Что изучает детская психология?
Детская психология занимается изучением психологических процессов у детей, как они развиваются в процессе подрастания, и почему так не похожи друг на друга. Это отдельная ветвь науки, исследующая подсознательное и сознательное развитие детей. Психологи обращают внимание на развитие ребенка, способности в плане обучения, овладения родным языком, особенности поведения, осознание личности, своей сексуальности, как он познает окружающий мир.
По мере взросления малыша, он проходит прогрессивные стадии развития, от рождения до совершеннолетия. Детская психология изучает как экологические, генетические и культурные факторы влияют на его развитие и то, как быстро он прогрессирует с одного этапа на другой.
Психология детского развития
Все мы прекрасно знаем о том, что социальное развитие ребенка начинается с его отношений с теми, кто его окружает. В первые годы жизни, как, впрочем, и последующие, ребенок учится посредством подражания тем, кто постоянно рядом с ним находится, а рядом с ним, как правило, находятся его родители, которые своим примером учат его правильному [или неправильному] поведению. Поэтому в значительной мере ребенок является отражением своих родителей, и как говорится в одной великой книге: “По плодам их узнаете их”. Ребенок многое перенимает от родителей или от тех, кто их заменяет, кто постоянно рядом с ним находится и с кого он может брать пример. Что это значит для родителей, или тех, кто собирается ими стать? Это значит, что нужно учиться тому, как правильно воспитывать детей, чтобы из них выросли достойные, довольные жизнью люди, но при этом не стоит забывать и о своем собственном поведении и не позволять ему противоречить словам. Ребенок в своем развитии неизбежно будет копировать своих родителей, поэтому важно, чтобы то, чему родители будут его учить, не расходилось с тем, что они делают.
Вполне возможно, что ради своего ребенка, родителям необходимо будет изменить себя и свое поведение, чтобы показывать ему достойный пример для подражания. Но для этого еще нужно знать – что для ребенка полезно, а что вредно, то есть, чему его нужно учить и когда его этому нужно учить, а чему учить не стоит, или стоит, но в подходящее время, то есть, в определенном возрасте. В этом родителям поможет детская психология, которую им нужно изучать постоянно, чтобы понимать своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Даже поверхностное знание детской психологии может существенно улучшить понимание родителями причин поведения своего ребенка, благодаря которому они смогут нужным образом влиять на него. В конце концов, если мы покупаем стиральную машину или телевизор, мы же с вами изучаем прилагаемые к ним инструкции, чтобы правильно ими пользоваться. Ну так а почему же некоторые, а возможно и многие из нас считают, что воспитание детей должно быть другим, что для этого, столь важного и ответственного дела ничего знать не нужно, а достаточно лишь делать то, что делали с нами наши родители, когда воспитывали нас? Вам, друзья, вообще нравится то, какими людьми вы стали, после того воспитания и обучения, которое вы прошли? Если нравится, то возьмите все лучшее из этого опыта и примените к своим детям, а если не нравится, тогда вам обязательно нужно начать изучать детскую психологию, чтобы ваши дети стали лучше вас, и вы по праву могли ими гордиться. Воспитание ребенка – очень сложный и ответственный процесс, для осуществления которого необходимо иметь терпение и знания, так как любые промахи и недочеты в этой работе негативным образом скажутся на психологическом развитии ребенка. А это не та работа, в которой мы можем позволить себе ошибаться, ибо речь идет о наших детях – нашем будущем.
Предмет детской психологии
В возрастной психологии выделяется целый ряд составляющих:
- детскую психологию;
- психологию младших школьников;
- психологию подростков;
- юношескую психологию;
- психологию зрелости;
- геронтопсихологию.
Согласно данной классификации детская психология занимается изучением первого и самого значимого в жизни человека этапа, периода развития от рождения до школьного возраста. В этот незначительный временной период в детской психике происходят важнейшие изменения.
У новорожденного ребенка отсутствуют четкие образы окружающих его предметов, эмоции связаны преимущественно с удовлетворением естественных потребностей. В этом отсутствуют индивидуальные особенности ребенка, но есть физиологические различия, которые обусловлены свойствами нервной системы. К семи годам ребенок значительно меняется, он становится достаточно самостоятельным, овладевает довольно сложными видами деятельности, осознает собственные желания, подчиняет свое поведение существующим требованиям.
Особенности детской психики
Детство — это пора, когда ребёнок начинает познавать мир. Основные черты будущего характера закладываются до 3–6 лет. В детском возрасте ребёнок не понимает многих вещей, но он всецело доверяет родителям, они являются для него главным авторитетом. Детей легко обмануть, ведь они ещё не научились отличать правду от вымысла. Маленький человек мыслит нелогично, он находится в плену своих фантазий и ошибочного представления об окружающем его мире.
Внешне маленькие дети беспомощны и ранимы, хотя на самом деле у них здоровая психика и они знают, как добиться своего от взрослых. Главное для ребёнка — это обеспечить за счёт родителей свои потребности и интересы. С первых дней жизни малыш использует свои эмоции, чтобы получить от взрослых желаемое. Эти маленькие манипуляторы осознанyо управляют родителями в собственных интересах. Нельзя негативные реакции ребёнка воспринимать как признак недовольства или повод для беспокойства. Скорее всего, это придуманный им метод достижения цели, игра с чувствами взрослых людей или проявление мести.
С возрастом дети начинают взаимодействовать друг с другом — играть, общаться, дружить. В школьные годы между ними часто возникают конфликты. В этот период у детей формируется характер, происходит становление личности.
В процессе взросления ребёнок вбирает в себя весь культурный и исторический опыт предыдущих поколений, общественные ценности становятся его личными. Благодаря полученным знаниям развиваются индивидуальные способности детей. В период взросления ребёнок осваивает те понятия, которые приняты в среде его существования. Он приобщается к дружбе, уважению, любви, патриотизму. Благодаря социализации мальчики осваивают роль мужчины, а девочки учатся быть женщинами и матерями.
Детская психология для большинства родителей — это дремучий лес, в нём легко заблудиться и пойти неправильным путём. А чтобы избежать ошибок, которые могут негативным образом сказаться на психике маленького человека, взрослым рекомендуется почитать книги по детской психологии или обратиться к психологу, например Батурину Никите Валерьевичу.
Детская и взрослая психология: как ужиться вместе?
К сожалению, большинство взрослых редко задумывается о существовании детской психологии, детей они воспитывают по старинке, и чаще всего выбирают те методы, которые передавались в семье от поколения к поколению. В некоторых случаях подобное воспитание приносит положительные плоды, но бывает так, что ребенок вырастает законченным эгоистом или же закомплексованным человеком, который боится сделать элементарный шаг, направленный на собственное развитие.
Каждый человек индивидуален, психологи давно пришли к этому мнению и утверждают, что нельзя найти двух людей с одинаковыми привычками, принципами и жизненными ценностями. Дети в данном случае не являются исключением. Очень часто родители близнецов удивляются тому, насколько они не похожи друг на друга по характеру. Формирование жизненных принципов происходит именно в детстве, поэтому необходимо уделить особое внимание ребенку в этот период времени.
Основная задача взрослых – создать вокруг ребенка такую нравственную атмосферу, где он будет чувствовать себя максимально комфортно, сможет развить свои навыки социального взаимодействия, освоить существующие поведенческие нормы и культурные особенности не только своей нации, но и других. Наставления здесь бесполезны, поскольку дети копируют манеру поведения своих родителей, иногда дело доходит даже до жестов и мимики, именно поэтому на них лежит огромная ответственность за воспитание.
Какие цели и задачи стоят перед детской психологией?
Несмотря на то что данную дисциплину считают частным ответвлением общей психологии, она обладает своим собственным предметом исследования, а также преследует ряд целей. К задачам детской психологии в первую очередь принято относить изучение принципов, по которым осуществляется психическое развитие ребенка с момента его рождения до перехода в подростковый возраст.
Также в качестве цели дисциплины можно рассматривать деление данного временного периода на несколько мелких единиц, позволяющих выстроить четкий алгоритм, по которому происходит психологическое взросление ребенка. Ученым также предстоит выяснить, по каким причинам ребенок переходит из одной стадии взросления в другую, выявить катализаторы данных процессов достаточно сложно, поскольку все дети воспитываются совершенно в разных условиях.
На определенном возрастном этапе ребенок обладает различными психическими функциями, которые нуждаются в подробном исследовании, поскольку до сих пор не совсем ясен алгоритм их проявлений. Некоторые проблемы детской психологии связаны с неполным пониманием того, какие психические функции являются нормой в том или ином периоде жизненного пути ребенка. Отсюда же происходит сложность, связанная с тем, что в данном случае следует считать психическими отклонениями.
Исследователи уделяют особое внимание вопросу о том, какими потенциальными возможностями может обладать человек в самые разные периоды своей жизни. Если им удастся выяснить, каким образом добиться развития того или иного таланта в ребенке, родители в дальнейшем смогут оказывать огромное влияние на воспитание детей. Также в детской психологии до сих пор нет четкого понимания того, что следует считать эталоном зрелости личности, ученые всего мира на протяжении нескольких сотен лет пытаются ответить на этот вопрос, но пока что безуспешно.
Формирование характера у детей
Формирование характера начинается в раннем детстве, когда ребенок только-только начинает познавать окружающий мир. Есть мнение, согласно которому, характер ребенка формируется еще в утробе матери, и я с ним полностью согласен, но при этом все же полагаю, что в значительной мере он формируется после рождения ребенка, когда его восприятие мира становится более острым и непосредственным. Жизненный опыт быстро накладывает свой отпечаток на личностные качества ребенка. Ведь задача ребенка заключается в том, чтобы выжить и адаптироваться к условиям человеческого мира, поэтому в нем будут развиваться такие качества, которые условия внешнего мира потребуют от него. Поэтому важно понимать, что на характере ребенка сказывается отношение к нему со стороны окружающих его людей, преимущественно родителей. Если постоянно кричать на ребенка, оскорблять, унижать, подавлять, бить или даже просто игнорировать его, не уделяя ему должного внимания, в котором он очень нуждается, то ребенок вырастит замкнутым, неуверенным в себе человеком, с низкой самооценкой. Или он вырастет агрессивным и возможно даже жестоким человеком, из-за недополученной любви и внимания. Одним словом, ничего хорошего из подавляемого, угнетаемого, унижаемого, обделенного любовью и вниманием ребенка, как правило, не вырастает. Хотя знаете, исключения не так уж и редки, поэтому говорить об обреченности того или иного ребенка, видя неправильность его воспитания или полное отсутствие такового не следует. В жизни полно примеров, когда дети, росшие в самых что ни на есть неблагополучных семьях, в которых с ними ужасно обращались, вырастали не только нормальными, но и весьма успешными и счастливыми людьми. И наоборот, дети, росшие в нормальных семьях и получавшие в избытке любовь, внимание и заботу, вполне могут стать людьми с очень тяжелым или слабым характером, или антисоциальными личностями. Но несмотря на это, пускать на самотек воспитание ребенка, обращаясь с ним так, как вздумается, а не так, как надо, ни в коем случае нельзя – это крайне безответственно. Не стоит уповать на исключения, рассуждая об отношении к ребенку, ибо исключения – это исключения, а не правила. Так что относитесь к своему ребенку так, словно он особенный, исключительный человек, чтобы он таким и стал. И не говорите ему, что он неудачник и слабак, если не хотите, чтобы он им был. Родители формируют характер своего ребенка, своим к нему отношением. В их власти сделать его сильной или слабой личностью.
Воспитание детей
Давайте теперь с вами обратим более серьезное внимание на воспитание детей, чтобы понять, что в этом процессе играет наиболее важную роль. Как я уже сказал выше, главное в воспитании ребенка – это окружающие его люди и их поведение. Детям не нужно говорить о том, что и как им следует делать – им нужно показывать это на собственном примере. Родители для ребенка являются авторитетами, но этот авторитет они могут легко потерять, если не будут справедливыми и последовательными в своем поведении, и будут обманывать ребенка, не сдерживая своих обещаний и не отвечая за свои слова. Поэтому важно, очень важно – быть достойным примером для своих детей, чтобы они стремились быть похожими на своих родителей, чтобы перенимали все их повадки и манеру поведения, чтобы принимали их ценности и мировоззрение. В процессе воспитания неизбежно нужно применять и кнут, и пряник, но если родители наказывают ребенка – наказание должно быть справедливым, а если они его хвалят, то эта похвала должна быть заслуженной. И если родители что-то покупают, что-то дарят своему ребенку, то им нужно привязывать свой подарок к какому-то достижению ребенка, чтобы он понимал, что в этой жизни любая награда является следствием достижения каких-то результатов. Здравый смысл в вопросе воспитания ребенка – это залог успеха. Но чтобы иметь здравый смысл, необходимо изучать то, в чем вы хотите разбираться. Так что я еще раз призываю вас, уважаемые родители, к тому, чтобы вы начали активно изучать детскую психологию, дабы обладать тем самым здравым смыслом, благодаря которому вы сможете грамотно и даже мудро воспитывать своих детей.
Обучение детей с точки зрения детской психологии
Цель детской психологии — установить физическую, интеллектуальную и психологическую способность воспринимать новую информацию. Для объективной оценки способности малыша к обучению, психологи разработали следующие критерии его готовности:
- физическая готовность к обучению;
- интеллектуально-физическая готовность (развитая речь, мелкая моторика);
- психологическая готовность;
- социально-психологическая готовность.
Знание возрастных норм развития дает сигнал переходить к новому этапу обучения, не нагружая ребенка чрезмерным потоком информации.
Развитие интеллекта у детей
Развитие интеллекта у детей, как и все прочее, начинается с первых дней их жизни и происходит постоянно. Любая информация, каждая мелочь, воспринимаемая органами чувств ребенка – влияет на его интеллект. Поэтому важно постоянно воздействовать на органы чувств ребенка таким образом, чтобы вызывать у него интерес к чему-то – к общению, к игре, к рассматриванию каких-нибудь необычных вещей, которые он будет исследовать. Его мозг должен работать, а для этого во внешнем мире должно что-то происходить, что ребенок будет познавать и изучать, насколько это в его силах. С ребенком необходимо постоянно разговаривать, ибо чем больше новых слов каждый день он будет слышать, тем активнее будет развиваться его интеллект и тем быстрее он заговорит. Игрушек и прочих вещей, окружающих ребенка, должно быть много. Играя в разные игрушки и изучая разные вещи – ребенок получает опыт, необходимый для развития его интеллекта, поэтому чем больше игрушек и вещей у него будет, тем быстрее будет усложняться его мышление и поведение. Вообще, чем больше разных дел будет делать ребенок, чем чаще его родители будут с ним играть и общаться, тем лучше для его интеллекта. Ну а потом, по мере взросления ребенка, его можно и нужно будет увлечь различными интеллектуальными задачками, творческой деятельностью, упражнениям на память и так далее. Суть в том – чтобы пробудить у ребенка интерес к учебе, к познанию, к изучению, а для этого его необходимо постоянно хвалить и всячески поощрять за любые, даже самые незначительные успехи в обучении, чтобы он не боялся, а любил учиться. От природы мы все хотим учиться, открывать, исследовать, познавать, но это желание нужно поддерживать, а не отбивать. Поэтому критики при обучении должно быть минимум, особенно в раннем возрасте, когда психика ребенка еще недостаточно окрепла, чтобы эту критику воспринимать. Обучение должно восприниматься ребенком, как игра, в которой он постоянно выигрывает. А мы, взрослые, должны понимать, что любая игра – это обучение, поэтому важно выбирать правильные игры, чтобы учиться и учить правильным вещам.
Общение с ребенком
Чем более насыщенным и интересным будет общение у ребенка, тем более социально адаптированным человеком он станет. На развитии интеллекта общение также сказывается самым что ни на есть положительным образом, поэтому родителям желательно как можно больше общаться со своим ребенком, разумеется, в доброжелательном тоне и желательно на интеллектуальные темы, в зависимости от его возраста, так как общение общению рознь. В одном случае общение помогает человеку, ребенку над чем-то задумываться и размышлять, выискивая в чем-то смысл и истину, а в другом, общение может быть бессмысленным и бессодержательным и даже вредным, в зависимости от его формы и цели. Поэтому к общению с ребенком, особенно со взрослым ребенком, необходимо подходить подготовленно. Но общаться с детьми нужно обязательно, нельзя оставлять их перед телевизором или компьютером, которые неизвестно чему их будут учить. Мы все нуждаемся в общении, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, но дети особенно остро в нем нуждаются, так как для них общение – это один из способов познания мира и возможность почувствовать себя его частью. К общению с ребенком мы можем отнести и игру с ним, с помощью которой развивается его интеллект и социальные навыки. Но главное это то, что частое общение с ребенком и игра с ним – сближает его со своими родителями. А это очень важно и для ребенка, и для родителей. Чем больше времени родители проводят с ребенком, чем чаще они с ним общаются, тем он морально ближе к ним, а чем он ближе к ним, тем больше он им доверяет, а чем больше он им доверяет, тем больше он их будет слушаться, что, как вы понимаете, имеет огромное значение для любой нормальной семьи, которая хочет быть дружной и сплоченной. Родителям будет сложно чему-то научить своего ребенка, чтобы подготовить его к жизни, если он не захочет их слушаться. А слушаться он их станет только в том случае, если будет им доверять. А доверие нужно заслужить. Так что общайтесь со своими детьми, уважаемые родители, уделяйте им свое внимание, учите их, помогайте им познавать этот мир, хвалите их за любые, даже самые незначительные успехи и ваши дети будут вам верить и слушаться вас.
О детской психологии я еще напишу не одну статью, так как это одна из самых важных для меня, и надеюсь, для вас тоже, тем, ради которой вообще следует проявлять интерес к психологии. Как вы понимаете, написанное в этой статье, это далеко не все, что я хотел и могу рассказать вам по теме детской психологии, и это не все, что вам о ней нужно знать. Поэтому детскую психологию мы с вами еще обсудим, с самых разных сторон, в моих будущих статьях.
Дети – это наше будущее, которое мы можем сделать таким, какими мы сделаем своих детей – вложив в них свое время, силы и конечно же любовь. Детская психология, на самом деле не так сложна, как кажется некоторым людям, совершенно с ней не знакомым. Нужно просто проявить к этой науке интерес, чтобы в короткие сроки научиться понимать тех, кем мы сами когда-то были. И я надеюсь, что вы, уважаемые читатели, этот интерес к ней проявите, ради себя и своих детей. А я в свою очередь обещаю, что в будущем напишу новые, интересные, полезные и познавательные статьи на эту тему. Так что читайте мой сайт и вы многое узнаете.
Стабильные периоды и кризисы
Каждый ребенок развивается неравномерно, проходя относительно спокойные, стабильные периоды, сменяющиеся критическими, кризисными. Во время периодов стабильности ребенок накапливает количественные изменения. Это происходит медленно и не очень заметно для окружающих.
Критические периоды или кризисы в психологическом развитии детей открыты эмпирическим путем, причем, в случайном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет, затем трех, потом 13 лет, и лишь потом первого года и кризис рождения.
Во время кризисов ребенок за короткий срок быстро меняется, изменяются основные черты его личности. Эти изменения в детской психологии можно назвать революционными, настолько они стремительны по течению и значительны по смыслу и значимости совершающихся перемен. Критические периоды характеризуются следующими особенностями:
- возрастные кризисы у детей возникают незаметно и очень трудно определить моменты их наступления и окончания. Границы между периодами неотчетливы, в середине кризиса наблюдается резкое обострение;
- во время кризиса ребенок трудно поддается воспитанию, часто конфликтует с окружающими, внимательные родители чувствуют его переживание, несмотря на то, что он в это время строптив и неуступчив. Падает успеваемость в школе, работоспособность и, наоборот, возрастает утомляемость;
- внешне кажущийся негативный характер развития кризиса, происходит разрушительная работа.
Ребенок не приобретает, а только теряет из того, что приобретал прежде. В это время взрослым следует понять, что возникновение нового в развитии, практически всегда означает отмирание старого. Приглядевшись внимательно к эмоциональному состоянию ребенка, можно даже в критические периоды наблюдать и конструктивные процессы развития.
Последовательность любого периода определяется чередованием критических и стабильных периодов.
Взаимодействие ребенка с окружающей социальной средой является источником его развития. Все, чему учится ребенок, дают ему окружающие его люди. При этом в детской психологии необходимо, чтобы обучение шло с опережением.
Возрастные особенности детей
В каждом возрасте ребенка существуют свои характерные особенности, не учитывать которые нельзя.
Кризис новорожденности (0-2 месяца)
Это первый кризис в жизни ребенка, симптомы кризиса у ребенка – потеря веса в первые дни жизни. В таком возрасте ребенок – максимально социальное существо, он не в состоянии удовлетворить свои потребности и полностью зависим и, в то же время, лишен средств общения, вернее, не умеет общаться. Его жизнь начала становится индивидуальной, отдельной от организма матери. По мере приспособления к окружающим, у ребенка появляется новообразование в виде комплекса оживления, включающего в себя реакции: моторное возбуждение при виде приближающихся знакомых взрослых; использование плача для привлечения внимания к себе, т. е. попытки общения; улыбки, увлеченные «воркования» с матерью.
Комплекс оживления служит своеобразной границей критического периода новорожденности. Срок его появления служит основным показателем нормальности психического развития ребенка и появляется раньше у тех деток, матери которых не только просто удовлетворяют потребности ребенка, но и общаются с ним, разговаривают, играют.
Младенческий возраст(2 месяца – 1 год)
В этом возрасте ведущим типом деятельности является непосредственное эмоциональное общение с взрослыми.
Развитие детей первого года жизни закладывает основу его дальнейшего формирования как личности.
Зависимость от них носит еще всеобъемлющий характер, все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью.
К первому году жизни ребенок произносит первые слова, т.е. зарождается структура речевого действия. Осваиваются произвольные действия с предметами окружающего мира.
До года речь ребенка – пассивная. Он научился понимать интонацию, часто повторяющиеся обороты, но сам говорить еще не умеет. В детской психологии именно в этот период закладываются все основы речевых навыков, дети сами пытаются установить контакты с взрослыми при помощи плача, воркования, лепета, жестов, первых слов.
После года формируется активная речь. Запас слов малыша к 1 году достигает 30, почти все они имеют характер действий, глаголов: дай, возьми, пить, есть, спать и т.д.
В это время взрослым следует разговаривать с детьми четко и отчетливо, чтобы передать навыки правильной речи. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если родители показывают и называют предметы, рассказывают сказки.
С развитием движений связана предметная деятельность ребенка.
В последовательности развития движений есть общая закономерность:
- движущийся глаз, ребенок учится сосредотачиваться на предмете;
- выразительные движения — комплекс оживления;
- перемещение в пространстве – ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться. Каждое движение открывает ребенку новые границы пространства.
- ползание – эта стадия некоторыми детьми пропускается;
- хватание, к 6 месяцам это движение из случайных захватываний превращается в целенаправленное;
- манипулирование предметом;
- указательный жест, вполне осмысленный способ выразить желание.
Как только ребенок начинает ходить, стремительно расширяются границы доступного ему мира. Ребенок учится у взрослых и постепенно начинает овладевать человеческими действиями: назначение предмета, способы действий с данным предметом, техника выполнения этих действий. Большое значение в усваивании этих действий имеют игрушки.
В этом возрасте закладывается умственное развитие, формируется чувство привязанности.
Кризис первого года
Кризисы в психологическом развитии детей одного года связаны с противоречием между биологической системой и вербальной ситуацией. Ребенок не умеет управлять своим поведением, начинают проявляться нарушения сна, потеря аппетита, угрюмость, обидчивость, плаксивость, Тем не менее, кризис не считается острым.
Раннее детство (1-3 года)
В этом возрасте разделяются линии психического развития мальчиков и девочек. У детей появляется более полная самоидентификация, понимание принадлежности к полу. Возникает самосознание, развиваются притязания на признание со стороны взрослых, желание заслужить похвалу, положительную оценку.
Происходит дальнейшее развитие речи, к трем годам словарный запас достигает 1000 слов.
Происходит дальнейшее умственное развитие, появляются первые страхи, которые могут усугубляться раздражительностью родителей, гневом и могут способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Не помогает и чрезмерная опека со стороны взрослых. Более эффективным является способ, когда взрослые учат ребенка обращению с предметом, вызывающим страх на наглядных примерах.
В этом возрасте базовой потребностью является тактильный контакт, ребенок осваивает ощущения.
Критический возраст трех лет
Трехлетний малыш активно сопротивляется взрослым. Он подчеркивает свою самостоятельность и свою собственность. Это время бунта с родителями. Единственный ребенок в семье может стать деспотичным. Он всеми способами пытается подчинить себе взрослых и требует неукоснительного выполнения своих желаний.
Этот период характеризуется ломкой отношений между малышом и родителями. Признаками отделения детей от взрослых являются своеволие, упрямство, негативизм, строптивость и обесценивание взрослых. Все эти признаки свидетельствуют о том, что малыш хочет проявить свою индивидуальность. Он уже осознает свои желания и разделяет их с желаниями взрослых. Кроха пытается подражать взрослым, которые поступают самостоятельно. Он тоже хочет реализовывать свои желания. На этом этапе у него активно формируется речь.
Психолог Дмитрий Карпачев о особенностях трехлетнего возраста в видео:
Дошкольный возраст (3-7 лет)
Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра. Ребенок понимает разделение ролей. К 6-7 годам понимает игры по правилам. На этом этапе ребенок умеет заставлять себя что-то сделать, когда он не хочет, но может. Игры имеют большое значение в развитии ребенка, формируют характер, помогают справиться со страхами, учат брать на себя роли.
Психология развития детского мышления дошкольника подразумевает расширение мыслительных навыков – ребенок учится сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, понимать взаимосвязи.
Кризис семи лет характеризуется требованием к себе внимания, поведение становится чересчур демонстративным. На этом этапе важно показать уважение к ребенку, его самостоятельности. Инициатива не должна быть наказуема – иначе может вырасти безынициативная личность.
Кризис 7 лет
Кризис семи лет напоминает кризис одного года, ребенок начинает предъявлять требования и претензии на внимание к своей персоне, его поведение может становиться демонстративным, слегка вычурным или даже карикатурным. Он не умеет еще хорошо владеть своими чувствами. Самое главное, что могут показать родители – это уважение к ребенку. Следует поощрять его за самостоятельность, проявление инициативы, и наоборот, не наказывать слишком строго за неудачи, т.к. это может привести к тому, что вырастет безынициативная и безответственная личность.
Младший школьный возраст (7-13 лет)
В этом возрасте основная деятельность ребенка – обучение, причем, обучение вообще и обучение в школе могут не совпадать. Чтобы процесс проходил успешнее, обучение, должно быть, сродни игре. Детская психология рассматривает этот период развития как самый важный.
Основные новообразования в этом возрасте:
- интеллектуальная рефлексия – появляется способность запоминать информацию, систематизировать ее, хранить в памяти, извлекать и применять в нужные моменты;
- личностная рефлексия, расширяется число факторов, влияющих на самооценку, складывается представление о самом себе. Чем теплее отношения с родителями, тем самооценка выше.
В умственном развитии начинается период конкретизированных мыслительных операций. Постепенно убывает эгоцентризм, появляется способность сосредотачиваться сразу на нескольких признаках, умение сопоставлять их, отслеживать изменения.
На развитие и поведение ребенка влияет отношения в семье, стиль поведения взрослых, При авторитарном поведении дети развиваются менее успешно, чем при демократическом, дружеском общении.
Продолжается обучение общения со сверстниками, способность к адаптации, а отсюда, к коллективному сотрудничеству. Игра по прежнему необходима, она начинает принимать личностные мотивы: предубеждение, лидерство – подчинение, справедливость — несправедливость, преданность – предательство. В играх появляется социальная составляющая, детям нравится придумывать тайные сообщества, пароли, шифры, определенные ритуалы. Правила игры и распределение ролей помогают усваивать правила и нормы взрослого мира.
Эмоциональное развитие в большей степени зависит от опыта, приобретенного вне дома. Вымышленные страхи раннего детства сменяются конкретными: боязнь уколов, природных явлений, тревога за характер отношений со сверстниками и т.д. Иногда появляется нежелание идти в школу, при этом может появиться головная боль, рвота, колики в животе. Не надо принимать это за симуляцию, возможно, это страх перед какой-то конфликтной ситуацией с учителями или сверстниками. Следует дружески поговорить с ребенком, выяснить причину нежелания идти в школу, попытаться разрешить ситуацию и мотивировать ребенка на удачу и успешное развитие. Отсутствие демократичного общения в семье может способствовать развитию депрессии у детей школьного возраста.
Кризис 13 лет
В детской психологии возрастные кризисы у детей тринадцати лет – это кризисы социального развития. Он очень напоминает кризис 3 лет: «Я сам!». Противоречие между личностным Я и окружающим миром. Характеризуется падением работоспособности и успеваемости в школе, дисгармонией во внутреннем личностном строении и относится к числу острых кризисов.
Симптомы кризиса у ребенка в этот период:
- негативизм, ребенок враждебен ко всему окружающему миру, агрессивен, склонен к конфликтам и в то же время к самоизоляции и одиночеству, испытывает недовольство ко всему. Мальчики подвержены негативизму в большей степени, чем девочки;
- падение продуктивности, способности и интереса к учебе, замедление творческих процессов, причем, даже в тех областях, в которых ребенок одарен и ранее проявлял большую заинтересованность. Вся заданная работа выполняется механически.
Кризис этого возраста связан, в основном, с переходом на новую стадию интеллектуального развития – переход от наглядности к дедукции и пониманию. Конкретное мышление сменяется логическим. Это наглядно проявляется в постоянном требовании доказательств и критицизме.
У подростка появляется интерес к абстрактному – музыке, философским вопросам и т.д. Мир начинает разделяться на объективную действительность и внутренние личностные переживания. Интенсивно закладываются основы мировоззрения и личности подростка.
Подростковый период (13-16 лет)
В этот период происходит бурный рост, возмужание, развитие вторичных сексуальных признаков. Фаза биологического созревания совпадает с фазой развития новых интересов и разочарование прежними привычками и интересами.
При этом навыки и сложившиеся механизмы поведения не меняются. Возникает, особенно у мальчиков, острые сексуальные интересы, как говорят начинают «шалить» гормоны секса. Начинается процесс мучительного расставания с детством.
Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение со сверстниками. Происходит ослабление связей с семьей.
Основные новообразования:
- формируется концепция «Мы» — происходит деление на сообщества «свои — чужие». В подростковой среде начинается деление территорий, сфер жизненного пространства.
- образование референтных групп. В начале формирования это однополые группы, со временем они становятся смешанными, далее компания делится на пары и состоит из взаимосвязанных пар. Мнения и ценности группы, практически всегда оппозиционные или даже враждебные взрослому миру, становятся для подростка доминантными. Влияние взрослых затруднено в силу закрытости групп. У каждого члена группы отсутствует критичность к общему мнению или мнению лидера, инакомыслие исключается. Изгнание из группы приравнивается к полному краху.
- эмоциональное развитие проявляется чувством взрослости. В некотором смысле оно еще ложное, необъективное. Фактически, это только тенденция к взрослости. Проявляется в:
- эмансипации – требовании к независимости.
- новом отношении к учению – стремлении к большему самообразованию, причем, полное безразличие к школьным оценкам. Часто возникает несоответствие интеллекта подростка и оценок в дневнике.
- появление романтических отношений с представителями другого пола.
- изменение внешнего облика и манеры одеваться.
В эмоциональном плане подросток испытывает большие трудности и переживания, чувствует себя несчастным. Появляются типично подростковые фобии: застенчивость, недовольство своей внешностью, тревожность.
Игры ребенка трансформировались в фантазию подростка и стали более творческими. Это выражается в сочинении стихов или песен, ведении дневников. Фантазии детей обращены вовнутрь самого себя, в интимную сферу, и скрываются от окружающих.
Насущная потребность в этом возрасте – понимание.
Родительские ошибки воспитания подростков – эмоциональное отвержение (безразличие к внутреннему миру ребенка), эмоциональное потворство (ребенка считают исключительным, ограждают от внешнего мира), авторитарный контроль (проявляется в многочисленных запретах и излишней строгости). Еще более усугубляет кризис подросткового возраста потворствующее невмешательство (отсутствие или ослабление контроля, когда ребенок предоставлен сам себе и полностью самостоятелен во всех решениях).
Подростковый период отличается от всех этапов развития ребенка, проявляются все аномалии личностного развития, зародившиеся и развившиеся ранее, и выражаются в поведенческих (чаще у мальчиков) и эмоциональных (у девочек) расстройствах. У большинства детей расстройства проходя самостоятельно, но некоторым требуется помощь психолога.
Воспитание детей требует больших сил, терпения и душевного равновесия взрослых. В то же время – это единственная возможность выразить свою мудрость и глубину любви к своему ребенку. Воспитывая своих детей, нужно помнить, что перед нами личность, и вырастает она такой, какой мы ее воспитали. Во всех вопросах постарайтесь встать на позицию ребенка, тогда его будет легче понять.
Воспитание детей: уроки психологии для родителей
Желая воспитать из своего отпрыска сформированную, здоровую личность, находящуюся в гармонии с самим собой и окружающим миром, родитель должен уяснить для себя некоторые истины:
- не руководствоваться принципом «меня отец так воспитывал». Все люди разные, потому подход к каждому человеку индивидуален;
- нельзя быть абсолютно уверенным в своих методах воспитания, считая, что они самые правильные, следует прислушиваться ко мнению специалистов;
- не бывает трудных детей, бывают невнимательные родители. И если кроха не хочет слушаться — это вина окружающих его взрослых, не стоит искать виноватых в детском саду или школе;
- мама и папа — это источник информации для малыша, потому важно поддерживать с ним дружеское общение и терпеливо отвечать на все вопросы, какими бы глупыми они ни казались;
- следует понимать, что психология развития ребенка направлена именно на психическое развитие, получение новых знаний и впечатлений. Не стоит рассказывать детям о проблемах взрослых, тем самым оправдывая себя в нежелании уделять им время.
Не вникая в проблемы маленького человека, которые для него не менее важны, чем для взрослых бытовые трудности, родители с детьми теряют близкий контакт. Дети замыкаются в себе, возникает недопонимание и конфликт между родителями и их отпрысками. И не всегда удается понять и решить эту проблему самостоятельно.
Чаще всего бывает, что в результате травмирующего события в детстве, взрослый человек сталкивается с психологической проблемой, от которой сложно избавиться самостоятельно. Это может быть и неуверенность в себе, апатия, чувство тревога, страхи и фобии, панические атаки и прочее. Тогда следует обратиться к специалисту.
Ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания
Часто родители и взрослые (родственники, учителя, воспитатели) совершают в воспитании детей такие наиболее распространенные ошибки:
- принуждают. Ситуация: карапуз чего-то не хочет делать — взрослый заставляет. Ошибка такого поведения заключается в том, что подавляется воля крохи, и он привыкает жить под принуждением. Впоследствии вырастает безвольный человек, неспособный самостоятельно принять решение, неуверенный в своих суждениях, привыкший подчиняться воле других;
- пристыжают. Стыдя, особенно прилюдно, взрослые совершают акт насилия над детской психикой. Мол, ты такой плохой, как можно так себя вести. Этим они поселяют неуверенность в крохи себе, малыш действительно начинает считать, что он хуже других. Замыкается в себе, подавляя свои эмоциональные импульсы, боясь опять вызвать порицание родителей;
- наказывают. Наказывая (особенно несправедливо), родители считают, что дают урок так не поступать в будущем. Но часто за этим скрывается беспомощность, разочарование в себе и злость. В детской психологии наказание рассматривается как насилие, физическое либо психологическое, а это оставляет след навсегда. Дети, часто наказываемые в детстве, обычно вырастают тиранами и насильниками;
- угрожают. Угрозы и запугивания приводят к тому, что кроха перестает чувствовать себя ценным для окружающих. А это значит, что он начинает со своей стороны обесценивать близких ему людей. К тому же он не чувствует себя в безопасности и живет в постоянной тревоге быть наказанным или отданным «буке»;
- критикуют. Это наиболее губительная ошибка в воспитании. Детская психология устроена так, что постоянное сопротивление родительской критике приводит к прямо противоположному результату. К примеру, вместо того чтобы приносить одни пятерки, школьник скатывается на двойки. Ведь критика отнимает уверенность в себе, и он перестает стараться быть лучше. Частая и необоснованная критика может привести к болезненной закомплексованности;
- игнорируют. На детскую психологию особенно сильное воздействие оказывает игнорирование его родителями. Ошибочно полагают, что игнорирование не наносит такой травмы, как наказание. Однако растущий человек получает посыл: он настолько плох, что с ним даже не разговаривают. Он чувствует отвержение, теряет уверенность, что он любим и по-настоящему страдает.
Неадекватное поведение детей зачастую объясняется воздействием окружающих их взрослых. Знание основ детской психологии убережет родителей от непоправимых ошибок, ради того, чтобы их дети уверенно чувствовали себя во взрослой жизни.
Как правильно хвалить и поощрять детей в процессе воспитания?
Детская психология — это наиболее сложная и вместе с тем наиболее интересная ниша в психологии человека. Важно не только уметь донести малышу его неправоту, но и правильно его поощрить.
С одной стороны, поощрение — это регулятор поведения детей, с помощью которого их проще склонить в нужную родителям сторону. С другой стороны, это заставляет их чувствовать превосходство над другими детьми. Потому хвалить нужно правильно:
- не хвалить за данные природой качества: ум, силу, красоту;
- за хороший поступок не хвалить более одного раза;
- не поощрять, руководствуясь чувством жалости;
- не хвалить, стараясь завоевать расположение.
Психологи считают, что хвалить детей нужно не более 8 раз в день: собрал игрушки, аккуратно раскрасил, сам оделся и т. д.
Взаимодействие между детьми
Малыши с самого раннего возраста стремятся к общению другими детьми. В детской психологии взаимодействие с другими детьми является способом карапуза удовлетворить свою самооценку и стремлением к самопознанию.
Часто на площадке играют дети разного возраста. Дети одного возраста обычно конкурируют друг с другом, что выливается драками, ссорами и слезами. Старшие, подражая взрослым, стремятся взять контроль над младшими, что-то рассказывая и объясняя. Это закрепляет их знания и развивает чувство ответственности и своей значимости.
Взрослые должны организовать общение детей так, чтобы ни один из них не принес другому психологическую травму. Следить, чтобы старшие не обижали младших, чтобы младшие не мешали старшим. Ведь незначительный для родителей конфликт малышей, может навсегда оставить след в душе растущего человека.
Как психологи работают с детьми?
Детская психология для родителей зачастую кажется темным лесом, они иногда просто не понимают, как нужно разговаривать со своим ребенком, чтобы добиться взаимопонимания. Специалисты в данной сфере учитывают специфику индивидуального психического развития, соблюдают единство деятельности и психики, стараются совершать свою деятельность максимально объективной и направленной на развитие потенциала отдельного взятого малыша.
Психологи используют целый комплекс методов для получения ответов на интересующие их вопросы. Например, организационные применяются при необходимости изучения того или иного аспекта развития личности или даже целой группы детей. В качестве инструментов здесь используется контрольный срез, сравнительные упражнения, а также лонгитюдный метод. Сочетание нескольких практических компонентов позволяет осуществить комплексное психологическое исследование.
Огромной популярностью в научной среде пользуются эмпирические методы, детская психология во многом развивается благодаря им. Наиболее популярный – наблюдение, с помощью которого можно отследить подавляющее большинство поведенческих особенностей ребенка. Главная задача здесь для психолога – сформировать четкую цель и схему ведения наблюдения. Сюда же относится самонаблюдение, а также эксперимент, с помощью которого можно отследить все изменения, которые происходят с личностью ребенка.
Психодиагностические способы чаще всего представляют собой стандартизированные задачи, с помощью которых можно выявить текущее эмоциональное и психическое состояние ребенка. В данную группу методов входят тестирования, беседы, социометрия, интервью, анкетирования, а также аналитический разбор продуктов творчества или деятельности.
Детская психология – это довольно-таки широкое поле для исследований и экспериментов, именно этим объясняется использование проективных методов. Они представляют собой совокупность нескольких практик, исследующих личность с помощью полисемантичных стимулов, которые ребенку нужно будет по-своему интерпретировать. Сюда относят пятна Роршаха, методику Люшера, тест Мира, тестирование апперцепции и многие другие практические упражнения.
Как психология помогает развивать ребенка?
Детская психология для родителей может стать настоящим спасением, поскольку с ее помощью можно избежать походов к специалистам и вырастить успешного, сильного и психически здорового человека. Эксперты рекомендуют не злоупотреблять родительским авторитетом и не пытаться постоянно принимать решения за своих детей. «Я знаю, как лучше» – эта фраза сгубила огромное количество семей, поскольку она провоцирует у ребенка агрессию или же пассивное поведение, причем второе в дальнейшем ведет к заниженной самооценке и полной зависимости во взрослой жизни. Намного актуальнее сформулировать для ребенка правила поведения в семье и социуме, которых он должен придерживаться.
Психологи также советуют научиться правильно разговаривать со своими детьми. При похвале или наказании ребенок имеет право знать, за что именно его ласкают или же бранят. Нельзя говорить малышу фразу «Ты – плохой», тогда в его голове поселится именно такая установка по отношению к окружающему миру, и он будет вести себя соответствующе. Разъясняйте, что именно ребенок делает не так, говорите с ним о последствиях поступков, и тогда в дальнейшем он будет анализировать собственное поведение.
Уважайте мнение вашего малыша и будьте предельно честны и откровенны с ним. По мнению ведущих психологов, воспитание должно осуществляться в диалоговой форме, только в этом случае удается добиться личностного роста ребенка, а также активного развития его сознания и самосознания. Важно уметь общаться со своим чадом на равных и дать ему возможность быть полноценной личностью, способной самостоятельно принимать решения.
Даже если вы ничего не понимаете в детской психологии, развитие ребенка – ваша прямая обязанность как родителя. Начните с малого – постепенно предоставляйте малышу право выбора, таким образом, вы не только приучите его к самостоятельности, но и дадите возможность сориентироваться и понять, что же ему самому интересно. Сначала еда, потом игрушки, потом жизненные интересы и более серьезные вопросы – постепенно он сам возьмет все под свой контроль.
Не планируйте жизнь своих детей, ведь вы не знаете, что именно им будет по душе. Прислушивайтесь к его интересам и поддерживайте их, даже если ребенок будет менять по 8-10 секций в год – не реагируйте на это слишком остро, ведь он пытается найти себя. Выясняйте причины всех проблем, которые возникают у ваших детей, несмотря на то что вам они могут показаться совершенно бредовыми. Для детей каждая возникающая сложность имеет огромное значение, помните об этом.
Что делать, если вы не справляетесь со своим ребенком?
Детская психология и педагогика идут рука об руку, поскольку для воспитания ребенка необходимо понимать, как он воспринимает мир, что чувствует по отношению к окружающим, и понимать психологические процессы, которые характерны для определенного возраста. Если дети перестают слушаться, ни в коем случае нельзя прибегать к физическим наказаниям, поскольку это не решит проблему. Намного важнее понять, в чем заключена причина непослушания, на основе этого можно будет предпринять определенные действия.
Достаточно часто возникает ситуация, когда родители хотят полного подчинения от своих детей, чтобы те не имели собственного мнения. Ребенок может абсолютно невозмутимо заниматься своими делами и полностью игнорировать слова матери и отца. Как правило, такое происходит с детьми, обладающими высоким уровнем интеллекта. Они предпочитают не переживать “по мелочам”, им хочется занимать особенное положение в семействе, а родители противятся этому. Наиболее оптимальный выход – давать ребенку выполнять сложные задачи, и не допускать того, чтобы он погряз в рутине повседневности.
Родители-неумехи – главная проблема в детской психологии, детей они воспитывают спустя рукава и очень часто допускают ошибку – постоянно считают их слишком маленькими. Разговаривать с ребенком необходимо, учитывая его навыки понимания и уверенности в себе. До 6 лет у детей активно развивается конкретно-образное мышление, именно поэтому намного эффективнее будет выполнять вместе с ними определенные виды активности, тогда малыши смогут запомнить последовательность действий и в дальнейшем смогут действовать самостоятельно.
Еще одна крайность – слишком послушный ребенок. Если родитель не видит, как его дитя улыбается, проявляет эмоции, сердится – это повод обратиться к специалисту, ведь иначе правду из него просто не вытянуть. Решить эту проблему можно, напомнив ему о том, как важно переживать данные эмоции. Взрослые должны быть лояльны по отношению к эмоциональным проявлениям, и помнить о том, что дети никогда не думают о том, чтобы совершить злой поступок. Давайте ребенку выплеснуть негатив, это поможет ему научиться не “запираться” и повысит уровень доверия между вами.
Что нужно знать о психологии маленьких детей?
Детство по праву считается самым важным жизненным периодом человека, ведь именно тогда с ним происходит огромное количество изменений. Последние и исследуются детской психологией, годы делают ребенка старше и мудрее, а вот каким образом это происходит – на этот вопрос и должно ответить данное научное направление.
Самая главная особенность детской психологии – практически пустой мозг ребенка, который готов к восприятию абсолютно всего окружающего. Дети не способны выявить взаимосвязи между различными событиями и вещами, именно поэтому их нужно учить отличать ложь от правды. Абсолютно все взрослые люди, с которыми малыш активно контактирует с момента своего появления на свет, воспринимаются им в качестве авторитета, он им доверяет. Практически все из них так или иначе влияют на его сознание, активнее всего это делает мать.
Детская возрастная психология принимает в качестве аксиомы тот факт, что ребенок подсознательно копирует поведение своих родителей и принимает их достоинства и недостатки как должное. Дети очень чутко относятся к психическому фону и способны расшифровывать поступающую к ним информацию в подтексте и контексте. Именно поэтому психологи рекомендуют при обращении к ребенку общаться с ним, не используя двоякие формулировки.
Врожденная беспомощность, с которой ребенок появляется на свет, – его преимущество и недостаток одновременно. Модель поведения, которую он в дальнейшем выберет для себя как наиболее приемлемую, он почерпнет из ближайшего окружения – от своей семьи. Несмотря на то что детский мозг чрезвычайно пластичен и предпочитает забывать все плохое, развитие психических процессов малыша должно осуществляться в максимально комфортной обстановке.
Топ 10 лучших книг по детской психологии для родителей
Полезные советы по воспитанию своих малышей можно почерпнуть из психологической литературы. Книги по детской психологии для родителей — это настоящая сокровищница знаний. Благодаря произведениям психологической тематики взрослым удаётся понять мир своих детей, разгадать их мысли, причины поступков. Забота о ребёнке немыслима без правильного его воспитания. В книгах по детской психологии можно найти рекомендации опытных наставников о том, как правильно воспитывать детей и какие ошибки совершают взрослые, действуя по собственному усмотрению.
Лучшие книги по детской психологии:
Януш Корчак «Как любить ребёнка».
Книга написана замечательным человеком, национальным героем и защитником сирот. В ней даются рекомендации о том, как следует относиться к ребёнку, его чувствам и переживаниям, как правильно воспитывать малышей, с рождения уважая их достоинство. Произведение знаменитого гуманиста пропитано любовью к подрастающему поколению. Автор как никто иной понимал, что творится на душе у маленького человечка. Ведь ему довелось воспитать много детишек. Он из практики знал, что такое психика ребёнка и как нужно заботиться о малыше и любить его.
Анна Быкова «Школьники «ленивой мамы»».
Из этой книги взрослые смогут узнать, как не ошибиться с выбором школы, как относится к оценкам своих детей, как помочь им с уроками. Произведение рассматривает некоторые проблемы школьной жизни, например, травлю и нарушение учителями прав ребёнка. На страницах своей книги автор рассказывает, как пережить школьные годы без лишних стрессов и неврозов и как не испортить детство собственному малышу.
Дима Зицер «О бессмысленности воспитания подростков».
Переходный возраст — это такой этап жизни, когда подросток ещё не взрослый, но уже и не ребёнок. В этот период происходит перестройка организма, дают о себе знать гормоны, молодым людям бывает трудно себя сдержать из-за эмоциональной нестабильности и несовершенства характера. В своей книге автор пытается разобраться в тонкостях психики подростка, размышляет, как вести себя родителям с почти взрослым человеком, нужно ли его воспитывать и наказывать.
Даниэле Новара «Не кричите на детей».
Лучшие книги по детской психологи не рекомендуют повышать голос на своего ребёнка. Правда, на практике не всем родителям удаётся разрешить конфликтную ситуацию без крика. Что делать, если малыш не слушается, а подросток изводит окружающих эксцентричными выходками? Оказывается, из любой проблемы можно найти выход, и при этом вовсе не обязательно повышать голос. К такому выводу пришёл известный итальянский психолог Даниэле Новара. В своём произведении он рассказывает, как воспитывать своих детишек, не унижая их достоинство и не прибегая к повелительному тону. Конфликты в семье нужно уметь сглаживать, а унижение достоинства маленького человека может привести к развитию комплексов, которые негативно скажутся на его будущей жизни.
Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?».
Это произведение является одним из самых лучших. В нём раскрываются тайны детской психологии для понимания родителями. На страницах своей книги автор рассказывает, как воспитывать детей, даёт рекомендации и советы. Сюжеты для написания произведения взяты из реальной жизни. Писательнице приходилось самой перевоспитывать трудных подростков, она вынесли из этого опыта ряд бесценных наблюдений, которыми решила поделиться со своими читателями. Общаться с детками нужно спокойно и с любовью – это вывод авторитетного российского детского психолога Юлии Гиппенрейтер.
Людмила Петрановская «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка».
В своём произведении автор подробно описывает такой момент, как привязанность. Оказывается, в раннем возрасте дети настолько привязаны к своим родителям, что любое расставание с ними наносит им душевную травму. Психика ребёнка страдает, если рядом нет человека, который о нём заботится, на которого можно опереться. Пройдёт много лет, прежде чем человек научится обходиться без своих родителей, повзрослеет и сумеет самостоятельно противостоять всем проблемам этого мира.
Эда Ле Шан «Что делать, если ребёнок сводит вас с ума».
Все наблюдения и рекомендации автора имеют практическую значимость. В книге рассматриваются конфликтные ситуации и способы разрешения проблем. Для того чтобы уладить семейные конфликты, эпицентром которых является ребёнок, нужно в первую очередь унять собственные негативные эмоции и понять причины поведения своего малыша. Лучший приём в воспитании – собственный пример. Только любовь и забота способна творить чудеса и любого хулигана превратить в полноценную личность. Произведение написано знаменитым американским педагогом. В нём много полезной информации не только для родителей, но и для практикующих психологов.
Дональд Вудс Винникотт «Маленькие дети и их матери».
Известнейший английский детский психиатр убеждён, что каждая женщина способна стать самой лучшей мамой на земле. Некоторые моменты из книги шокируют читателей – настолько они правдиво описаны. На самом деле сразу после рождения ребёнка многие мамы психологически не готовы к материнству. Они испытывают тревогу, депрессию, не знают, как вести себя в новой роли. Для того чтобы стать хорошей мамой, нужно поверить в собственные силы и окружить своего малыша заботой, любовью и вниманием.
Сюзен Форвард «Токсичные родители».
Автор книги является ведущим американским психотерапевтом. В своём произведении Сюзен Форвард поднимает тему насилия над детьми. Она развенчивает миф о непогрешимости родителей. Взрослые в силу собственных психологических проблем травмируют психику своих малышей, нанося им физический или моральный вред. Психолог не только описывает ситуации, которые переживают дети вследствие неправильного воспитания их же родителями, но и говорит, как привести в порядок мировосприятие ребёнка, как забыть травмирующее прошлое и простить своих обидчиков.
Памела Друкерман «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа».
Всем известно, что у французов самые воспитанные и послушные детки, но при этом их родители не утруждают себя слишком заботливыми методами воспитания. Со стороны так кажется всем иностранцам. Правда, это мнение поверхностное и ошибочное. Французы любят своих детишек, но им легче их содержать, ведь во Франции созданы все условия для нормальной жизни ребёнка: пособия, бесплатные колледжи, опытные учителя. Однако главная роль в воспитании детей отводится родителям. Как же им удаётся жить полноценной жизнью и воспитывать счастливых и вежливых детишек? Оказывается, французы вовсе не воспитывают своих любимых чад, они их растят. Могут себе это позволить. Детей с раннего возраста приучают к самостоятельности, а тот факт, что с ними не может произойти ничего плохого – это заслуга общества в целом.
Родители, которые хотят воспитать ребёнка, должны знать, как это правильно сделать. Без специальной психологической литературы можно наделать много ошибок, которые впоследствии скажутся на детском мировосприятии. Вся необходимая для взрослых информация имеется в книгах по детской психологии, которые можно почитать онлайн совершенно бесплатно. Если родители не могут понять причин поведения своих любимых чад и никакие научные произведения им в этом не помогают, можно обратиться за помощью к опытному специалисту. Для молодых пап и мам организованы специальные курсы, на которых опытные психологи учат их быть родителями. На каждом занятии рассматриваются проблемы слушателей курса и способы преодоления трудностей в воспитании. Уроки психологии для родителей – это разрешение всех семейных неурядиц.
Лучше всего советоваться с практикующими психотерапевтами, которые заинтересованы в решении проблем своих клиентов.
- https://ProPanika.ru/psihologiya/chto-izuchaet-detskaya-psihologiya-chastye-oshibki-i-pravila-vospitaniya-rebenka/
- https://psichel.ru/detskaya-psihologiya/
- https://spravochnick.ru/psihologiya/detskaya_psihologiya/
- https://ProPanika.ru/psihologiya/detskaya-psihologiya-dlya-roditelej/
- https://HochyVseZnat.ru/detskaia-psihologiia-eto-poniatie-opredelenie-metody-raboty-s-detmi-celi-zadachi-i-osobennosti-psihologii-rebenka.html
- https://medside.ru/detskaya-psihologiya
- https://inha.ru/article/detskaya-psixologiya/
- https://detkiportal.ru/psixologiya-razvitiya-rebenka/