Что такое общество?
Характеристика человека в обществе довольно сложна и многогранна. Общество представляет собой некий комплекс, образованный, как все сложные системы, в результате взаимодействия множества дифференцированных составляющих частей. Точнее, оно образовано в результате взаимодействия и взаимозависимости индивидов, следующих своим естественным импульсам в поведении. Характеристика человека в обществе, индивидуальность и человеческая природа взаимосвязаны.
Мы, отдельные личности, представляем собой сложно организованные существа. Сложность человеческой природы отражается в ее многомерной конституции, множестве различных потребностей. Среди множества ее аспектов есть такие, как самосохранение, конкуренция, потребность в общении, чувство справедливости и жажда свободы. Тем не менее, наше поведение в основном иррационально, поскольку, несмотря на то что человек наделен разумом, иерархия его потребностей заставляет нас следовать инстинкту самосохранения, конкуренции, независимо от требований истины и логики. Многие аспекты человеческой природы, кроме того, имеют конфликтный, противоречивый характер. Из-за этого нам приходится вести постоянную и непримиримую борьбу, например, между желанием власти и свободы, равенства и справедливости.
Поскольку сложность — естественное свойство любых природных явлений, общество как явление подчиняется универсальным свойствам и закономерностям изменения, общими для всех сложных систем. Эти свойства и закономерности можно проследить на всех уровнях системы, начиная от семьи и заканчивая национальными, глобальными объединениями. Характеристика человека в обществе также должна учитывать множество факторов.
Сложные системы характеризуются тем, что они являются нелинейными, то есть реакция всей системы в целом не вытекает из реакции ее отдельных частей и не может быть определена как их сумма. Нелинейность сложных систем связана с двумя свойствами: их непредсказуемостью и несводимостью. Такие системы несводимы, поскольку их поведение в целом отличается от суммы поведений составляющих частей. В самом деле, когда существуют отношения обратной связи, поведение целого влияет на поведение составной части, и наоборот. Так как общество влияет на человека, ни один индивидуум не может быть изолирован от него. Общество, как все сложные системы, действует как единое целое и не может контролироваться отдельными лицами. Отдельные лица могут лишь влиять на него и участвовать в различных событиях, формирующих систему, но не могут контролировать ее.
Сложные системы непредсказуемы. В нелинейных системах малейшее изменение условий может привести к непредсказуемым большим изменениям. В обществе также происходит что-то подобное. Различные события, мероприятия часто приводят к неожиданным, непредсказуемым, а иногда и нежелательным последствиям.
Еще одна причина непредсказуемости сложных систем состоит в том, что они часто включают в себя элемент случайности, как и в целом характеристика человека в обществе. Пример можно предложить следующий: в качестве сложной системы представим колонию муравьев. Можно отметить, что все муравьи отправляются на поиски пищи в разных направлениях. Такое поведение позволяет колонии найти лучшую еду. В человеческом обществе также существует элемент случайности. Культура, например, имеет большое влияние на требования общества, однако она может быть сформирована совершенно непроизвольным и случайным поворотом событий.
Структура системы
Комплексные системы, в общем-то, не имеют строгого определения, нельзя точно сказать, как называется. Характеристика человека в обществе — весьма сложная абстракция. То есть чтобы проанализировать ее, мы вынуждены построить упрощенную модель. В дальнейшем мы будем рассматривать модель общества, основанную на известных институциональных, культурных и социально-экономических отношениях, а также их взаимодействие и влияние на природу человека.
Нормы поведения человека в обществе
Человек не может обойтись без общества также как общество без него. Каждый индивид подстраивается под социальные нормы поведения для удовлетворения своих потребностей. Ими могут быть и необходимость в общении, и материальная нужда. То, насколько правильно ведет себя человек, напрямую зависит от привычек. Они условно делятся на два типа: автоматические и сознательные действия.
Автоматические действия совершаются ежедневно, и не задумываясь. Они могут быть как хорошие, так и плохие. Каждый человек умывается по утрам, приводит себя в порядок, кто-то делает зарядку. Умение читать и писать — все это хорошие привычки, доведенные до автоматизма. Плохие привычки также появляются на бессознательном уровне. К примеру, грызть ногти, не следить за своим внешним видом, проявлять излишнюю грубость. Эти действия можно считать врожденными или приобретенными в раннем детстве, унаследованными от родителей или от нехватки культуры воспитания.
Сознательные действия совершаются, подстраиваясь под нормы поведения в социуме. При устройстве на новую работу, в первые дни человек ведет себя сдержанно, присматривается к начальству и коллегам. Когда сознание запоминает постоянно повторяющиеся действия, то переводит их автоматические. Человек, попадая из раза в раз, в одну и ту же ситуацию, ведет себя по созданному шаблону.
Различные подходы к пониманию общества
В различные времена множество ученых и философов озвучивали собственный взгляд на то, что такое общество. Рассмотрим наиболее популярные взгляды:
Аристотель
Аристотель рассматривал общество в качестве совокупности людей, единых стремлением удовлетворить определенные потребности.
Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо
Мыслители предложили теорию общественного договора. Согласно этой теории, всякий человек обладает определенным набором прав и может контролировать собственные действия в рамках условной социальной договоренности.
Георг Гегель
Гегель – автор идеи, согласно которой общество – «тяжелый уклад». Именно Гегелем введено понятие гражданского общества, в рамках которого «каждый зависит от каждого».
Макс Вебер
Мыслитель считал, что общество является результатом социальных интересов каждого из его членов.
Огюст Конт
Согласно мнению Конта, общество – то, что формируется посредством мыслительных конструктов; он считал, что оно представлено различными системными элементами (семья, класс и т. д.). Основа общества в понимании мыслителя – разделение труда.
Карл Маркс
Для Маркса общество как категория – это совокупность исторических начал взаимодействия людей; совокупность эта складывается в процессе жизнедеятельности отдельных членов общества.
Признаки общества
К числу наиболее важных и определяющих признаков общества, относится:
- Наличие подсистем и отдельных элементов, сфер (примеры: экономико-политическая, духовная сферы и т. п.);
- Динамичность (одни элементы заменяют другие; статичность элементов – не признак общества как системы);
- Наличие закономерностей в рамках исторического развития;
- Альтернативность, нелинейность (всегда существует множество вариантов, к примеру, путей развития общества);
- Способность менять окружающий мир (человек подстраивает окружающую среду под собственные нужды и потребности);
- Несводимость исключительно к людям (человек способен создавать надындивидуальные связи и т. п.);
- Самодостаточность (способность усилиями всех членов общества создавать условия для существования).
Сферы жизни общества
Общество, о чем мы уже упоминали – сложная система, в которой гармонично сосуществуют условно бесконечные множества подсистем; в подсистемах же существуют множества элементов. Подсистемы стоит рассматривать в качестве социальных институтов – совокупностей ролей, норм, процессов и т. д.
Также подсистемы – это сферы жизни общества. Выделяются такие сферы (сфера/элементы):
- социальная (личность, этнос, нация, класс);
- экономическая (отношения и силы производственного характера, удовлетворение потребностей материального характера и т. п.);
- политическая (партии, движения, власть);
- духовная (формы общественного сознания).
Отметим, что каждая из сфер неизбежно сталкивается, взаимодействует с другими, при этом сохраняет изначальный вид. Также в отдельных сферах формируются собственные социальные институты (группы людей, объединенных по различным характеристикам).
Формирование человеческой личности
Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.
Факторы формирования личности:
- Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости
Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.
В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.
Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.
Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.
- Генетика
Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.
Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.
Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.
- Опыт жизни
Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.
- Менталитет и культура
На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.
Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.
Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.
Фазы становления личности:
- Адаптация
Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.
- Индивидуализация
На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.
- Интеграция
Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.
Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.
Понятие становления личности
Процесс становления личности, который берет начало с первых месяцев рождения, продолжается почти непрерывно всю жизнь. Индивид набирается опыта в общении, учится приспосабливаться под ситуацию, осознает свою уникальность и пытается показать ее другим. Со временем появляется необходимость выделиться среди толпы.
Обратите внимание! Нередко необходимость выделиться в обществе и быть полезным для него происходит на уровне противоречия.
Позднее индивид желает быть полезным для окружающих, привнести свой вклад в развитие общества. Все это формирование личности, которое характеризуется разными этапами, фазами. Описывая, как формируется личность, современные источники информации придерживаются давно укоренившихся определений данных этапов и фаз становления личности. Они включают в себя информацию о том, как ведет себя индивид практически с рождения, и какое воздействие имеют разнообразные факторы на его личностное развитие.
Основные фазы развития личности в обществе
Фаза №1. Становление человека как личности в обществе
Нормы морали. На этом этапе личности предстоит усвоить стандартные нормы морали и этичного поведения в обществе.
Развитие навыков. Человек в этот период максимальными темпами развивает свои практичные навыки и умения общения с каждым членом социума.
Адаптация к среде. Каждая форма деятельности личности подвергается адаптации под конкретную среду социального общества.
Читайте далее: Развитие личности в процессе деятельности
Влияние общественного мнения. Логичный вывод в этой ситуации заключается в том, что человек в первой фазе максимально подвержен влиянию общественного мнения, поскольку для него важно показать свою лояльность и приверженность сложившимся устоям.
Усвоение общественных норм. Даже невзирая на то, что каждая личность, попадая в социальную среду, имеет свои индивидуальные особенности, проявить свои качества и характер она не в состоянии, поскольку сперва необходимо усвоить общественные нормы и приемы поведения, которыми досконально владеют другие члены социума. Подобный аккуратный подход является наиболее эффективным способом проявить себя в дальнейшем.
Индивидуальность. «Свое творческое и индивидуальное «Я» вместе с персональным мировоззрением предстоит раскрывать и внедрять в коллектив постепенно, стараясь детально изучить все примеры поведений других членов». Согласитесь, что большинство примеров с «белой вороной» воспринимается обществом крайне негативно.
Фаза №2. Противоречие и невозможность подчеркнуть индивидуальность личности
Противоречия. На этом этапе личность переживает конфликт внутренних противоречий, которые состоят из адаптации к обществу и невозможностью опять же выразить свою индивидуальность.
Проявление индивидуальных качеств. Как только субъект осознает свою похожесть на других, он всячески старается подчеркнуть индивидуальные качества и выделиться на фоне остальных. Особое внимание к своей персоне личность может привлекать разными способами. Это и выдвижение кардинально новых идей, смена поведения или же проявление лидерских качеств. Каждая личность в обществе старается проявить себя по-особенному.
Это является следствием естественного развития и становления личности. Подобный этап проходит каждый из нас. Главным мотивирующим фактором во время этой фазы становиться страх. Именно он подталкивает человека выделяться на общем фоне, поскольку боязнь стать чьей-то тенью превышает все другие мысли.
«Внутренние противоречия и желание самовыражения – переломный момент в развитии личности»
Самовыражение. Каждый человек регулярно продолжает поиски способов самовыражения. Зачастую бывает так, что такие способы кардинально идут вразрез с нормами общественного поведения. Это может говорить о некотором отчаянии со стороны личности, поскольку она не может найти правильного подхода и возможность привлечь к себе внимание.
Как правило, случается следующее. С одной стороны человек по факту доволен своим положением, а общество полностью удовлетворено его пребыванием внутри группы. А с другой стороны, каждый внутри себя желает выделиться на фоне остальных и сделать так, чтобы его заметили или воспринимали отличным от других в положительном русле. По аналогии с личной жизнью, человек ищет свою вторую половину и партнера, который будет восторгаться его индивидуальными качествами на протяжении всей жизни.
Подобный процесс внутреннего противоречия между личностью и его восприятия общества может протекать достаточно долгое время. Затяжной период противоречия и вовсе может подавить естественную личность индивида.
Фаза №3 Принятие обществом индивидуальных особенностей личности
Польза качеств и навыков человека для общества. Третья фаза является логическим продолжением предыдущего этапа. В ней происходит оценка и принятие всех способов самовыражения с точки зрения полезности индивидуальных качеств для самого общества. Человек сможет проявить свои черты характера и особенности как личность в том случае, если общество решит, что его навыки и умения являются полезными и необходимыми составляющими нормального функционирования между индивидами.
Если социум не воспринимает человека как индивидуальность и считает его особенности ненужными для себя, тогда человек усердно старается навязать себя и свое поведение. Успеха в подобных мероприятиях достигают только те, кто обладают поистине сильными моральными принципами.
Нужда общества в конкретной личности не является обязательной. Бывает так, что в полноценном коллективе появляется всеми признанный лидер, который оказывается способным вести за собой остальных и принимать ответственное решение за всех в критических ситуациях. Однако и без него социум прекрасно бы справился с любыми трудностями. Просто его лидерские и организационные качества воспринимаются нужными для общества и способны значительно улучшить внутреннее взаимопонимание и координацию действий всех участников.
Не каждый человек способен сформироваться как личность в обществе подобным образом. Ярко продемонстрировать свою особенность способны только сильные и морально-устойчивые люди. Однако в каждом сложившемся коллективе присутствуют уникальные участники, которые хоть как-то, но выделяются на фоне остальных, получая всеобщее признание с их стороны.
Социализация личности – финальный этап в становлении человека
Последовательное прохождение каждой из трех фаз способно привести к успешному завершению всего процесса развития личности в обществе.
Современные социологические исследования выделяют три стадии становления человека в социуме:
- дотрудовая стадия;
- трудовая стадия;
- послетрудовая стадия.
Процесс становления начинается с момента рождения и протекает до окончательного периода созревания.
В зрелом возрасте может произойти переосмысление взглядов и переоценка человека как личности.
С 18-ти до 30-ти лет начинаются перегруппировываться инстинкты, и большая часть социализации перенаправляется в сторону работы и взаимоотношений. Любое неправильное понимание подобных вещей может привести к значительным трудностям и проблемам в дальнейшей жизни.
Человеку будет сложно найти свое место в обществе, если он не сумеет правильно в нем адаптироваться и запустить процессы личностного роста.
Почему мораль называют общечеловеческой ценностью
Мораль – это нормы и правила поведения в обществе, ставшие одинаковыми для всех и вызывающие неодобрение при их несоблюдении. Например, мать, бросившая или обижающая своего ребенка, нарушает моральные ценности и вызывает осуждения и негодования в свой адрес.
Нормы морали направлены на борьбу между добром и злом. Если человек направляет силы на поддержание добра, значит, он осознает свой долг и обязательства перед обществом. Совесть человека и мнение социума, контролируют исполнение долга.
Мораль проводит четкие границы между хорошим и плохим, добродушностью и деспотичностью, правильностью и ненормальностью. Это также устоявшиеся принципы общества, которые одинаковы для всех. Их несоблюдение приведет к хаосу в целом мире. Поэтому мораль и называют общечеловеческой ценностью.
Общечеловеческие ценности
Общечеловеческие ценности относятся к природным и культурным. Но, если углубиться в это понятие, возникнут противоречивые доводы. Конечно же, что-то общее можно найти во всех народах и странах, но вот контекст ценностей бывает разным. К примеру, в одной стране к детям относятся бережно, с милосердием (имеется в виду отношение к детям вообще), а в другой они также важны, но в качестве жертвы богам, ради соблюдения обычаев.
Людей, находящихся в одном государстве чтили и уважали, а за его пределами считали врагами и жаждали им смерти. А в Риме, воспевались ценности правителя и тот, кто их нарушал – лишался головы. Исходя из этого, никак нельзя утверждать, что все ценности общечеловеческие. В одной стране за столом разрешается поведение, которое будет просто неприемлемо для другой страны и посчитается невоспитанностью.
Развитие личности в течение жизни
Будучи совсем маленьким, ребенок невольно копирует поведение родителей. Причем того члена семьи, кто имеет большее влияние на остальных, авторитетного. Вскоре у детей появляется потребность в самостоятельности, психология иногда выделяет этот период как кризис детского возраста. В пример приводят капризы малыша, хотя на деле он попросту еще не научился справляться с эмоциями, его природа требует изменений, развития.
Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование
Дети, как о них говорят, словно губка, жадно впитывают все новое. В процессе становления личности они копируют даже рекламу, увиденную по телевидению. В ходе взросления они способны адаптироваться к изменениям. Например, начав ходить в школу, ребенок (часто нехотя) привыкает к дисциплине, когда нужно сидеть на месте 45 минут. Школьные воспитательные методы оценками и незначительными наказаниями направляют развитие личности растущего организма в ту или иную сторону, в зависимости от его восприятия.
Обратите внимание! Чтобы ребенок успешно социализировался, не нужно на него давить, заставлять. Каждому человеку необходимо чувствовать сопереживание, понимание, иначе вместо адаптации он будет сопротивляться, отдаляться от социальных групп.
Постепенно ребенок переходит к социализации, когда проявляется интерес к более тесному общению со сверстниками. Данный период становления личности обусловлен тем, что прежде индивид не нуждался в понимании социума. Теперь он наблюдает за группой, примеряет на себя роли ведущих и ведомых, нередко желает занять место авторитета.
Пограничное состояние между детством и взрослой жизнью все также нуждается в педагогике, наставлениях индивида. В подростковом возрасте, испытывая взлеты и потрясения, индивид занимается поиском себя. Только потом он вникает в обществознание, где тренирует свои способности в том, чтобы направить накопленный опыт на пользу окружающему миру.
Стадии становления личности
Становление каждого человека как личности имеет ряд стадий, положительных и отрицательных. Если описать их наиболее кратко, то выглядят они следующим образом:
- Адаптация. Умение индивида психологически приспособиться к социальной группе, ее деятельности;
- Индивидуализация. Необходимость выделиться из группы, показать себя самостоятельным субъектом;
- Интеграция. Слияние с обществом, его деятельностью, поиск и упрочнение связей, которые поспособствуют положительному результату данного стремления;
- Дезинтеграция. Непринятие обществом или самоизоляция, попытка минимизировать контакты с окружением, что приводит к остановке формирования личности;
- Деградация. Обратное развитие, в ходе которого индивид утрачивает работоспособность, страдают его активность, а также адекватность.
Факторы становления личности
Личность человека формируется в процессе всей жизни под влиянием ряда факторов. Известно, что они не существуют по отдельности, т. е. без одного не может быть другого. Среди факторов развития личности выделяют:
- Внутренние – характеризуются темпераментом индивида, его стремлениями, силой воли и мотивацией.
- Внешние – природная и психологическая среда, педагогическое и социальное воспитание.
- Социальные – приобретенные способности, знания, методы поведения индивида;
- Биологические – наследственность, врожденные способности.
Становление личности ребенка
Формирование личности проходит с помощью, так называемых, агентов социализации. Это отдельные лица либо группы или целая организация, которые имеют внушающее влияние на чередование индивидом социальных ролей.
К ним относятся:
- Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники и друзья, возможно, наставники;
- Агенты вторичной социализации – учебная или трудовая администрация, церковь, армия и т. д.
Примечательно, что на разных этапах становления «агенты» могут сменяться в важности.
Социальная структура
Каждый из аспектов общества (социально-экономический, культурный, институциональный и человеческая природа) сам по себе представляет сложное объединение, образованное путем объединения и взаимозависимости более простых составных частей. Социально-экономический порядок формируется путем сочетания труда, социальных отношений и персональной активности. Институциональный аспект включает в себя государственные и частные организации. Культура представляет собой сочетание знаний и технологий, мировоззрения и ценностей. Человеческая природа также формируется из взаимодействия наследственной природы и ее развития в конкретном индивидууме. Характеристика человека в обществе называется поэтому специальным термином «индивидуальность».
Подобно всем сложным системам, общество является несводимым. Это сложное целое нельзя свести ни к одному из аспектов, характеристика человека в обществе не характеризует это общество в целом. Любое объяснение общества с точки зрения одного аспекта, будь то культура, человеческая природа, борьба за власть или различные институты, является неполным. Его, как и все сложные системы, необходимо рассматривать как взаимодействие различных масштабов, формирующее единое и несводимое целое.
И, как и в других подобных системах, ее составляющие части не существуют отдельно, в изоляции, а должны быть рассмотрены в их отношении с остальными частями целого.
Иерархическая структура
Фундаментальным аспектом человеческой социальной организации является ее иерархическая структура. Все формы социальной организации, от общества собирателей и охотников до высокоразвитой цивилизации, характеризуются неодинаковым распределением властных полномочий и иерархией. Не все иерархии одинаковы. Некоторые имеют ярко выраженную централизованную власть и классовое деление. Другие, как, например, общество собирателей и охотников, являются менее вертикальными, более демократичными, и возможно, даже не имеют постоянных лидеров. Но все они имеют нечто общее: распределение власти в них всегда неравномерно. Всегда существует доминирующий сектор, это могут быть мужчины, лидеры, кланы, целители и др.
Биологическая причина существования иерархии кроется в нашей конкурентной природе. Конкуренция является одним из многих аспектов человеческой природы. Причем многие из ее аспектов также между собой конфликтуют и конкурируют. Например, по своей природе мы стремимся не только к конкуренции, но и к общению. То есть по природе своей мы должны быть связаны и соотнесены с другими и в то же время конкурировать с ними. Человеческая конкуренция заставляет нас организовываться в структуры с неравным распределением властных полномочий. Иерархия в таком случае — неизбежный аспект социальной организации.
Функция общества
В отличие от организмов или колоний, поведение которых отвечает выполняемой функции, общество в целом не имеет какой-либо конкретной роли.
Однако, хоть это и не обязательно, в некоторых случаях социальные системы имеют функцию, которая в основном определяется политической структурой системы. Социальные системы с иерархической структурой работают на благо тех, кто стоит на вершине иерархии, за счет тех, кто находится ниже.
Идея о том, что общество существует для блага каждого индивида, ошибочна. Социальная система может работать как на благо, так и во вред человеку. То, как она будет работать в конкретном случае, зависит от случайных и произвольных исторических событий. Попытки отдельных лиц контролировать или проектировать систему, как правило, приводят к непредвиденным и часто нежелательным последствиям.
Взаимодействие человека, общества и природы
Человек существует и как часть общества, и как часть природы. Природа подарила жизнь и обеспечила людей всем необходимым для их выживания. Вода, съедобные культуры, деревья для постройки домов и топки печей. Со временем, человечество начало прогрессировать. Появлялись все новые орудия труда, вытаптывались степи, уменьшалась площадь лесов, тем самым запускался медленный механизм разрушения земли.
У человека стала появляться тяга к социальному общению, появилась необходимость в постоянном развитии. Так, стало формироваться общество. Ни один индивид не пожелает лишиться природы, так как является биологическим созданием. Но и от общества отказаться не сможет, потому что крепко закрепился в социуме.
Общество и природа, настолько крепко сплетены, что не смогут существовать друг без друга. Вода, деревья, полезные ископаемые, еда – жизненно необходимы человечеству. Только не может не расстраивать факт, что сам человек губит свою кормилицу природу. Загрязняются реки, атмосфера, возникают природные катаклизмы. Чем больше развивается общество, тем быстрее истощается природа.
Проблема личности в социологии
Проблема личности является предметом междисциплинарных исследований во многих науках. В научной литературе, в первую очередь, принято разграничивать такие понятия как «человек, «индивид» и «личность».
Человек является самым общим понятием, указывающим на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служащим для того, чтобы охарактеризовать универсальные, присущие всем людям свойства и качества. Индивид – это отдельный человек, который является единичным представителем человеческого рода и является отправным моментом формирования личности. Личность же – это итог развития индивида, выражение его социальной сущности.
Индивидуальность является непременным и важным признаком личности, единство неповторимых личностных свойств каждого отдельного человека. Под индивидуальностью также понимают и своеобразие психофизической структуры человека (его темперамента, особенностей психики и физического строения), его интеллекта, жизненного опыта, мировоззрения и социальных характеристик.
В отечественной науке существует ряд общепризнанных отправных положений при комплексном изучении личности:
- У каждого человека есть личность;
- Наличие личности отличает человека от животных;
- Личность является продуктом исторического развития, т.е. формируется на определенной ступени эволюции человека;
- Личность – это индивидуальная характеристика человека, то что отличает одного от другого.
В рамках социологии личностью называют устойчивую совокупность социально значимых качеств и черт, которые присущи человеку как социальному существу. К ним относят социальные роли, которые индивид усваивает в процессе социализации, и ценностные ориентации, которые лежат в основе формирования поведения личности.
Все эти социально значимые качества и свойства индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом посредством конкретных социальных групп, институтов и общностей. Следовательно, можно сделать вывод о том, что личностью называют индивида, который включен в систему социальных отношений и связей.
При исследовании того, как протекает взаимодействие человека и общества, личность принято рассматривать не только в качестве объекта внешних воздействий, но и, преимущественно, в качестве субъекта социальных отношений, активного участника общественной жизни, обладающего собственными потребностями, интересами, устремлениями и способностью ответно воздействовать на социальную среду.
Можно ли объективно сравнивать различные общества?
В противоположность релятивистским убеждениям, системы можно оценивать объективно и сравнивать с точки зрения выгод, которые они приносят отдельным индивидам. Как уже упоминалось ранее, системы не имеют какой-либо функции, поэтому могут работать как на благо, так и во вред человеку. С этой позиции некоторые из них хороши. Другие плохи. Одни системы лучше, чем другие.
Хорошая система — такая, которая способствует всеобщему благосостоянию. Плохая приносит людям вред или способствует благосостоянию одних за счет других, ведь характеристика человека в обществе других людей всегда предполагает данное разделение.
Как можно изменить общество?
Какова же характеристика человека в обществе? Ответ на этот вопрос дать не так-то просто. Мы начали эту статью, сказав о том, что общество мы не выбираем, не создаем и не можем контролировать, но оно контролирует жизнь каждого из нас. Означает ли это, что оно является самостоятельной системой, контролирующей людей и не подвергающейся их контролю? Можно ли изменить общество, в котором мы живем?
Тема «человек и общество» всегда привлекала внимание политиков и социологов. Как сказал Ноам Хомский, социальные системы «не высечены из камня». Нет причин, по которым люди не могли бы их изменить. Мы должны иметь возможность выбирать социальную систему, которая будет работать во благо людей. Характеристика человека в обществе — это тема, касающаяся каждого из нас.
Тем не менее, по ряду причин это не так просто осуществить. Во-первых, отдельные индивиды не могут изменить систему самостоятельно. Только коллективные действия могут привести к изменениям в ней. А коллективное действие трудно организовать, поскольку индивидуальное сознание, как правило, настроено на то, чтобы быть частью системы, а не бунтовать против нее. Во-вторых, те, кто извлекает из системы меньше всего пользы и имеет больше всех причин для того, чтобы желать изменить ее, имеют в системе меньше всех власти.
Потребности и диспозиции личности
Потребности выступают в качестве первичного источника деятельности личности. Они отражают объективные условия существования человека и являются одной из форм его связи с окружающей средой. В соответствии с классификацией потребностей, которую вывел американский исследователь Абрахам Маслоу (1908–1970), они расположены в иерархической пирамиде, на нижнем уровне которой расположены физиологические потребности и потребность в безопасности, а на высшем – потребности социальные, духовные, престижные, в самоактуализации.
При осознании потребности, она трансформируется в интерес личности, который, преломляясь через ценностные ориентации, ведет к тому, что начинают формироваться мотивы деятельности. Механизм мотивации обычно реализуется в конкретной личностной деятельности, основной смысл которой в достижении поставленной конкретной цели.
Мотивы являются внутренними побудителями деятельности, но кроме них присутствуют еще и внешние – стимулы. В отличие от мотивов, которые являются субъективными факторами, стимулы – это факторы объективные, выражающие особенности окружающей социальной среды.
Совокупность мотивов и стимулов и их взаимодействие вместе образуют диспозицию личности, которой называют предрасположенность личности к определенному поведению в конкретных условиях. В соответствии с концепцией российского социолога В.А. Ядова (р.1929), диспозиции принято делить на высшие, средние и низшие. К диспозициям высшего уровня относятся наиболее важные ценностные и жизненные личностные ориентации, которые определяют общую направленность деятельности личности. Диспозициями среднего уровня называют установки на социальные ситуации и объекты. Диспозиции нижнего уровня – это ситуативные установки, которые определяют поведение личности в конкретных, непосредственных условиях.
Подводя итог, социологическое понятие личности – это интегральное социальное качество, которое индивид приобретает в процессе включения в систему общественных отношений и связей. Личность в данном процессе является и объектом, и субъектом общественных отношений. В рамках взаимодействия с окружающей социальной средой, личность вырабатывает собственные ценностные ориентации, модели поведения и социальные установки (диспозиции). Процесс формирования новых потребностей, диспозиций и интересов становится важным фактором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, а также развития социума в целом.
Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества
То, что создается человеком из даров природы (дома, фабрики, целые города), становится частью материальной культуры. Любовь к музыке, живописи, истории – это культура духовная. А все вместе это образует ценности человеческого общества.
Человек не может быть полностью современным в культуре, потому как настоящий ценитель стремится к познанию культуры разных времен. Материальные ценности создаются благодаря духовной деятельности. Это могут быть мечты построить дом и различные архитектуры, писать картины для продажи.
Культура становится для человека неотъемлемой частью жизни. К ней относится культура речи, культура воспитания, умение выражать свои чувства, почтительное отношение к старшим и всем остальным.
Психология человека в обществе
Каждая личность уникальна и по-разному ведет себя в той или иной ситуации. Выделить можно три типа: пассивные, агрессивные, идущие на компромисс.
Пассивный человек, в то время, когда от него требуется определенное действие, замыкается из-за своей неуверенности. В итоге не получается проявить все свои способности и начинают терзать мысли о собственной неполноценности.
Агрессивный человек прокладывает себе дорогу силой, не учитывая на своем пути чувства других людей. Тем самым зарабатывает себе негативную репутацию, а его цель хоть и достигается, но всегда ненадолго.
Человек, ищущий компромисс всегда анализирует ситуацию и не торопится делать шаги. Своими действиями не стремится задеть принципы других людей, относясь тактично ко всем. Умеет ориентироваться в сложившихся ситуациях, находит выходы и избегает уловок со стороны агрессоров.
Любой человек может измениться, если это действительно для него важно. Но многие настолько привыкли жить обыденной, пусть и неправильной жизнью, что не в силах совершать кардинальные перевороты. Поэтому им не удается надолго задерживаться на верхних позициях и успех становится явлением непостоянным.
В какой мере человек должен нести ответственность за общество?
В целом, ответственность людей весьма незначительна. Ведь если мы зачастую имеем весьма смутное понимание собственной природы, и способность ее контролировать сильно ограничена, что уж можно говорить о такой сложной теме, как общество в жизни человека? Однако, несмотря на ту ограниченность ответственности, которую имеют индивиды, ответственность за нее все же существует.
Характеристика человека в обществе с точки зрения степени ответственности
Это те из нас, кто находится на вершине иерархии, несут наибольшую ответственность. Они, как правило, имеют более высокий уровень образования, здоровья, возможностей, ресурсов и власти для осуществления изменений. Но в то же время они с наименьшей вероятностью способны улучшить систему. Это происходит потому, что они извлекают из нее наибольшие выгоды и поэтому будут сопротивляться переменам и не поддержат изменения, ущемляющие их интересы. К тому же образ мысли таких людей, как правило, лишен необходимого критического и аналитического потенциала. Чем выше поднимается человек по лестнице иерархии, тем сильнее у него проявляется тенденция соответствовать системе, чтобы защитить свою власть.
Чем ниже находится человек на ступени иерархии, чем ниже роль человека в обществе, тем меньше у него ответственности, так как он обычно имеет невысокий уровень образования, здоровья, материальных ресурсов, ему не хватает способности и власти, чтобы внести изменения. Кроме того, такими людьми часто манипулируют, их контролируют те, кто стоят выше. Они вынуждены заботиться прежде всего о своих фундаментальных и насущных потребностях. Тема «человек и общество» для них как бы недоступна.
Средние слои общества несут почти такую же ответственность, как те, кто находится на вершине иерархии. Степень этой ответственности обратно пропорциональна ее вертикальности, как и роль человека в обществе. Для того чтобы сохранить свою власть, верхушка общества будет стараться делать так, чтобы средние слои были довольны (а в более низких иерархиях она будет стараться заботиться и о низших слоях). Поэтому средние слои также выигрывают от существующей системы с ее возможностями, ресурсами и неограниченной властью, а значит, и разделяют ответственность с верхушкой общества. В отличие от последних, не способных к изменению системы, средние слои имеют для этого возможности и ресурсы. Тем не менее, в своей борьбе за власть они склонны приспосабливаться к системе и действовать в интересах тех, кто наверху, обеспечивая легитимность системы. Характеристика человека в обществе — это то, что во многом на их совести.
Незнание не освобождает от ответственности
Незнание, отсутствие понимания не освобождает верхушку и средние слои общества от ответственности. В отличие от низших слоев, они имеют возможности и ресурсы, чтобы понимать систему и воздействовать на нее. Если система является плохой, то, приспосабливаясь к ней, они вносят свой вклад в поддержание ее плохого состояния. Несмотря на коллективное сознание в вопросах рационализации, оправдания или игнорирование вреда системы, индивидуумы все же остаются ответственными за такое положение вещей. Общество в жизни человека играет важную роль, и все мы несем за него ответственность.
В неравных обществах вызов системе обычно бросают не выходцы из высших или низших слоев общества, а то меньшинство из среднего слоя, которое решает защищать свободу, справедливость, равенство и интересы тех, кто ниже, будущих поколений, а также окружающую среду. Хотя большинство представителей средних слоев общества, как правило, быстро приспосабливается к системе, решающее значение для нее имеют те, которые не отождествляют себя с ней, не могут с ней смириться, и у кого есть достаточно образования, материальных ресурсов и сил для того, чтобы бросить ей вызов.
Революционные изменения, вызванные такими людьми, часто приводят к замене одного вида иерархии другим (который в некоторых случаях оказывается даже хуже). С другой стороны, стабильное улучшение системы наступает тогда, когда на сцену выступают эти люди и участвуют в процессе социального развития.
- https://FB.ru/article/159333/chelovek-i-obschestvo-harakteristika-cheloveka-v-obschestve
- https://dizzwizz.ru/semya/chelovek-i-obshhestvo.html
- https://dnevnik-znaniy.ru/obshestvo/chto-takoe-obshhestvo.html
- https://HeadLife.ru/formirovanie-lichnosti/
- https://srazu.pro/lichnost/stanovlenie-lichnosti.html
- https://pikacho.ru/razvitie-lichnosti-v-obshchestve/
- https://Zaochnik.com/spravochnik/sotsiologija/obshchaja-sotsiologija/lichnost-i-obschestvo/