Что такое локус контроля?
Локус контроля – это понятие в психологии, характеризующие склонность человека воспринимать свои успехи или неудачи как следствие личностных качеств, либо внешних обстоятельств. Соответственно, есть два варианта:
- Внешний локус контроля (экстернальность) — успехи и неудачи являются результатом стечения обстоятельств, не зависящих от человека;
- Внутренний локус контроля (интернальность) — успехи и неудачи являются результатом вложенных усилий, принятых решений и зависят преимущественно от личностных качеств, а не от стечения обстоятельств;
Данный термин образован от латинского слова locus (переводится как «место» или «расположение») и от слова «контроль», не нуждающегося в пояснении. Им обозначают некое абстрактное пространство, в котором, по мнению человека, сосредоточены факторы, определяющие его жизнь. Термин ввёл американский психолог Джулиан Роттер в своей книге «Социальное научение и клиническая психология», впервые изданной в 1954 году.
Локус контроля является достаточно устойчивым свойством личности, не меняющимся со временем и практически не поддающимся коррекции психотерапевтическими методами. При этом современная психология располагает достаточно точными методиками, позволяющими однозначно установить каким конкретно локусом обладает человек.
Предпочтительным считается внутренний локус контроля. Интернальность говорит о высоком уровне зрелости, дисциплинированности и самостоятельности личности. А вот экстернальность чаще сопровождается инфантильностью и агрессивностью, которые не способствуют развитию хороших отношений с окружающими.
Примеры
Внешний локус контроля заставляет человека считать, что всё хорошее и плохое происходит в его жизни благодаря внешним обстоятельствам. К примеру, он может давать происходящим с ним событиям такие объяснения:
- вуз окончил с плохими оценками, потому что система образования в стране плохая;
- на работу опоздал, потому что на дорогах пробки;
- зарплата низкая, потому что начальство не ценит;
- избавиться от лишнего веса не получается из-за плохой наследственности.
Положительные события он тоже объясняет внешними обстоятельствами. Например, многие студенты считают, что поступили в вуз по чистому везению, да и впоследствии им кажется, что им часто везёт в учёбе. И всё же гораздо чаще экстернальность проявляется в том, что человек винит обстоятельства и окружающих в своих неприятностях.
Личности с внутренним локусом контроля считают происходящие с ними события собственными достижениями или провалами. Обычно их объяснения выглядят следующим образом:
- учился не очень старательно, поэтому и оценки плохие;
- на работу опоздал, потому что очень поздно выехал;
- зарплата низкая, потому что не хватает квалификации для повышения в должности;
- лишний вес не получается сбросить из-за неправильных пищевых привычек и нежелания заниматься спортом.
Разумеется, и положительные события личности с внутренним локусом контроля записывают в собственные заслуги. Хорошее образование, дисциплинированность, стройная фигура, высокие доходы и прочее они считают исключительно личными достижениями. В общении такие люди более приятны, поскольку всегда уверены в себе и практически никогда не источают негатив.
Механизм формирования
На формирование того или иного типа локуса контроля, его эволюцию влияет целый ряд факторов: индивидуальные особенности человека, условия воспитания, состояние общества, в котором он живет, исторический момент и многое другое. Под их влиянием у индивида формируется одна из установок: «От меня ничего не зависит» (пассивная позиция), «Все в жизни зависит только от меня» (активная позиция хозяина судьбы).
В 1954 году Роттер предположил, что выбор позиции связан с тем, как часто индивид сталкивался с похвалой и наказанием. Если в ответ на свои действия он получал негативную реакцию, испытывал неприятные эмоции, ощущал негативные последствия, или действия не приносили ожидаемого результата, то у него сформируется убеждение «я ничего не решаю».
Таким образом, большую роль в формировании локуса контроля играет воспитание. У детей из авторитарных семей, с непоследовательным родительским поведением формируется внешний тип контроля. Они с раннего детства привыкли подчиняться, плыть по течению. У детей из семей с демократическим стилем воспитания, последовательным поведением родителей формируется внутренний тип ответственности.
Воспитание, состояние общества, эпоха влияют на тип ответственности. Однако важно помнить, что локус контроля формируется и меняется всю жизнь. В любой момент субъект, если захочет, сможет изменить свою судьбу.
Психология локуса контроля
Такое свойство как локус контроля является одной из основных и значимых характеристик, которые связывают между собой внутренние переживания человека, его действия, и чувство ответственности за их свершение.
Специфическая психология локуса контроля заключается в том, что субъект стремится искать и причислять ответственность за то или иное событие различным внешним или же внутренним субъективным факторам, собственным стараниям.
Грубо говоря, локус контроля представляет собой специфическую черту характера индивидуума, которая полностью отражает степень его склонности к наделению результатов своей деятельности определенной атрибутикой.
Собственный успех и достижения он может определять, как результат своих личных усилий или же, наоборот, стечением обстоятельств, чьим-то вмешательством, последствием определенных внешних факторов, событий.
Неудача же может быть для него, например, результатом собственных недочетов, недоработок, несовершенства. При этом стоит отметить, что данная характеристика практически не поддается сознательному изменению, формируясь в процессе адаптации к условиям социума, и зависит от сопутствующих условий. Это также объясняет тот факт, что параметры локуса (экстернальность и интернальность) не являются врожденными характеристиками.
При этом стоит отметить, что никогда не наблюдается крайней степени экстернальности или интернальности у одного человека. Скорее, эти параметры проявляются в различной степени выраженности одновременно, образуя своеобразный смешанный тип.
Таким образом один и тот же субъект, в зависимости от происходящего с ним, может «списывать» ответственность за произошедшее либо на себя, либо на различные внешние факторы и атрибуты. Данный «смешанный» тип также образует собой основу специфического феномена, именуемого «предрасположенностью к собственному Я».
Локус контроля Дж. Роттера, диагностика
Шкала Роттера двухполюсная (на одном полюсе находятся интерналы, на другом – экстерналы), позволяет диагностировать уровень внутреннего локуса: степень самостоятельности людей, ответственности и активности в достижении целей.
Определение собственного локуса контроля служит основой для совершенствования, самоанализа, понимания сильных и слабых сторон, изменения отношения к происходящим событиям – мощного толчка к личностному росту и развитию. Преобладание экстернальных особенностей сообщает о необходимости научиться нести ответственность, отмечать собственный вклад, кроме внешних воздействий.
Склонным к интернальности людям важно понять, что невозможно удержать под контролем абсолютно все. В мире не существует человека, который все знает и умеет
Локус контроля и его виды
Мы уже упомянули, что локус контроля бывает внешним и внутренним, теперь рассмотрим эти типы подробнее. Кроме этого, вероятно, у вас возник вопрос о том, бывает ли нечто среднее. Например, такой тип, когда индивид понимает, что он влияет почти на все, однако он не всемогущ, и иногда не может повлиять на внешние условия. Да, такой вид есть. О нем мы тоже поговорим.
Интернальный тип (внутренний локус контроля)
Люди с таким типом личности принимают ответственность за свою жизнь и за все решения, как удачные, так и ошибочные. Благодаря этому сохраняется внутренняя целостность и эмоциональная стабильность. Интернальным личностям свойственны высокая самооценка и уверенность в себе, они не сокрушаются и не переживают из-за ошибок. Вместо этого они сосредотачиваются на том, как нужно действовать для решения актуальных задач.
Интернальные личности обычно с готовностью отстаивают свои взгляды и убеждения как в рабочих делах, так и в личной жизни. Это подтверждает эксперимент, в котором участвовали американские студенты. Цель эксперимента была другой, но уже на этапе формирования фокус-групп была выявлена интересная закономерность: почти все студенты, активно участвующие в борьбе за человеческие права, оказались интернальными личностями.
Суть же исследования заключалась в том, чтобы проверить, как локус контроля влияет на способность человека избавляться от вредных привычек. Студентов знакомили с наглядными материалами о вреде курения (все участники эксперимента были курящими). Интерналы, осознав пагубность привычки, сразу пытались бросить (пусть и не всегда успешно). А вот экстерналы не делали вообще ничего. Вместо этого они планировали однажды решить данную проблему с помощью таблеток или жевательных резинок.
Экстернальный тип (внешний локус контроля)
Представители данной группы склонны списывать все удачи и неудачи на внешние обстоятельства. Они всё время пассивно ждут подарков от жизни, поскольку у них не возникает мыслей, что для достижения успеха нужно прикладывать определенные усилия. При этом они склонны к депрессии и беспричинной агрессии, поэтому их сложно назвать приятными людьми.
Кроме того, экстернальные личности обычно азартны, поскольку всегда возлагают надежду на внезапную удачу. Они склонны к неоправданному риску, часто ведут себя импульсивно, не думая о последствиях (ведь в их представлении всё зависит от судьбы, а не от их решений).
Другая особенность людей с внешним локусом контроля – склонность к конформизму, которая была подтверждена экспериментально. Участники данного эксперимента должны были соглашаться или спорить с определенными утверждениями (при этом правильные ответы поощрялись финансово). Организаторы обнаружили, что интерналы предпочитали руководствоваться собственным мнением, тогда как экстерналы часто соглашались с другими участниками, даже когда ответ звучал нелогично.
У кого развивается экстернальный локус контроля?
Прежде всего у детей, выросших в религиозных семьях. Идеи вмешательства в жизнь высших сил, рока, судьбы, и прочего подобного являются одними из центральных в религиозном воспитании. Если религиозный человек совершает дурной поступок, то чаще всего говорит, что его попутал бес; если же свершается что-то хорошее, то в происходящем видится участие Бога. Менее религиозные люди оперируют такими понятиями, как «повезло», «жизнь так сложилась» и т. п. В любом случае акцент всегда делается на внешние обстоятельства, в целом определяющие ход жизни. Религиозное воспитание часто сопровождается требованиями жесткого повиновения главе семейства, что также формирует фаталистические наклонности, ограничивает инициативу, и в итоге дает личность, лишенную активной жизненной позиции. Также на первый план выходит не столько значимость достижения как такового, сколько факт одобрения или осуждения сделанного, что еще больше сдвигает акцент на некоего «судью» вовне, от которого все и зависит. Подобные эффекты наблюдаются и в нерелигиозных семьях, где ребенком мало занимаются, но требуют повиновения. Там, где требования не объясняются, а инициатива пресекается, вырастают дети, которые впоследствии имеют трудности с принятием самостоятельного решения и взятием на себя ответственности за сделанное.
К чему приводит экстернальный локус контроля?
Прежде всего к проблемам с принятием решений. Тот, кто слишком большое значение придает влиянию внешних сил и обстоятельств, как правило, ждет от них инициативы, и не спешит проявлять свою собственную. Кроме того, страх перед неудачей или чрезмерная надежда на везение могут существенно снизить эффективность действий. Другим негативным проявлением экстернального локуса контроля является безответственность. Человек, искренне считающий, что исход дела мало от него зависит, требует слишком большой снисходительности к собственным ошибкам, неудачам и слабостям. Также он не станет слишком утруждать себя доведением дела до конца, если это требует больших усилий. Ему гораздо проще признать поражение под действием обстоятельств непреодолимой силы. Экстерналов, как правило, недолюбливают за их ненадежность, но иногда уважают их легкость в отношении к жизни. В целом, экстернальный локус контроля указывает на недостаточную зрелость личности, хотя и имеет некоторые плюсы. Основным достоинством таких людей является несколько большая психологическая устойчивость к потерям и поражениям.
Типы людей и локус контроля
Психологи выявили, что это свойство взаимосвязано с самооценкой. В ходе эксперимента психологи выяснили, что чем выше самооценка человека, тем острее у него развит внутренний контроль. В то же время справедливо обратное: чем больше развит внутренний контроль, тем больше повышается самооценка. Оба компонента имеют прямое отношение к самосознанию человека, то есть его представлениям о самом себе.
Субъекты того или другого типа отличаются друг от друга.
Особенности интернала:
- берет ответственность за все свои реакции;
- свободен от мнения окружающих;
- высоко ценит себя, самодостаточен;
- живет в гармонии с собой;
- психологически устойчив;
- нацеленность на результат.
Как правило, это здоровые, успешные, счастливые люди. Им присуща доброжелательность, позитивное восприятие мира.
А вот что характерно для человека с внешним локусом контроля:
- отрицают свои ошибки, не пытаются разбираться в них и работать над собой;
- не верят в себя, не знают своего потенциала;
- ощущают себя беспомощными;
- зависят от посторонних;
- психологически неустойчивы;
- сдаются при первой же неудаче.
Как правило, их преследует ощущение безнадежности. Они несчастливы, часто болеют, не довольны своей жизнью. Им присуща конформность, агрессия, подозрительность, тревожность.
Чем еще интерналы отличаются от эстерналов:
- первые смотрят в будущее, вторые зациклены на прошлом;
- первые с юмором относятся к трудностям, видят в препятствиях возможности, вторые боятся всего нового, неизвестного, трудного;
- первые всегда отстаивают свое мнение, вторые не могут отстоять свои принципы, убеждения;
- первые всегда строят планы и устанавливают цели, вторые никогда ничего не планируют, отличаются безответственностью, оттягиванием выполнения чего-либо;
- первые привыкли работать и могут жертвовать удовольствиями, вторые предпочитают жить одним днем;
- первые представляют свое будущее ярким, наполненным событиями, вторые – неинтересным, однообразным;
- для первых время идет быстро, для вторых – медленно;
- первые очень внимательно относятся к своему времени, вторые не умеют продуктивно организовывать его, распоряжаться им;
- первые уважают себя, ждут счастья, удачи, любви, вторые не уважают себя, уверены, что в будущем их не ждет ничего хорошего.
Эстерналы чаще страдают от дезадаптации, сталкиваются с психологическими, соматическими и психосоматическими проблемами. Они живут без смысла и цели.
Как самостоятельно определить свой тип локуса
В определении локуса помогают несколько показателей шкалы управления:
1.»Интернальность» общая (ИО). Чем выше процент шкалы, тем больше убежденность человека в том, что важные события в жизни — проекция на результат его действий. Можно самостоятельно управлять событиями и чувствовать свою ответственность за отдельные события, или жизнь в целом. Если показатель низкий, то это свидетельствует о затруднительном проявлении связи действий и значимых событий жизни. У такой личности уверенность в способности контролировать развитие событий низкая, он полагает, что это случайное явление или внешнее воздействие других людей.
2.»Интернальность» достижений (ИД). У тех, у кого высокий уровень достижений, полагает, что всего, что достигнуто в жизни обязан только самому себе. Люди с низким уровнем полагают, что это результат жизненного везения, счастливого случая.
3.»Интернальность» неудач (ИН). Высокий показатель говорит о склонности к самообвинению в неудачах, неприятностях и страданиях. Низкий связан с предпочтением приписывать заслуги событиям, людям или результату невезения.
4.»Интернальность» семейных отношениях (ИС). Высокий показатель характерен для человека, считающего себя ответственным за собственные семейные события. Низкий — указывает на отрешение от проблем и заключен в снятии ответственности с себя за родных или семью.
5.»Интернальность» производственных отношений (ИП). При высоком показателе личность собственные достижения считает важнейшим фактором в формировании коллективной деятельности или отношений в коллективе, в своем профессиональном продвижении и т. п. При низком — говорит о мнительности и зависимости от внешних обстоятельств — влияние руководства, коллег, везения, неудачи.
6.Межличностная интернальность (ИМ). Высокий показатель проявляется в способности вызывать взаимоуважение и симпатию и т. д. Низкий — у категории людей неспособных активно включаться в круг общения.
7.»Интернальность» в сфере здоровья и уровне болезни (ИЗ). Высокий результат говорит о большей степени внимания к своему здоровью: если он болен, то винит себя и полагает, что и свое выздоровление будет зависеть от его предпринятых решений и действий. При низком — считает здоровье или болезнь результатом страхового случая и надеется на то, что выздоровление целиком зависит от результативности действий других людей, прежде всего врачей.
Тест на локус контроля
Цель методики – определить характерную направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. Инструкция – в тесте предложено 44 кратких утверждения. Необходимо представить описанные ситуации и выбрать ответ: «+» («да»), «–» («нет»).
Кто виноват в успехах и неудачах по жизни?
Нужны отрицательные или положительные ответы на такие утверждения:
- Карьерный рост – подарок судьбы, а не усилия человека.
- Разводы происходят между людьми, не готовыми идти на уступки друг к другу.
- Заболевание – дело случая, если суждено болеть, то никуда не деться.
- Причина одиночества – отсутствие интереса и дружелюбия к окружающим.
- Исполнение желаний зависит от везения.
- Нет смысла стараться для получения симпатии окружающих.
- Благосостояние влияет на семейное счастье не меньше отношений супругов.
- Я мало влияю на происходящее.
- Эффективность руководства заключается в контроле действий подчиненных, а не надежде на самостоятельность.
- Оценки в школе зависят от настроения педагога, а не собственных усилий.
- Я верю в реализацию собственных планов.
- Удача – результат долгих стараний.
- Правильный образ жизни помогает здоровью больше, нежели таблетки и врачи.
- Если люди не совместимы, их старания для создания совместной жизни будут напрасными.
- Мои хорошие поступки высоко оцениваются окружающими.
- Поведение детей – результат родительского воспитания.
- Случай или судьба не имеет весомого значения в жизни.
- Я не загадываю наперед, поскольку многое в жизни зависит не от меня, а от обстоятельств.
- Моя успеваемость в школе зависела от собственных стараний и готовности.
- В семейных ссорах я чувствую себя виноватым.
- Жизнь людей определяется стечением обстоятельств.
- Я предпочитаю руководство, позволяющее самостоятельно решать вопросы.
- Образ жизни не влияет на возможные недуги.
- Неудачное стечение обстоятельств мешает успеху.
- За плохое управление компанией ответственны работники.
- Я не могу поменять сложившиеся отношения в семье.
- При желании я расположу к себе любого человека.
- На подрастающее поколение влияют различные обстоятельства, усилия родных в воспитании бесполезны.
- В происходящем виноват я сам.
- Иногда сложно характеризовать решения руководства в той или иной ситуации.
- Человек, не добившийся успехов на работе, проявил недостаточно усилий.
- Я добиваюсь от семьи, чего хочу.
- В моих неудачах виноваты другие люди.
- Ребенка удастся уберечь от простуды, если позаботиться о профилактике.
- С наступлением «черной полосы» я жду, пока проблемы решатся своим чередом, не пытаюсь ничего изменить.
- Успех – результат упорного труда, мало зависит от судьбы.
- От меня зависит счастье моей семьи.
- Не понимаю, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
- Я принимаю решения и действую самостоятельно, не полагаясь на случай и помощь посторонних.
- Заслуги людей часто остаются непризнанными, несмотря на усердия.
- Иногда невозможно найти выход из семейной ситуации даже при сильном желании.
- Талантливые люди, не реализовавшие собственные способности, должны винить только себя.
- Многие успехи достигаются с помощью посторонних.
- Большинство неудач спровоцировано ленью, малое количество – зависит от везения.
Тестирование работников организации на локус контроля
Для определения собственного локуса контроля необходимо подсчитать количество ответов по отдельной шкале, каждое совпадение равно одному баллу по ней. Например, совпало 4 положительных и 6 отрицательных ответов, общая сумма составила 10 баллов.
Шкала общей интернальности:
- «+» 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44;
- «–» 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43.
Обработка результатов:
- 0-11 баллов – экстернал;
- 12-32 балла – смешанный тип (в зависимости от обстоятельств, человек ведет себя как интернальный или экстернальный тип);
- 33-44 балла – интернал.
Про алгоритм подсчета количества баллов, исходя из данных ответов, подробную информацию можно найти в сети интернет. Локус это в психологии не диагноз, а относительно стабильная величина, способная меняться на протяжении жизни под воздействием различных факторов: экономических, правовых, социальных. Если человек вырос в любящей семье, родители привили привычку отвечать за себя, высока вероятность развития внутреннего локуса контроля. У воспитанников авторитарных, строгих, непредсказуемых родителей – внешнего. Приобрести внутренний локус или, наоборот, освободиться от нездорового самоконтроля люди способны самостоятельно на протяжении жизни.
Какой локус «лучше» , полезнее и почему
Внутренний локус контроля (ЛК) по всем фактам полезнее, чем внешний, поскольку он является активным рычагом развития личности. Люди с внутренним ЛК в характере проявляют настойчивость и в целях последовательность, поскольку обладают самоуверенностью. В отличие от них экстерналы в большинстве своем проявляют неуверенность, неуравновешенность и излишнюю подозрительность. Это способствует депрессивному состоянию, психопатиям или даже к маниакально-депрессивному отношению.
В большинстве своем интерналы практически всегда успешны. Во-первых, они более открыты, откровенны и проявляют доверчивость к окружающим, в связи с чем и сами располагают к себе. Во-вторых, они всегда целеустремленны, в целях последовательны и готовы защищать собственные интересы и принципы. Следует отметить, что у каждого есть надежда на внешние факторы, и доля уверенности в собственных силах.
Локус контроля и зрелость личности
Внутренний тип считается чертой зрелой личности. Субъекты равнодушны к мнению других, они анализируют получаемую информацию, трезво оценивают способности и действия, стремятся постоянно улучшать свое положение. Однако ощущение «я все могу» не всегда полезно. Поэтому и нужна золотая середина.
Человек должен ставить реалистичные цели и не пытаться изменить то, что действительно не подвластно ему. В противном случае это чревато разочарованием, фрустрацией, депрессией. Кроме этого, нужно учитывать общее состояние общества. Если в целом наблюдается нестабильная обстановка, то не стоит строить грандиозных планов на будущее.
Как развивать внутренний локус контроля
Идеальным вариантом для каждой личности будет равномерное развитие как внутреннего, так и внешнего локусов. Отсюда появляется стремление измениться, стать лучше. Изменение локуса контроля может происходить только под наблюдением психотерапевта,который разработает программы, специально предназначенные для повышения самооценки.
Для достижения внутреннего равновесия без помощи психотерапевтов необходимо:
- контролировать и не переносить свою ответственность на других
- отвечать за свои поступки и понимать степень ответственности
- признавать свои неудачи, вину и самостоятельно назначить себе наказание
Если же преобладает внутренний локус, то следует изменить намерения:
- Нет необходимости брать всё и сразу, следует давать взамен. Например, взаимовыгодные сделки.
- Будьте наблюдательны. В действиях и реакции окружающих можно найти равнозначные решения действий. Должна быть связь между поступком человека и реакцией на нее.
- Будьте корректным в своем поведении и общении.
Если же вы ведомы (возможно, рабочим коллективом или знакомыми), измените себя:
- Будьте уверенны в себе, в своих поступках, словах и действиях.
- Будьте маловосприимчивыми к мнению группы
- Показывайте свое мнение
- Внимательно слушайте чужое мнение
- Держите себя в руках
- Как можно меньше негатива к окружающим.
- Своя точка зрения о получаемой информации.
Помните, что:
- Гармоничное существование должна быть достижимым и вполне близким, к текущему состоянию.
- Человек должен ставить реальные цели в процессе движения к главной цели.
- Ежедневный труд поможет достичь гармонию.
- Воспитание и самовоспитание – взаимный процесс, нередко бесконечный.
Как влияет воспитание на локус контроля во взрослой жизни
Типы людей и локус контроля взаимосвязаны, а факторы зависят не только от типологии личности или страны в целом, но и, например, от семьи. Фундамент закладывается в детстве.
Родители должны научить ребенка соблюдать и контролировать ответственность в своих поступках и позволить принимать самостоятельные решения. Такой подход позволит воспитать в ребенке личность с внутренней ответственностью. Если говорить ребенку о вере в судьбу, тем более он вырастит непоследовательным.
Влияние локуса на самооценку
Структура внешнего и внутреннего локуса контроля личности взаимозаменяемы. У определенной категории людей внутренний или внешний фактор очень четко сформирован и выражен. Но есть такие личности, у которых это свойство может быть изменчивым и подчиняться обстоятельствам. Дома может проявляться внутренний локус, а в обществе быть ярко выраженным внешним.
У людей преобладающей линией внутреннего самоконтроля следующее поведение:
- они подготовлены и берут за то, что говорят и делают;
- у них свое мнение;
- у них стабильная и устойчивая самооценка ;
- они физически здоровы, , как правило, счастливы и успешны.
У личностей с ярко выраженным внешним локусом контроля есть отличительные признаки:
- внешние обстоятельства становятся причиной неудач;
- вера в собственные возможности притупляется, появляется низкая самооценка;
- в физическом состоянии появляются изменения( бессилие и безнадежность);
- испытывают нужду в помощи (беспомощны).
Повышение самооценки человека зависит от уровня его субъективного локус контроля, который входит в состав важнейших характеристик самосознания. От типа локус контроля индивидуума зависит уровень развития самооценки.
Методика изучения локуса контроля
В 1966 году Роттер разработал методику для диагностики локуса контроля. Позже другие психологи предлагали модификации теста. Мы рассмотрим оригинальный вариант (шкала «Локус контроля») и одну из модификаций – «Когнитивная ориентация» (О. П. Елисеев).
Шкала «Локус контроля»
Эта методика позволяет не только определить тип личности (экстернал или интернал), но и определить готовность индивида признавать свою роль, ошибки или достижения в разных сферах жизни (работа, здоровье, семья, неудачи и достижения).
Подтвердите или опровергните каждое из 44 утверждений:
- Карьерный рост зависит от удачи, а не от способностей человека.
- Большая часть разводов случается из-за того, что люди не хотят и не умеют идти навстречу друг другу.
- От болезней никто не застрахован, это нельзя предугадать или предотвратить.
- Одиночество настигает холодных и черствых людей.
- Большая часть реализации моих желаний зависит от удачи.
- Нельзя завоевать симпатию другого человека, ты или нравишься ему или нет.
- Деньги и родительское влияние воздействует на брак не меньше, чем сами супруги.
- Часто мне кажется, что я ничего не решаю в собственной жизни.
- Дело идет лучше, если руководители полностью контролируют действия подчиненных, а не предоставляют им свободу.
- В школьные годы мои оценки чаще всего зависели от внешних факторов, например, настроения учителя, а не от моих усилий.
- Я всегда верю в то, что смогу осуществить задуманное, верю в свои планы.
- То, что со стороны выглядит как счастливый случай, на самом деле результат долгого и упорного труда, планирования.
- Здоровый образ жизни гораздо полезнее для здоровья, чем врачи и таблетки.
- Есть такое понятие «не сошлись характерами». Если это случается, то тут ничего не поделаешь – люди расходятся.
- Мои вложения всегда оцениваются по достоинству.
- Характер и будущее детей зависит от того, какими их воспитывают родители.
- Я не верю в счастливый или несчастливый случай, ничего не предрешено.
- Я не строю далеких планов, так как многое в жизни не зависит от меня.
- В школьные годы мои оценки напрямую были связаны с тем, как я подготовился.
- Если в семье случаются ссоры, то я чувствую вину за собой, а не обвиняю партнера.
- Большинство людей плывут по течению и подчиняются судьбе.
- Мне нравится такой стиль руководства, при котором начальник предоставляет подчиненным свободу.
- Мой образ жизни никак не связан с моими болезнями.
- Неуспех случается из-за неудачного стечения обстоятельств.
- Если руководитель плохо управляет конторой, то за это ответственны сотрудники.
- Нередко мне кажется, что я ничего не могу изменить в семейных отношениях.
- При желании я могу заслужить доверие и симпатию любого человека.
- Слишком много внешних факторов влияет на становление детей, от позиции родителей ничего не зависит.
- Только я отвечаю за все, что случается со мной. Это я привел себя к этому.
- Иногда я не могу понять действия руководителей.
- Если человек не может продвинуться по карьерной лестнице, значит, он прилагает мало усилий.
- В большинстве случаев я могу добиться от членов семьи того, что мне нужно.
- В большинстве моих несчастий виноваты другие люди.
- Если внимательно ухаживать за ребенком, то его всегда можно уберечь от болезней.
- В трудные моменты я жду, пока проблемы решатся сами собой.
- Успех не зависит от везения, это результат упорной работы.
- Счастье семьи зависит только от меня.
- Иногда я не могу понять, почему одним людям я нравлюсь, а другим нет.
- Я не жду помощи от других или вселенной, всегда рассчитываю только на себя.
- Нередко вложения человека не оправдывают себя, заслуги остаются непризнанными.
- Некоторые семейные конфликты нельзя решить даже при сильном желании.
- Если человек не смог раскрыть свой потенциал, развить свои способности, то только он виноват в этом.
- За большинство моих побед я благодарен другим людям.
- Большая часть неудач случилась только из-за меня, моей лени или незнания.
Сравните свои ответы с ключом, подведите итог:
Шкала | Ключ | Итоговая отметка |
Общая интернальность | «ДА»: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44 | |
«НЕТ»: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43 | ||
Область достижений | «ДА»: 12, 15, 27, 32, 36, 37 | |
«НЕТ»: 1, 5, 6, 14, 26, 43 | ||
Область неудач | «ДА»: 2, 4, 20, 31, 42, 44 | |
«НЕТ»: 7, 24, 33, 38, 40, 41 | ||
Семейная жизнь | «ДА»: 2, 16, 20, 32, 37 | |
«НЕТ»: 7, 14, 26, 28, 41 | ||
Работа | «ДА»: 19, 22, 25, 42 | |
«НЕТ»: 1, 9, 10, 30 | ||
Здоровье | «ДА»: 13, 34 | |
«НЕТ»: 3, 23 |
Определите балл по первой шкале и выявите тип локуса контроля. Если получилось 33-34 балла, то преобладает интернальный тип. Баллы от 0 до 11 говорят о преобладании экстернального типа. 12-32 балла говорит о смешанном типе (сильнее выражен тот, который ближе к своему «чистому» значению). Далее оцените готовность брать ответственность в разных сферах.
Расшифровка результатов (по областям): высокие баллы символизируют готовность нести ответственность, активно участвовать в той или иной сфере жизни. Низкие баллы означают, что человек привык занимать пассивную позицию, перекладывать ответственность на коллег, начальника, партнера, других членов семьи, судьбу, вселенную и т.д. Притом он перекладывает ответственность как за свои поражения, так и за свои победы, но иногда только в одной из этих областей. Для точного определения результата обратите внимание на графы «достижения», «неудачи».
Методика «Когнитивная ориентация»
Тестирование определяет тип личности: экстернал или интернал.
Из каждой пары утверждений выберите только одно (запишите букву):
- С детьми случаются несчастья, потому что родители часто наказывают их (а) – неприятности с детьми случаются все чаще, потому что родители слишком лояльны с ними (б).
- Все беды в жизни человека связаны с неудачей (а) – Люди сами виноваты в своих бедах (б).
- Вся аморальщина мира существует только потому, что люди закрывают на это глаза (а) – Определенная доля аморальщины всегда будет, даже если кто-то из людей будет предотвращать это (б).
- Рано или поздно все действия человека будут вознаграждены (а) – Чаще всего заслуги человека остаются непризнанными (б).
- Неправильно считать, что оценки в школе зависят от предвзятости педагогов (а) – Большинство учеников не осознают, что на их оценку влияет ряд факторов, в том числе случайные обстоятельства (б).
- Успех на руководящей должности зависит от удачного стечения обстоятельств (а) – Только от самого человека зависит, сможет он стать хорошим руководителем или нет (б).
- Нельзя нравиться абсолютно всем людям (а) – Если вы не смогли кому-то понравиться, значит, вы просто не умеете ладить с людьми (б).
- Характер и поведение человека зависит от наследственности (а) – Только жизненный опыт формирует характер и поведение человека (б).
- Все решает судьба, что предначертано, то и случится (а) – Нужно активно действовать, а не уповать на судьбу или рассчитывать на случай (б).
- Хороший работник выдержит даже проверку с пристрастием (а) – Такой проверки не выдержит никто, даже очень подготовленный человек (б).
- Успех никак не связан с везением, это результат упорной работы (а) – Добиться успеха можно при удачном стечении обстоятельств, важно не упустить этот случай (б).
- Каждый отдельный человек влияет на судьбу государства (а) – Люди ничего не решают, не могут влиять на решения властей (б).
- Я всегда уверен в своих планах (а) – Я не люблю строить далекие планы, так как не всегда уверен, что все будет именно так, многое не зависит от меня (б).
- Встречаются люди, которые сами по себе ужасные (а) – В каждом человеке есть что-то хорошее (б).
- Все мои желания осуществляются только благодаря моим усилиям, это никак не связано с везением (а) – На мой взгляд, доверить случай судьбе и подбросить монету, вполне неплохой способ определения в своих желаниях (б).
- Руководящую должность дают только при счастливом стечении обстоятельств (а) – Руководителями становятся те, кто умеют управлять людьми, везение тут ни при чем (б).
- В большинстве случаев люди не могут влиять на мировые события (а) – Каждый индивид может быть активным участников общества и в рамках этого влиять на мировые события (б).
- Большинство людей не представляют, насколько случайные обстоятельства влияют на жизнь (а) – Везения не существует, как и не существует удачных или неудачных стечений обстоятельств (б).
- Нужно уметь признавать свои ошибки (а) – Не нужно никому рассказывать о своих ошибках (б).
- Очень трудно узнать, нравитесь ли вы человеку на самом деле (а) – Только от человека зависит круг его общения, нужно уметь располагать к себе других (б).
- После черной полосы неизбежно наступит белая полоса (а) – За все неудачи ответственны только вы сами (лень, недостаток знаний, умений и т.д.), пока вы не исправите это, неудачи будут повторяться (б).
- Люди могут устранить формализм, остановить очерствение общества (а) – Люди не могут искоренить формализм и бездушие, это одни из тех вещей, с которыми невозможно бороться (б).
- Иногда я не понимаю оснований, при которых директор выдает кому-то премию (а) – Награда всегда связана с усердием, вложенными усилиями (б).
- Хороший руководитель ждет, что подчиненные сами решат, что им делать (а) – Хороший руководитель подробно объяснит каждому из подчиненных, что тот должен делать (б).
- Я часто ощущаю свое бессилие, я не могу повлиять на свою жизнь (а) – Я не верю в случайности и судьбу, только я отвечаю за свою жизнь (б).
- Люди страдают от одиночества, потому сами холодны и жестоки с окружающим (а) – Ты либо нравишься человеку, либо не нравишься, не нужно пытаться расположить кого-то к себе (б).
- Характер зависит от силы воли (а) – Характер зависит от социума, формируется в коллективе (б).
- Только я создаю то, что со мной случается (а) – Порой мне кажется, что я ничего не решаю в собственной жизни (б).
- Нередко я не понимаю действий руководителей (а) – За плохое руководство отвечают только работники (б).
Сравните ответы с ключом и по каждой шкале посчитайте число совпадений:
Тип | № вопроса | Ответ | Общий балл |
Экстернальный | 2 | А | |
3 | Б | ||
4 | Б | ||
5 | Б | ||
6 | А | ||
7 | А | ||
9 | А | ||
10 | Б | ||
11 | Б | ||
12 | Б | ||
13 | Б | ||
15 | Б | ||
16 | А | ||
17 | А | ||
18 | А | ||
20 | А | ||
21 | А | ||
22 | Б | ||
23 | А | ||
25 | А | ||
26 | Б | ||
28 | Б | ||
29 | А | ||
Интернальный | 2 | Б | |
3 | А | ||
4 | А | ||
5 | А | ||
6 | Б | ||
7 | Б | ||
9 | Б | ||
10 | А | ||
11 | А | ||
12 | А | ||
13 | А | ||
15 | А | ||
16 | Б | ||
17 | Б | ||
18 | Б | ||
20 | Б | ||
21 | Б | ||
22 | А | ||
23 | Б | ||
25 | Б | ||
26 | А | ||
28 | А | ||
29 | Б |
Максимум по каждой шкале – 23 балла (6 вопросов являются фоновыми). Преобладает тот тип, по которому получилось большее количество баллов.
Интересная закономерность
Основываясь на вышеизложенной информации можно сказать о том, что внутренний локус имеет значительно больше благоприятного влияния на человеческую жизнедеятельность. Именно этот полюс увеличивает продуктивность труда, приносит человеку удовольствие от совершаемых действий, а также способствует выработке стойкости к внешнему воздействию. Однако при чрезмерной выраженности этого полюса, имеются и негативные последствия. Перед каждой личностью должны стоять только реалистичные стимулы, которых можно добиться путем целенаправленных действий. Желания изменить обстоятельства, которые неподвластны внешнему влиянию, могут спровоцировать состояние фрустрации и развитие депрессивного синдрома.
Объективная оценка собственных возможностей тесно взаимосвязана с состоянием общества. Именно поэтому, заокеанские исследователи уделяют локусу контроля столь пристальное внимание. Многие зарубежные страны отличаются стабильностью в сфере права и экономики. Это приводит к тому, что подавляющее большинство жителей таких стран совершают различные действия, основываясь на внутреннем состоянии. Из этого можно сделать вывод, что интернальный полюс, не характерен для жителей стран с неблагоприятными социальными условиями. Это можно объяснить тем, что в подобных странах от действий конкретного человека редко зависят глобальные события. Основное влияние на человеческую жизнь здесь оказывают внешние силы.
Важно обратить внимание, что методика, использующаяся для определения принадлежности к одной из условных групп, имеет несколько интересных нюансов. По словам её автора, локус контроля является нестабильным значением и может изменяться на протяжении человеческой жизни. Изменению взглядов на жизнь могут способствовать перемены в политической или экономической сфере. Немаловажную роль в этом вопросе имеют и семейные ценности.
Воспитательный процесс подразумевает обучение самостоятельности и взятию ответственности за все принятые решения и совершаемые действия. Методы и строгость воспитания являются решающими факторами в выборе локуса контроля.
Интересные эксперименты
Такой локус контроля личности дает возможность человеку отстоять и защитить свои интересы, начиная от повседневных бытовых случаев и до участия в политических акциях. Для иллюстрации приведем результаты еще одного эксперимента Дж. Роттера.
Респондентами стали студенты колледжа, которые были активными участниками в разных движениях, борясь за гражданские права. Результаты были ожидаемые, ведь среди этих людей большинство имело интернальный локус контроля.
Интересным является эксперимент о вреде курения. Участникам на пачках предоставили информацию о негативных последствиях сигарет (проводилось исследование в 60-х годах ХХ века). Интреналы после такого сообщения пробовали бросить курить, а вот экстерналы расслабились и пустили все на самотек – будь что будет. Личности с внешним локусом контроля рассчитывали на помощь от врачей, волшебных таблеток, судьбы, но сами ничего не делали, чтобы изменить свое состояние.
- https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/lokus-kontrolya-v-psixologii-chto-eto-prostymi-slovami.html
- https://onona.online/psihologiya/lokus-kontrolya
- https://mir-logiki.ru/vnutrennij-i-vnesnij-lokus-kontrola-licnosti-opredelenie-i-harakteristika/
- https://psypp.ru/art01/externalities-locus-of-control.php
- https://psydeal.com/psihologiya/obshhaya/lokus-kontrolya-detali-i-fakty/
- https://ktovdepressii.ru/terminologiya/lokus-kontrolya-vneshnij-vnutrennij.html