Действие
Действие может породить последствия. И страх действовать – это естественный инстинктивный страх перед негативными последствиями, которые могут возникнуть в результате действия. Мы можем действовать, но если наше действие явилось результатом размышлений, это означает, что мы не вышли в действие спонтанно.
Истинное действие – это спонтанность, это тотальный отклик, когда мы отвечаем на ситуацию, не опираясь на ум, всей своей тотальностью. Тогда это действие является истинным, оно немедленно… Психология личности Личность и индивидуальные процессы Действие
Что является действием
Я дам вам свое определение этому понятию. Действие – это высвобождение энергии, при котором человек оказывает влияние на существующую реальность. Когда мы действуем, мы что-то меняем, либо в своем внутреннем мире, либо во внешнем. Чаще всего я связываю действия с воздействием на внешний материальный мир, после которого в нем происходят хоть какие-то изменения. Идеологическое влияние на людей тоже попадает под это понятие. То есть, когда мы что-то делаем руками, что-то говорим, пишем или даже думаем – это все действия. Действия являются противоположностью наблюдению или, говоря иначе, безучастию человека в процессе жизни. То есть, мы либо оказываем влияние на реальность, тогда мы действуем, либо просто наблюдаем за ней, тогда мы просто существуем. Правда, в физике, даже наблюдение может считаться действием, есть в ней теория, которая называется «эффект наблюдателя», которая говорит, что даже самое обычное наблюдение явления неизбежно изменяет его. Но в нашем с вами случае, наблюдение – это не действие. Даже мышление, как я считаю – это тоже не совсем действие. А наш случай – это работа с психологическими проблемами. При такой работе наблюдение и мышление не попадает под определение действия. В моей, по крайней мере, методике. Таким образом, действовать – это значит оказывать влияние на материальный мир, менять его. Только такие действия могут привести нас к хорошему результату, как психологическому, так и материальному.
Смысл действий
Исходя из представленного мною определения понятию действие, мы можем понять, как с его помощью можно менять свое состояние. Основной смысл тут в том, чтобы загрузить свое сознание теми мыслями, которые будут связаны с предпринимаемыми нами действиями. Я, работая с людьми, часто призываю их к таким действиям, которые подразумевают довольно серьезное воздействие с их стороны на внешний мир, чтобы у них появилось чувство, что от них в этой жизни многое зависит, что они не пассивные наблюдатели, вынужденные мириться со всем, что их не устраивает. Человеку очень важно видеть, что он может менять реальность, что это в его власти. Видя это, он обретает веру в себя и все его мысли сосредотачиваются на том, как бы еще что-то такое сделать, от чего произойдут какие-то важные изменения в его жизни. И даже если что-то не получается, важно не останавливаться, не опускать рук, а продолжать действовать, чтобы мозг не прекращал работу над решением поставленных перед ним задач, иначе он начнет снова загружаться негативными мыслями, связанными в том числе и с неудачами в делах, которые в свою очередь вызовут у него негативные чувства.
Когда человек переходит от размышлений и слов к делу, когда начинает оказывать влияние на материальный мир, чтобы что-то поменять в своей жизни, его мозг успокаивается, все вредные тревожащие мысли исчезают, уходят страх и неуверенность. Это происходит потому, что начался процесс изменений, в котором человек принимает самое непосредственное участие, поэтому его сознание погружается в этот процесс и места для всякого рода болезненных мыслей просто не остается. Как видите, базовая логика в принципе очень простая, которая объясняет смысл лечебного эффекта, вызываемого действиями. Надо каким-то делом занять свою голову, чтобы мозг занялся обработкой мыслей, связанных с этим делом, а не занимался накручиванием одних негативных мыслей на другие, ухудшая таким образом наше душевное состояние. Но есть тут и другие важные моменты, объясняющие пользу действий. Дайте и их рассмотрим.
Действие как элемент деятельности
Слово «элемент» часто ассоциируется с чем-то мелким, незначительным. Но если учесть, что все состоит из взаимосвязанных частиц, то очевидной становится значимость каждой из них в общей структуре объекта. Неравноценная замена, перестановка, выпадение одного элемента может привести к изменению свойств и качеств предмета в целом (не всегда в лучшую сторону).
Любая работа — продуктивная или непродуктивная — состоит из ряда единичных действий, выстроенных в определенной последовательности. Для получения задуманного результата человек должен поступать планомерно, рационально, используя необходимый инструмент, приспособления, материалы и пр. То есть, такие элементарные части деятельности, как действия, определяют ее успех, если их подбор правильный и последовательность логична. Хаотичность, избыточность или их недостаточность — причина бесполезной работы, в чем бы она ни заключалась.
Что такое человеческая деятельность
Как и многие представители животного мира, человек является деятелем. Он способен изменять, совершенствовать собственную среду обитания и условия своей жизни в результате труда, присущего ему преобразовательного отношения к окружающему.
В природе нет такого объекта (живого или не живого) как «деятельность»: ее нельзя нарисовать или сфотографировать. Тем не менее деятельность и человек не существуют по отдельности.
Видимые сознательные изменения условий жизни — один из ее результатов, она продуктивна. Другой — это изменения внутренние, самосовершенствование. Человек, трудясь, открыл, познал и изобрел новые способы развития собственных мыслительных, физиологических, психических процессов. То есть, являясь активным субъектом, он имеет объектом своих преобразований не только весь мир, но и себя, свой социум.
Предмет деятельности
Деятельность всегда опредмечена. Предмет – то, на что она направлена. Он может существовать независимо или создаваться в процессе самой деятельности.
Принципы деятельности
Деятельность опирается на принцип функциональности и принцип системности.
- Первый предполагает опору на уже развитые психические элементы, мобилизующиеся для достижения цели.
- Принцип системности предполагает включенность индивидуальных качеств личности, на основе которых можно выделить несколько блоков в структуре.
Структура деятельности
Можно выделить шесть блоков. Каждый из элементов взаимосвязан с другими, взаимопроникаем.
Компоненты деятельности
Деятельность всегда имеет внутренний план и внешнее проявление, между которыми существует неразрывная связь. От внешних операций с предметами (предметное мышление) информация, трансформируясь психикой, превращается во внутренние образы, идеалы (образное мышление). Процесс такого перехода называется интериоризацией.
Обратное действие (создание чего-то материально посредством внутренних представлений) – экстериоризация.
Активность
Действия связаны с общей активностью человека в жизни. Чем человек активнее, тем больше действий он производит. И такие люди обычно чувствуют себя намного лучше пассивных людей, они более жизнерадостные и оптимистичные, и, разумеется, чаще добиваются успеха в жизни, в самых разных делах. Сама по себе активность обладает хорошим терапевтическим эффектом. Она говорит о любви человека к жизни, которая есть постоянное движение, постоянный процесс изменений. Человек должен жить, чтобы чувствовать себя хорошо. А жить, значит быть активным, значит действовать.
Жизнь невозможна, если в ней ничего не происходит и ничего не меняется. Это всегда какой-то процесс изменений, какое-то движение. Человек тем больше живет, чем выше его активность. А чем больше он живет, чем он, скажем так, живее, тем лучше себя чувствует. И что самое интересное, через активность человек познает себя. Когда он совершает какие-то действия, он видит, на что способен, в чем он силен, а в чем слаб. Удачные действия говорят нам о том, что мы уже умеем делать, а неудачные указывают на то, чему нам нужно научиться. А учеба – это опять действие, с помощью которого мы себя улучшаем. Такой процесс улучшения можем быть непрерывным. Постоянно чему-то обучаясь, мы даем себе понять, что нет в этой жизни тупиковых ситуаций, всегда есть выход, в какой бы ситуации мы не оказались. Просто надо чему-то научиться, чего мы пока еще не знаем. То есть, всегда можно что-то сделать, чтобы что-то изменить. Мириться с тем, что нас не устраивает, необязательно. Действие – это прекрасный ключик ко многим дверям возможностей. Чем больше мы всего делаем, тем сильнее расширяем свои возможности. А чем большими возможностями мы обладаем, тем спокойнее и увереннее себя чувствуем, потому что знаем, что на многое в этом мире способны повлиять, чтобы что-то получить или от чего-то себя уберечь. Так что я считаю, что действия, не только на уровне мыслей положительно на нас влияют, но и на уровне инстинктов. Когда мы к ним переходим, мы настраиваем свой ум на борьбу, из которой состоит вся наша жизнь. Мы на самом базовом, животном уровне доказываем себе, что заслуживаем жизни и не абы какой, а достойной, качественной жизни. Потому что активный человек всегда достоин большего, ведь он готов ради этого большего и лучшего бороться, преодолевать трудности, конкурировать с другими, чтобы побеждать.
Мотивы и виды деятельности
Что толкает людей действовать? Это мотив, причина, необходимость удовлетворить какую-то собственную потребность (физиологическую, духовную, общественную), толкающая человека к активным поступкам. Они формируются под влиянием воспитания, социальных отношений, культуры, обычаев.
Чем занимается индивид в течение жизни? Игрой, учебой, трудом — это и есть основные виды его деятельности. Они осваиваются постепенно, по мере его психофизиологического развития. Один из видов становится преобладающим, который удовлетворяет основные потребности человека и соответствует его возможностям. Так игра, будучи основным видом активности для ребенка, сменяется учебной (школа, профобразование), а затем трудовой.
Своеобразными видами человеческой деятельности являются творчество и общение.
Результат творчества — новое в науке, искусстве, производстве материальных ценностей. Стремление к общению объясняется потребностью человека в удовлетворении как материальных, так и духовных запросов.
Общение
Общение – первая деятельность, в которой участвует человек (интимно-личностное общение с матерью). В этой форме активности происходит первое развитие личности.
Цель общения – установление взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи, учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.
Стоит отметить, что некоторые исследователи не считают общение самостоятельной деятельностью, а называют его скорее средством для реализации другой активности, достижения целей другой деятельности. Однако в младенческом возрасте именно этот вид ведущий.
Труд
Труд – деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта. Труд – основа существования человека, его психического, личностного развития.
Существуют другие виды деятельности, но все они выстраиваются в рамках одного из четырех названных или на стыке нескольких видов. Выбор зависит от силы, количества, своеобразия потребностей конкретного человека.
Однако в каждом возрасте человек выполняет сразу несколько видов деятельности, притом ведущим остается только один. Например, для взрослого человека – это труд.
Ответственность
Но враждебные нам идеи пассивности приживаются в головах людей и по их собственной воле. Мы сами часто рады сослаться на кого угодно и что угодно, объясняя свои неудачи и пассивность, лишь бы только самим ничего не делать. Но при этом многие из нас не понимают, что обманываем мы ни кого-то другого, а самих себя, отказываясь вести активный образ жизни. Вот это стремление все свои проблемы и заботы на кого-то переложить – это абсолютно ложное чувство легкости. Жизнь от такой позиции человека в лучшую сторону точно не изменится. Как жизнь может быть легкой, если ты не являешься в ней хозяином? Ну не будет человек ничего делать, что он с этого получит? Силы сохранит, сам чуть лучше сохранится, а для чего? Вечно мы все жить не будем, сколько бы мы не бездельничали. А здоровье наше зависит ни от того, сколько мы всего делаем, а от того, что именно мы делаем.
Нет, никаких оправданий пассивности и лени нет и быть не может. Когда мы ленимся, мы просто не понимаем, как устроена жизнь, для чего она нам дана. Один из смыслов жизни в том, чтобы что-то делать. Ждать чего-то или просто наблюдать, значит отказываться от полноценной жизни. Поэтому, разумеется, при таком несоответствии внутреннего настроя человека самой идее жизни, он будет чувствовать себя плохо. Так и депрессия может прийти и разного рода саморазрушительные мысли, как, например, стремление получить удовольствие от таких вредных для здоровья вещей, как алкоголь и наркотики. Пассивность – это губительное состояние. И им людей часто заражают специально, чтобы получить над ними власть. А сами люди выбирают пассивную жизнь из-за своего ее непонимания. Надо не отказываться от ответственности, а принимать ее и даже стремиться к ней, чтобы жить полной жизнью и иметь власть хотя бы над собой. Тогда человек будет чувствовать себя намного счастливее. Ведь ответственность за свою жизнь – это путь к свободной жизни. А свободная жизнь – это путь к счастью.
Психологическая классификация действий.
Эта классификация попроще. Любая деятельность человека состоит из действий, которые бывают четырех видов:
- Инстинктивные действия. Они заложены генетически и практически не имеют отношения к сознательной деятельности, например, хватательный и сосательный импульсы у новорожденного. Однако они могут повлиять на сознательные действия, например, инстинкт самосохранения или инстинкт размножения может вызвать цепочку осознанных действий.
- Рефлекторные действия. Также не имеют отношения к сознательной деятельности и больше представляют интерес для биологии. Все знают, что чихание – это ответная реакция на раздражение носовой полости, не контролируемая человеком осознанно; но это не имеет ценности для обществознания.
- Импульсивные действия. Они бывают двух типов – бессознательного и частично-сознательного характера. Пример: испугавшись чего-либо (нестандартный раздражитель), человек может отреагировать возгласом, восклицанием в виде междометия, или же нецензурно охарактеризовать (причем иногда – очень детально) причину своего испуга. Второй вариант – это реакция частично осознанного характера; примеры приводить не буду по причине цензуры, но вы уже и так мысленно себе их нарисовали.
- Волевые действия. Это действия полностью осознанны, основные действия, изучаемые науками об обществе. Примеров море: от «почистить зубы» до «перевести старушку через дорогу». Интересен тот факт, что волевые действия могут переходить в импульсивные. Например, вы долго слушали как на вас кричит начальник, сдерживались (волевое действие), а потом не выдержали и сказали все, что о нем думаете (импульсивное).
Социологическая классификация действий.
В социологической классификации действий ключевое понятие – социальное действие. Социальное действие – это действие человека или группы людей, которое ориентируется на другого человека (или группу людей). Проще говоря, это действие имеет какое-нибудь отношение к действию других людей. Решение выйти на митинг с какой-то группой – это социальное действие, которое имеет связь с их решением организовать митинг.
Наибольший интерес для обществознания представляют классификации действия немецкого социолога Макса Вебера и немецкого социолога-философа Юргена Хабермаса.
Социология: классификация действий по М. Веберу
Человек ежедневно производит так называемые социальные действия, которые имеют цель так или иначе повлиять на других людей.
По классификации М. Вебера (социолог, 1865-1920 гг., Германия), существуют такие виды действий:
- Целерациональные, то есть, имеющие практичную цель и продуманные средства ее достижения. Такие действия организует, например, врач при лечении больного, предусматривая, какие осложнения могут возникнуть, какие средства лечения и профилактики следует использовать.
- Ценностно-рациональные действия вызываются морально-нравственными установками личности. Действия многих героев ВОВ продиктованы чувствами патриотизма, долга по защите Отечества.
- Аффективные — вызываются сильными чувствами (страх, любовь). Например, молодой человек, чтобы доказать свои чувства девушке, прыгает с обрыва.
- Традиционные действия повторяются в похожих ситуациях, когда следует соблюдать обычаи (похороны, свадьба, чествование героев, организация и проведение праздников).
По Веберу, действия человека диктуются его личными мотивами и его ожиданием реакции окружающих (одобрение, осуждение).
Классификация по Хабермасу
Юрген Хабермас изучил классификацию Вебера, переосмыслил ее и обозначил четыре своих типа социальных действий.
- Стратегическое действие. Личные или эгоистические действия с субъективной мотивацией. Эгоистические, в данном случае, не означает негативные по отношению к другим, так как эти действия могут не иметь отношения к другим членам общества. Например, желание сделать себе утром кофе, чтобы привести мысли в порядок, не делает вас эгоистом.
- Нормативное действие. Действие, опирающиеся на систему правил и ценностей, действующих в каком-то конкретном сообществе. По сути – то же, что и ценностно-рациональное действие у Макса Вебера.
- Драматургическое действие. Главная цель этого действия – самовыражение, раскрытие своей индивидуальности, самопрезентация, то есть, попросту говоря, — это создание собственного имиджа или авторитета. Когда утром девушка открывает шкаф и начинает выбирать платье, подбирая под него сумочку и обувь – это драматургическое действие. Такой тип действия направлен на других членов общества и имеет момент ожидания.
- Коммуникативное действие. Это совместное действие двух и более субъектов, направленное на достижение какой-либо общей цели. К коммуникативным действиям относятся и обычное общение, и работа целого предприятия. Главный инструмент этого действия – язык и речь.
Социальное действие является системой поступков, направленных на изменение действий, поступков, мнения или взглядов другого человека или социальной группы.
Поступок как форма действия
В поступках, как в зеркале, отражается нравственная сущность человека, поскольку они диктуются сознательным выбором между «хорошо» и «плохо». Эта форма действия — компонент поведения, соответствующего или не соответствующего принятым в обществе правилам и нормам.
Любой поступок имеет свою цель и план реализации, диктуется намерениями человека. Не всегда его последствия совпадают с ожидаемыми, и он характеризуется как необдуманный, легкомысленный.
Поступок может быть выражен:
- непосредственно в действии физическом (поднять упавший предмет и отдать уронившему его человеку);
- словесном (поддержать словом, одобрить или осудить кого-то);
- в демонстрации отношения к событиям, к другим лицам, к их поступкам, словам (ирония, жест, телодвижения, взгляд);
- бездействием (невыполнение распоряжения начальника, неоказание помощи терпящему бедствие).
Поступок неизбежно оценивается со стороны в соответствии с принятыми в обществе (или группе) моральными нормами. Даже воровство, например, может быть одобрено в асоциальной среде, как признак ловкости и бесстрашия.
За любую деятельность, за свои поступки человек непременно несет ответственность, даже если ее перспектива кажется неясной или отдаленной.
Виды действий в учебной деятельности
Каждое поколение вынуждено овладевать опытом, знаниями, умениями, навыками, которые ушли с предыдущим, то есть оно должно учиться. С развитием науки и техники, с обновлением социальных процессов видоизменяются содержание, формы, методы обучения, появляются новые виды учебных действий.
В современном обществе очень ценится добротное общее и специальное образование. Для человека оно является открытой дверью в интереснейший мир профессионалов, а обществу гарантирует появление высококвалифицированных и творческих кадров, способных вести его по дороге к прогрессу.
Учебная деятельность и виды действий преподавателей и обучающихся различаются, поскольку разнятся их функции: первые дают знания, а вторые — получают. Воспитатель, учитель, родители, лектор преподают, то есть являются активными субъектами этого процесса. Объекты обучения — ученики, студенты, слушатели различных курсов — усваивают данные им понятия и виды действий (умственных, практических).
Образование — сложный, долговременный процесс, требующий не только качественного обучения, но и постепенного и сознательного овладения учебными действиями, навыками работы с информацией.
Решению познавательных задач непременно сопутствует развитие личностных качеств обучающихся. То есть к концу обучения они должны в достаточном объеме овладеть действиями, направленными на самовоспитание, саморазвитие, установление коммуникативных связей и определение своего места в обществе. Подробный их перечень представлен в ФГОСе.
Человек и другие люди
Социальная арена
Конечно же, вы не в театре и не в цирке. Вы не актер и тем более не клоун. Вы – это Вы. И о себе вы знаете (интересно, откуда?), что вы – такой и такой, считаете, что у вас такие-то принципы и ваше усмотрение – мировоззрение рисует вам мир таким и таким.
И все это так, но только до тех пор, пока перед вами не появляются зрители. На вас падает свет — и вас видно, ваш голос звучит – и вас слышно, за вашими движениями наблюдают… Неужели вы на сцене? Кто вы? И кто зрители? Где… Социальная психология Социально-психологическое мышление Человек Другой Люди
- https://www.SunHome.ru/psychology/deystviya-cheloveka
- https://psichel.ru/dejstvie/
- https://FB.ru/article/459014/ponyatie-i-vidyi-deystviy-v-deyatelnosti-cheloveka
- https://psychologist.tips/712-deyatelnost-cheloveka-chto-eto-v-psihologii-vidy-deyatelnosti-i-ih-harakteristika.html
- https://www.calc.ru/Ponyatiye-I-Klassifikatsiya-Deystviy-Cheloveka.html