Ученый, психолог, учитель, философ
Время не стоит на месте. Делаются новые открытия, наука движется вперед, в чем-то восстанавливая, в чем-то заново открывая утраченное. И если устроить уличный опрос, вряд ли много респондентов смогут ответить, кто же такой Выготский Лев Семенович. Фото – старые, черно-белые, размытые — покажут нам молодого красивого мужчину с породистым удлиненным лицом. Впрочем, старым Выготский так и не стал. Возможно, что к счастью. Его жизнь вспыхнула яркой кометой на своде отечественной науки, мелькнула и погасла. Имя предали забвению, теорию объявили ошибочной и вредной. А между тем, даже если отбросить оригинальность и тонкость общей теории Выготского, тот факт, что его вклад в дефектологию, особенно детскую, неоценим, не подлежит сомнению. Он создал теорию работы с детьми, страдающими поражениями органов восприятия и психическими отклонениями.
Детство
5 ноября 1986 год. Именно в этот день в Орше Могилевской губернии родился Выготский Лев Семенович. Биография этого человека не содержала ярких и удивительных событий. Состоятельные евреи: отец – купец и банкир, мать – учительница. Семья переехала в Гомель, и там обучением детей занимался частный педагог – Соломон Маркович Ашпиз, фигура в тех краях довольно примечательная. Он практиковал не традиционные методы преподавания, а почти не использовавшиеся в учебных заведениях сократические диалоги. Возможно, именно этот опыт определил необычный подход самого Выготского к преподавательской практике. Двоюродный брат, Давид Исаакович Выгодский, переводчик и известный литературный критик тоже оказал влияние на формирование мировоззрения будущего ученого.
Студенческие годы
Выготский знал несколько языков: древнееврейский, древнегреческий, латынь, английский и эсперанто. Учился в Московском университете, сначала на медицинском факультете, затем перевелся на юридический. Какое-то время он постигал науку параллельно на двух факультетах – юридическом и историко-философском, в университете им. Шанявского. Позже Выготский Лев Семенович решил, что юриспруденция его не интересует, и целиком сосредоточился на своем увлечении историей и философией. В 1916 году он написал двухсотстраничный труд, посвященный анализу драмы Шекспира – «Гамлет». Позже он использовал эту работу как дипломную. Этот труд был высоко оценен специалистами, так как Выготский применил новый, неожиданный метод анализа, позволяющий взглянуть на литературное произведение под другим углом. Льву Семеновичу на тот момент было всего 19 лет.
В бытность свою студентом Выготский очень много занимался именно литературным анализом, публиковал работы по произведениям Лермонтова и Белого.
Первые шаги в науку
После революции, окончив вуз, Выготский сначала уезжает в Самару, затем с семьей ищет работу в Киеве и, в конце концов, опять возвращается в родной Гомель, где и живет до 1924 года. Не психотерапевт, не психолог, а учитель – именно такова профессия, которую выбрал Выготский Лев Семенович. Краткая биография тех лет может уместиться в несколько строк. Он работал учителем в школах, техникумах, на курсах. Заведовал сначала театральным отделом образования, а затем – художественным, писал и публиковался (критические статьи, рецензии). Какое-то время Выготский даже проработал редактором местного издания.
В 1923 году он был руководителем группы студентов Московского педологического института. Экспериментальная работа этой группы дала материал для изучения и анализа, который мог использовать в своих трудах Лев Семенович Выготский. Деятельность его как серьезного ученого началась именно в те годы. На Всероссийском съезде психоневрологов в Петрограде Выготский сделал доклад, опираясь на данные, полученные в результате этих экспериментальных исследований. Работа молодого ученого произвела фурор, впервые прозвучали слова о зарождении нового направления в психологии.
Как педагог стал психологом?
Что же такого необычного есть в теории, которую предложил миру Лев Семенович Выготский? Психология ведь не была его профильным предметом, он, скорее, лингвист, литературовед, культуролог, практикующий педагог. Почему же именно психология? Откуда?
Ответ – в самой теории. Выготский – первый, кто попытался отойти от рефлексологии, его интересовало осознанное формирование личности. Образно говоря, если личность – это дом, то до Выготского психологи и психиатры интересовались исключительно фундаментом. Конечно, это необходимо. Без этого не будет дома. Фундамент во многом определяет здание – форму, высоту, некоторые особенности конструкции. Его можно улучшать, совершенствовать, укреплять и изолировать. Но факта это не меняет. Фундамент – это всего лишь основа. А вот что будет на ней построено – результат взаимодействия многих факторов.
Начало карьеры
Именно с этого выступления и началась карьера молодого ученого. Выготского пригласили в Московский институт экспериментальной психологии. Там уже трудились выдающиеся ученые-психологи того времени – Леонтьев и Лурия. Выготский не только органично вписался в этот научный коллектив, но и стал идейным лидером, а также инициатором исследований.
Скоро практический каждый практикующий психотерапевт и дефектолог знал, кто такой Выготский Лев Семенович. Основные труды этого выдающегося ученого будут написаны позже, тогда же он был для всех гениальным практиком, лично занимавшимся педагогической и терапевтической деятельностью. Родители больных детей прилагали невероятные усилия, чтобы попасть на прием к Выготскому. А уж если удавалось стать «подопытным образцом» в лаборатории аномального детства – это считалась невероятной удачей.
Личная жизнь
Женой Льва была Роза Ноевна. В этом браке у супругов родилось 2 дочери – Гита и Ася. В будущем Гита пошла по стопам отца, став психологом и дефектологам, тогда как Ася, стала кандидатом биологических наук.
Смерть
На протяжении последних 15 лет психолога мучил туберкулез, который и стал причиной его смерти. Лев Выготский умер 10 июня 1934 года в возрасте 37 лет.
Вклад Выготского в психологию
Лев Семенович Выготский известный русский психолог, который был первым, кто связал данную науку с педагогикой, создав при этом новые науки – коррекционную педагогику и педологию. Также Выготский создал свою демократическую школу.
Основные идеи и теории
После блестящего выступления на конференции Выготский получил приглашение в Московский институт экспериментальной психологии. Вскоре он создал на базе института собственную культурно-историческую и психологическую школу. Работу в институте, которую Выготский сравнивал с творчеством, он совмещал с организационной деятельностью в наркоме просвещения.
При изучении краткой биографии Выготского Льва Семеновича стоит отметить, что в своей работе он пытался отойти от рефлексологии, — куда больше учёного занимало осознанное формирование личности. Выготский поставил перед собой непростую задачу: найти объяснения психических процессов не в самом человеке, а во взаимодействии его с окружающей средой. Учёный полагал, что в полной мере осознать эти процессы можно только в развитии, что характерно лишь для ребёнка. Так Лев Семёнович стал работать в направлении детской психологии.
Выготский написал немало трудов по детской психологии, самыми важными из которых стали «Психология искусства», «Мышление и речь», «Психология развития ребёнка», «Педагогическая психология».
Лев Семёнович стал основателем таких новых отдельных наук, как психологическая педагогика, педология — знания о ребёнке с точки зрения разных наук, коррекционная педагогика, призванная помогать детям с проблемами развития.
Вклад Выготского в становление психологии
Поскольку Лев Семенович, прежде всего, был психологом, он четко ограничил для себя направления исследований:
- Сравнение детей и взрослых
- Сравнение древнего и современного человека
- Сравнение патологического поведения с отклонениями и нормального развития.
Лев Выготский составил новую программу, определившую его дальнейший путь – поиск вне организма объяснений психических внутренних процессов, которые способствуют его взаимодействие с окружающим миром. Психолог довел, что все психические процессы можно понять только в развитии. А самое интенсивное развитие психики и ее процессов происходит у деток.
Таким образом, Лев Выготский начинает глубоко изучать детскую психологию. Он изучил закономерности развития аномальных и обычных детей. После ученый занялся еще и вопросами воспитания. А поскольку этим занималась педагогика, то Лев Семенович обратил свой взгляд на нее.
Он был уверен в том, что педагог в своей работе должен опираться на науку психологию. В результате психолог выделил новую науку в социальной педагогике – психологическую педагогику.
Выготский разработал теорию, согласно которой культурное развитие личности и ее внимания, речи, мышления объясняет психические внутренние процессы ребенка, а также его взаимоотношения с окружающим миром. Так возникла культурно-историческая теория психики и поведения человека.
Выготский вклад в педагогику
Львом Семеновичем Выготским было обосновано идеи активного учебного и воспитательного процесса. Согласно ему активными являются ученик, учитель и социальная динамическая среда, в которой они находятся. При всем этом ученый тесно связывал эти три составляющие обучения. Главная цель обучения и воспитания с точки зрения психологии – это преднамеренная и целенаправленная выработка новых форм поведения детей , их деятельности и постепенная организация их планомерного развития.
Лев Выготский определил обучение как «внутренне всеобщий и необходимый момент в ходе развития у человека не природных, а его исторических особенностей.
Воспитатель должен быть только наблюдателем, корректно регулировать и направлять самостоятельную деятельность детей в самые нужные моменты.
Также Лев Выготский является автором новой теории аномального развития ребенка. На ней сегодня основывается развитие и функциональность дефектологии, которая является фундаментом для коррекционной педагогики. Цель новой науки, созданной Выготским, в следующем – необходимо социализировать особых деток с дефектом, а не заниматься изучением этого самого дефекта. Данная теория была настоящей революцией в дефектологии.
Развитие и воспитание особых детей
Выготский разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется дефектология и построена вся практическая коррекционная педагогика. Цель этой теории: социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта. Это была революция в дефектологии.
Он связал специальную коррекционную педагогику с педагогикой нормального ребенка. Он считал, что личность особого ребенка формируется так же, как и у обычных детей. Достаточно социально реабилитировать аномального ребенка, и его развитие пойдет по обычному руслу.
Его социальная педагогика должна была помочь ребенку снять отрицательные социальные наслоения, вызванные дефектом. Сам дефект не есть причина аномального развития ребенка, это лишь следствие неправильной социализации.
Исходной точкой в реабилитации особых детей должно стать не затронутое дефектом состояние организма. «С опорой на здоровое, положительное и следует работать с ребенком», — Выготский.
Запустив реабилитацию, можно запустить и компенсаторные возможности организма особого ребенка. Очень эффективной для восстановления нормального развития особых детей стала идея зоны ближайшего развития.
Влияние общения на воспитание ребенка
Ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым. При этом сам взрослый должен быть заинтересован в общении. Очень важно поощрять речевое общение ребенка.
Речь — это знаковая система, которая возникла в процессе общественно-исторического развития человека. Она способна трансформировать детское мышление, помогает решать задачи и образовывать понятия. В раннем возрасте в речи ребенка употребляются слова с чисто эмоциональным значением.
С ростом и развитием детей в речи появляются слова конкретного значения. В старшем подростковом возрасте ребенок начинает обозначать словами и абстрактные понятия. Таким образом, речь (слово) изменяет психические функции детей.
Психическим развитием ребенка первоначально управляет общение с взрослым (через речь). Затем этот процесс переходит во внутренние структуры психики, появляется внутренняя речь.
Цитаты
- «Небывальщина нужна ребенку лишь тогда, когда он хорошо утвердится в бывальщине».
- «Трагедия есть буйство максимальной человеческой силы, поэтому она мажорна».
- «Человек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей».
- «Имея конец пути, можно легче всего понять и весь путь в целом, и смысл отдельных этапов».
- «Исполнение автоматического акта не задает нашему уму никакой задачи. Нет затруднения, значит, нет потребности, а следовательно, нет и сознания».
Дочь Выготского об отце
Дочь ученого рассказывает, что отдельного, именно ей посвященного времени было не так много. Зато отец брал ее с собой на работу, в институт, и там девочка могла свободно разглядывать любые экспонаты и препараты, а папины коллеги всегда поясняли ей, что, для чего и зачем нужно. Так, к примеру, она видела уникальный экспонат – мозг Ленина, хранившийся в банке.
Отец не читал ей детских стихов – он просто не любил их, считал это безвкусным примитивом. Зато у Выготского была отличная память, и он мог рассказать наизусть множество классических произведений. В результате девочка отлично развивалась в искусстве и литературе, вовсе не чувствуя своего возрастного несоответствия.
Идеи Выготского в современном мире
Судьба наследия Выготского была весьма своеобразной. В СССР психолог был возведён в ярко выраженный культ; подчёркивалось, что Выготский был тем человеком, кто впервые подошёл к психологии с подлинно марксистских позиций. Однако настоящее содержание работ Выготского зачастую не учитывалось или искажалось. Советский культ Выготского в психологии заменял научную деятельность как таковую.
И в этом плане неожиданным кажется то, что с 1970-х годов большой интерес к Выготскому начали проявлять американские психологи. Вскоре Выготский в западном мире стал считаться одним из корифеев современной психологии. На трудах Выготского основано современное психологическое образование в США; кроме того, учение Выготского легло в основу зародившегося в США социального конструктивизма.
Однако Выготский удостоился своеобразного культа и там. Появилось множество психологов, которые именовали себя его последователями, при этом на самом деле оказывалось, что они случайно или намеренно искажали его идеи, фальсифицировали его сочинения.
В связи с этим всеобщим культом советского психолога в мировой науке зародилось некое противоположное движение, ставящее задачу «развенчания» его учения. Вначале такие работы появились в постсоветской России, а позже они стали появляться и за рубежом.
Среди таких работ существуют и некие компромиссные точки зрения. Их авторы утверждают, что Выготский не был «гением марксизма в психологии», как его описывала советская идеология; а был он высокообразованным человеком, интеллектуалом и человеком своего времени, который усваивал современные для его эпохи идеи, которые были даже «модными». Эти идеи Выготский развивал и применял в новых, неожиданных областях, однако ничего принципиально нового он не предложил.
Возвеличивание Выготского в советской идеологии при этом было далеко не уникальным. Той же участи подверглись многие советские учёные, писатели и мыслители. Среди них был и И. П. Павлов, под «знаменем» которого советские чиновники «развенчивали» «буржуазные» научные концепции. Собственно говоря, такой же канонизации в СССР подвергся и сам Владимир Ленин. Начиная с воцарения Сталина, советское правительство круто свернуло с «ленинского» пути и в большинстве случаев этому пути противоречило; однако культ «вождя мирового пролетариата» сохранялся и усугублялся: его изображали на тысячах плакатов, ему ставили сотни памятников по всей стране и за её пределами, его имя упоминалось в советском гимне, в конституции и т. д.
Учитывая сложившуюся ситуацию с культом Выготского, в последние годы был запущен масштабный некоммерческий научно-издательский проект «PsyAnima Полное собрание сочинений Выготского». Благодаря этому проекту множество сочинений выдающегося психолога стало доступно широкой публике, при этом в своём изначальном виде – без цензурных правок, искажений, фальсификаций. Активизировалась и исследовательская работа: ставшее доступным подлинное наследие Выготского начало изучаться современными специалистами.
Критика идей Выготского
Самому яростному осуждению подвергались исследования и идеи Выготского по психологической педагогике.
Его концепция обучения, основанная на зоне ближайшего развития, таит в себе опасность того, что можно подтолкнуть вперед ребенка, не имеющего достаточного потенциала. Это может резко затормозить детское развитие.
Отчасти это подтверждается модной сейчас тенденцией: родители стремятся максимально развивать крошек, не учитывая их способности и потенциал. Это резко нарушает здоровье и психику детей, снижает мотивацию к дальнейшему обучению.
Еще одна спорная концепция: системно помогая выполнять ребенку действия, которые он не осилил самостоятельно, можно лишить дитя независимости мышления.
Сокровищница трудов ученого. Библиография
Лев Семенович Выготский написал более 190 работ. Не все они были опубликованы при жизни.
Книги Выготского по педагогике и психологии:
- «Мышление и речь» (1924)
- «Инструментальный метод в педологии» (1928)
- «Проблему культурного развития ребенка» (1928)
- «Инструментальный метод в психологии» (1930)
- «Орудие и знак в развитии ребенка» (1931)
- «Педология школьного возраста» (1928)
- «Педология юношеского возраста» (1929)
- «Педология подростка» (1930-1931)
Основные публикации:
1. Педагогическая психология. — М: Работник просвещения, 1926
2. Педология подростка. — М: МГУ, 1930
3. Основные течения современной психологии. — М + Ленинград: Госиздат, 1930
4. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М + Ленинград: Госиздат, 1930
5. Воображение и творчество в детском возрасте. — М + Ленинград: Госиздат, 1930
6. Мышление и речь. — М + Ленинград: Соцгиз, 1934
7. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М: Госучеб педагог, 1935
8. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. — М: Эксперимент, дефектол. ин-т им. М. С. Эпштейна, 1936
9. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Избранные педагогические исследования. — М: АПН, 1956
10. Развитие высших психических функций. — М: АПН, 1960
11. Психология искусства. Искусство. — М, 1965
12. Структурная психология. — М: МГУ, 1972
13. Собрание сочинений в 6т:
т. 1: Вопросы теории и истории психологии;
т. 2: Проблемы общей психологии;
т. 3: Проблемы развития психики;
т. 4: Детская психология;
т. 5: Основы дефектологии;
т. 6: Научное наследство.
М: Педагогика, 1982-1984
14. Проблемы дефектологии. — М: Просвещение, 1995
15.Лекции по педологии 1933-1934 гг. — Ижевск: Удмуртский ун-т, 1996
16. Выготский. [Сб. текстов.] — М: Амонашвили, 1996
Выготский Л. С. — Лекции по педологии
В основу книги положены лекции выдающегося психолога XX в. Л.С.Выготского, прочитанные им в 1933-1934 гг. В доступной форме изложены фундаментальные проблемы педологии — специальной науки о развитии ребенка….
Выготский Л. С. — Лекции по психологии
В книгу известного психолога Л.С.Выготского вошли лекции, посвященные высшим психическим функциям и их развитию в детском возрасте….
Выготский Л. С. — Умственное развитие детей в процессе обучения
Сборник работ Выготского, изданный посмертно его московскими (Л.В. Занков) и ленинградскими (Ж.И. Шиф и Д.Б. Эльконин) сотрудниками. Сборник включает в себя тексты как раннего, механистического «инструментального» периода второй…
- https://www.syl.ru/article/186445/new_vyigotskiy-lev-semenovich-biografiya-osnovnyie-trudyi
- https://interesnyefakty.org/lev-vygotskij/
- https://kratkoe.com/vklad-vyigotskogo-v-psihologiyu/
- https://obrazovaka.ru/vygotskiy-biografiya-kratko.html
- https://pedsovet.su/publ/188-1-0-5564
- https://24smi.org/celebrity/106655-lev-vygotskii.html
- https://PsyLogik.ru/241-lev-semenovich-vygotskij.html
- https://psychojournal.ru/psychologists/360-lev-vygotskiy-kulturno-istoricheskaya-teoriya.html
Девушки с feirostov.ru встречаются только в месте, указанное вами, и только когда есть отличное настроение, лучшие феи проститутки в Ростове-на-Дону, чтобы встреча была яркая и незабываемая. И хотя это удовольствие скрывает множество интриги, интим услуги от опытных путан, имеет целый перечень положительных моментов. Стильные лучшие феи проститутки в Ростове-на-Дону, сочные и сладкие, они такие заботливые и стройные, что у тебя будет сегодня классный секс. Выбери девушку сейчас.