 2 года 3 месяца | 3 года |
Понимает 2 вопроса из 3: «Что ты делаешь, когда устал (голоден, грязный)?» | 2 года 4 месяца | 3 года 1 месяц |
В ответ на вопрос показывает свой подбородок | 2 года 5 месяцев | 3 года 3 месяца |
Знает, мальчик он, или девочка | 2 года 8 месяцев | 3 года 7 месяцев |
Показывает дважды правильно на самую длинную из 3 линий | 2 года 10 месяцев | 3 года 9 месяцев |
Восприятие взаимосвязей
Умение | 50% детей | 90% детей |
Находит предмет под чашкой | 8 месяцев | 11 месяцев |
Показывает пальцем в указанное направление | 9 месяцев | 1 год |
Подтягивает к себе игрушку за веревку | 9,5 месяцев | 1 год 1 месяц |
Кладет крышку на банку | 10 месяцев | 1 год 2 месяца |
Вставляет самый маленький стаканчик в самый большой (из трех) | 10,5 месяцев | 1 год 2,5 месяца |
Пробует рисовать карандашом | 11 месяцев | 1 год 3 месяца |
Показывает на что-либо пальцем | 11,5 месяцев | 1 год 4 месяца |
Вставляет самый маленький стаканчик в средний (из трех) | 1 год | 1 год 5 месяцев |
Помещает большой круг (диаметр 10 см) на шаблонную доску | 1 год 1 месяц | 1 год 6 месяцев |
Находит предмет под одним из двух стаканчиков | 1 год 2 месяца | 1 год 7 месяцев |
Переворачивает бутылку, чтобы достать предмет | 1 год 3 месяца | 1 год 8 месяцев |
Вставляет три стаканчика один в один | 1 год 5 месяцев | 1 год 11 месяцев |
Вытаскивает штифт и открывает запор на затворе для навесного замка | 1 год 6 месяцев | 2 года |
Помещает большой и маленький круги (диаметр 10 и 6 см) на шаблонные доски | 1 год 7 месяцев | 2 года 1 месяц |
Помещает на шаблонные доски квадрат, треугольник и большой круг | 1 год 9 месяцев | 2 года 3 месяца |
Строитряд из 5 кубиков (длина ребра 3 см) | 1 год 10 месяцев | 2 года 4 месяца |
Вставляет 3 из 4 форм в шаблонную коробку | 1 год 11 месяцев | 2 года 5 месяцев |
Сортирует кружочки по величине (12 кружочков трех разных диаметров — 5,5 см, 8 см, 11 см) | 2 года | 2 года 7 месяцев |
Сортирует 3 из 4 кубиков по цвету | 2 года 1 месяц | 2 года 8 месяцев |
Помещает 3 из 4 кружочков по правильному рисунку на шаблонной доске | 2 года 2 месяца | 2 года 9 месяцев |
Строит «мост» из трех кубиков по образцу | 2 года 4 месяца | 2 года 11 месяцев |
Складывает квадрат из 4 кубиков | 2 года 6 месяцев | 3 года 2 месяца |
ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ
— Какие темпы развития считаются нормальными, а когда нужна специализированная помощь?
— В освоении двигательных навыков допустимо отклонение в ту или иную сторону на пару месяцев. Бесстрашные гиперактивные дети начинают ходить и даже бегать уже в 9-10 месяцев. Но есть вполне здоровые малыши, которые осторожничают, боятся отойти от опоры и сделать первые самостоятельные шаги даже после года (через пару месяцев они обязательно пойдут). Первые слова также далеко не все начинают говорить вовремя.
Всегда следует обращать внимание на тревожные симптомы, которые будут поводом посоветоваться с врачом. Чаще они появляются задолго до 12-месячного возраста — важно их вовремя заметить и своевременно прийти за помощью.
Признаки отставания в развитии
Ребенок в год не ходит — один из вариантов нормы
С ранних месяцев можно говорить о задержке психомоторного развития, если ребенок:
У такого малыша к году не будет первых шагов. Поэтому на самых первых этапах важно проводить его комплексное лечение, направленное на улучшение моторной деятельности и нормализацию мышечного тонуса. |
Ребенок в год не говорит
Симптомы часто проявляются в 2-3-месячном возрасте, когда ребенок:
Поводом для беспокойства становится возраст 1,5 года. Если до этого возраста ребенок не произнес простых слов и не может показать предметы на картинке, стоит немедленно обратиться за помощью. |
Другие симптомы задержки развития
Ребенок требует пристального внимания врача-педиатра, если:
|
Когда начинать учить?
Начинать объяснять детям разницу между месяцами и временами года можно с 3-4 лет. К этому возрасту они уже видели все сезоны и понимают, чем они отличаются друг от друга. Они знают, что такое холод и что такое жара. Прежде, чем приступать к изучению названий месяцев, лучше выучить с ребенком все сезоны года.
С чего начинать обучение?
Начинать объяснение необходимо с того, что такое месяц в целом, сколько их в году и почему принято делить год на сезоны. Затем необходимо рассказать об общепринятом порядке и начать обучение с изучений месяцев, начиная с первого – января.
Обратите внимание! Быстрый способ запоминания количества дней в месяце: сжать кулак и посмотреть на косточки. Первая – январь. Месяц на косточке имеет 31 день, на впадине – 30.
Игрушки для развития с нуля
В первый месяц для развития достаточно родных: ребенок только учится распознавать образы и звуки.
Со второго месяца уже можно давать легкие и удобные для маленьких рук погремушки с разными звуками. Выбирайте не токсичные материалы одного-двух цветов и не выдавайте сразу все. Сначала с погремушкой «играет» взрослый: показывает, трясет у одного ушка, у другого, затем вкладывает в ладошку.
- Музыкальные карусели и мобили надо подвешивать так, чтобы игрушки были не выше 50 см над ребенком. Четкие контуры, яркие несмешанные цвета и легкая музыка — вот критерии выбора.
- Игрушки-погремушки на резиночке для подвешивания на кроватке или в коляске — отличный вариант для детей. Сначала малыш их будет рассматривать, затем тянуться ручкой, пинать ножкой, а к трем месяцам почти все активно и целенаправленно хватают и стучат по подвеске.
- Развивающие коврики становятся особенно актуальны после трех месяцев, но и до этого они неплохо заменяют мобили и подвески. Выкладывайте малыша на коврик на животик, это поможет стимулировать его развитие — вокруг столько интересного!
- Воздушные шарики светлых оттенков с гелием, парящие рядом с кроваткой, прекрасная забава. Особенно, если нарисовать там рожицу — это, как мы помним, самый любимый объект внимания малыша.
- Картинки и кубики с контрастным черно-белым рисунком тоже очень хороши для стимуляции развития. Только не забывайте их менять раз в неделю (или поворачивать кубик другой стороной).
- Из домашних запасов можно сделать массу игрушек: насыпать в легкую бутылочку пуговки, фасоль, макароны — все, что будет греметь. Сложить в тканевый мешочек шуршащий полиэтилен, нашить на ткань крупные бусинки и давать пощупать. Сшить вместе несколько разных тканей — бархат, лен, шелк и гладить ими ладошки малыша. Важно только следить, чтобы все хорошо закрывалось и было крепко пришито.
Как развивать малыша в 1 год
Игры на развитие двигательных навыков
|
Игры на развитие сенсорики и моторики
|
Игры на развитие речи
|
— Нужно ли выполнять специальные физические упражнения?
— Гимнастику и массаж проводят ежедневно в одно и то же время, чтобы малыш был готов к режиму и ждал процедуру. Регулярные занятия благотворно влияют на здоровье и самочувствие ребенка. Заниматься лучше за час до или после еды, в игровой форме. Насильно настаивать на занятии нельзя, и если ребенок не в духе, лучше перенести «урок» на более поздний срок.
Основные физические упражнения для детей от 1 года:
- ходьба по узкой дорожке, наклонной плоскости;
- ходьба приставными шагами;
- бег на месте;
- прыжки, приседания;
- игры с мячом или другими игрушками;
- ползание, лазание, преодоление препятствий;
- упражнения на развитие верхнего плечевого пояса.
— Развивающие занятия для годовалых деток вне дома актуальны?
— Ребенок получает новую информацию каждую минуту, и даже простые повседневные дела развивают и обучают его. В годовалом возрасте достаточно обычных занятий дома с мамой. Гимнастика, рисование, чтение книг, песни, прогулки — все это неиссякаемый источник знаний и жизненного опыта для малыша.
Групповые занятия в этом возрасте бессмысленны. Ребенок не может долго сосредоточивать свое внимание на предмете, быстро устает, отвлекается. Дополнительные контакты с посторонними также не полезны для еще формирующегося иммунитета.
— Тогда как найти баланс между развитием и отдыхом?
— Очень важно не перестараться с ранним развитием и не заполнять все время малыша занятиями, он должен учиться развлекать себя сам. Образовательная программа в один год должна состоять максимум из 3 блоков по 10 минут в разное время.
Например,
- утро — гимнастика и подвижные игры, паузы между блоками также нужно проводить динамично;
- день — сенсорика и игры с пирамидками, кубиками, пальчиковое рисование;
- вечер — развитие речи, спокойное чтение, пение, игра с картинками.
Такие занятия будут максимально эффективными. Между ними ребенок может гулять, играть, отдыхать.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
— Екатерина Борисовна, что надо делать, чтобы ребенок хорошо развивался?
— Единой правильной модели воспитания, к сожалению или к счастью, нет. Каждый ребенок индивидуален. Но существуют базовые принципы, на которых строится полноценное здоровое развитие. Задача родителей на этом этапе — всячески поощрять любые попытки крохи познать мир и максимально обезопасить этот процесс.
Например, если ребенок…
- открывает дверь — проследить, чтобы он не прищемил пальчики;
- взбирается на диван — предусмотреть мягкое падение;
- хочет есть самостоятельно — выдать ложку.
Предоставьте малышу возможность самостоятельного выбора — какую взять игрушку, в какую сторону идти на прогулку, на каких качелях кататься. Очень важно в этот период проговаривать все свои действия, объяснять происходящее. Это обогащает словарный запас, помогает развиваться речевым навыкам и делает мир понятнее и безопаснее для малыша.
— Какие игрушки нужны ребенку в год?
— Игр для этого возраста великое множество, и они не требуют больших затрат. Можно просто играть, не приобретая никаких игрушек, или вместо покупки дорогостоящих экземпляров смастерить самостоятельно аналогичные предметы. Полезны даже игры с крупами или макаронами различной величины и формы. Главное, при работе с мелкими элементами помнить о безопасности и ни на минуту не упускать руки малыша из поля зрения.
Выводы
Время с малышом пролетает очень быстро. За первый год жизни ребенок кардинально меняется. Основные изменения в развитие годовалого ребенка– это первые слова и первые шаги, развитие навыков общения, исследования мира, самообслуживания.
- https://MedAboutMe.ru/articles/razvitie_rebenka_vazhnye_etapy_razvitiya_malyshey_do_goda/
- https://MedAboutMe.ru/articles/razvitie_rebenka_ot_0_do_3_mesyatsev_i_ego_osobennosti/
- https://adonis.com.ua/blog/kak-razvivaetsja-rebenok-po-mesjacam/
- https://isida.ua/article/kak-razvivaetsia-rebenok-do-godika/
- https://moezdorovie.ru/blog/articles/uhod-za-rebenkom-do-goda-chto-nuzhno-mame/
- https://Kidy.eu/ru/blog/how-does-a-child-develop/
- https://mamako.ru/blog/7-12-mes/chto-dolzhen-umet-malysh-v-1-god/
- https://detpol6mag74.ru/stati-o-zdorove/razvitie-detej-do-goda-po-mesyacam
- https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kalendar-razvitiya-chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god.html