Интеллект: что это, какие бывают виды и уровни, методы определения коэффициента интеллекта, какие факторы влияют на умственные способности

Что такое интеллект

Понятие “интеллект” у всех на слуху, но мало кто понимает, что оно в действительности означает. За интеллект часто принимают общую эрудированность, умение логически мыслить или решать математические задачи. На самом деле понятие “интеллект” гораздо шире.

Интеллект – это функция психики, отвечающая за адаптацию человека к окружающему миру. Он состоит из нескольких компонентов, образующих единую сложную систему.

Именно от развития интеллекта зависит, насколько человек будет успешен в жизни. Можно быть ходячей энциклопедией, но совершенно не уметь применять свои знания на практике. А можно при средних способностях достичь просто невероятных результатов.

Интеллект тесно связан с когнитивными функциями – восприятием, вниманием, мышлением, речью. С помощью них он получает “пищу”, которую впоследствии перерабатывает и использует для построения эффективных стратегий и их реализации.

Согласно последним исследованиям, интеллект человека на 50 % определяется генами. Это значит, что у нас есть вторые 50 %, на которые мы можем активно влиять. Наша задача – выжать из них максимум. А для этого нужно постоянно развиваться. Тот, кто твердо усвоит эту истину сейчас, через год сможет достичь таких интеллектуальных высот, которые ему и не снились.

История изучения

Вопрос об изучении интеллектуальных способностей особо остро встал перед учеными в XIX веке. К 1905 году французские ученые Т. Симон и А. Бине смоги разработать первые тесты, которые были предназначены для оценки уровня умственных способностей у детей в возрасте 3–13 лет. Сами создатели текстов рассматривали интеллект как уровень развития психического здоровья, присущий определенному возрасту. Оценка выставлялась по количеству правильных ответов, их соотношению с ошибками.

Следующий прорыв в данной области произошел в 1912 году. Тогда немецкий психолог В. Штерн предложил делать оценки уровня умственного развития с помощью вычисления коэффициента интеллекта. Их он называл отношением хронологического и умственного возраста ребенка.

Учения В. Штерна продолжил Л. Термен. Он адаптировал предложенный коэффициент для жителей США, подвел его под шкалу Бине-Симона, для которой придумал некоторые изменения, чтобы модифицировать ее. Благодаря работам Л. Термена, была разработана новая шкала оценки интеллекта.

Первый полноценный тест на определение IQ был предложен Д. Векслер. Он предложил развернутую классификацию уровней развития умственных способностей, которая основывалась на частоте встречаемости показателя:

  • интеллектуальное снижение — до 69;
  • пограничный уровень — от 70 до 79;
  • пониженная норма — от 80 до 89;
  • средний уровень — от 90 до 109;
  • хороший показатель — от 110 до 119;
  • высокий уровень — от 120 до 129;
  • очень высокий уровень — свыше 130.

Фото 2231
Со временем шкала была доработана, изменена зависимо от действующих реалий. Под нее составили более информативные тесты.

Две теории по структуре интеллекта

Существует много теорий по структуре, составляющим интеллекта и т.д. Предлагаем остановиться на двух, самых известных: Чарльза Спирмена и Реймонда Кеттелла (того самого, кто является автором одноименного 16-факторного теста). Рассмотрим обе теории.

Два фактора Чарльза Спирмена

Психолог Чарльз Спирмен еще в начале прошлого века выделил два главных, на его взгляд, фактора: G-фактор (от general – общий) и S-фактор (от special – специфический). Первый характеризует общий уровень интеллекта, второй – конкретные способности человека, особенности его мышления, восприятия и т.д., которые задействуются при решении конкретных задач.

Многие тесты на IQ, в частности, тесты Айзенка, обращаются именно к общему интеллекту. Попробуйте и наш онлайн-тест на коэффициент интеллекта!

Два интеллекта Реймонда Кеттелла

В свою очередь, Реймонд Кеттелл рассматривал следующие два вида интеллекта:

  • Определение и суть человеческого интеллекта
    Подвижный – включает такие характеристики, как способность задействовать логическое и абстрактное мышление, скорость восприятия, способность к обучению и т.д. Подвижный интеллект позволяет нам, используя накопленные знания и опыт, выходить за пределы того, что мы уже знаем/умеем, и решать качественно иные, новые для нас задачи. Данный интеллект достигает пика в среднем возрасте и потом начинает снижаться.
  • Кристаллический или кристаллизовавшийся – это общая система накопленного опыта, знаний и т.д. и способность использовать данную систему для решения задач в соответствующей области. Такая «база» пополняется человеком на протяжении жизни, но обычно снижается с наступлением старости.

Иными словами, если перед нами встает некая задача и мы понимаем, что когда-то с подобной уже сталкивались, то мы задействуем кристаллизовавшийся интеллект. Если же непосредственно такого опыта у нас нет – то подвижный.

Структура

Процессы в нашей голове настолько сложны и многообразны, что не подвергаются структурированию по нескольким критериям. Сравнивать талантливого математика с гениальным композитором сложно и непродуктивно.

Дж. П. Гилфорд представил трехмерную кубическую модель, в которой выделил 120 умственных способностей (память, анализ, оценка, выражение мыслей и пр.) и структурировал их по трем составляющим:

  1. Содержание (о чем мы думаем).
  2. Операция (как мы мыслим).
  3. Результат (к чему приводит процесс).

Некоторые люди умеют быстро делать выводы и принимать решения, другим близки вспышки озарений с моментальным пониманием сути (помните Архимеда с его «эврикой»), третьи зацикливаются на пришедшем первым предположении. Интеллектуально развитый человек может всю жизнь прожить счастливо, при этом мыслить бессистемно и импульсивно, не выходить за рамки стандартов и стереотипов.

Основная функция интеллекта

Чем так ценен интеллект? Почему людям важно иметь высокий уровень умственных способностей? Успешное, продуктивное мышление дает человеку многое:

  • открывает путь для самореализации и проявления способностей;
  • служит необходимым условием достижения успеха;
  • гарантирует быстрое овладение новыми знаниями и навыками;
  • позволяет заработать уважение и высокий социальный статус.

Все это верно, но вторично. Интеллект – это продукт эволюционного развития, а значит, в прошлом (да и сейчас нередко) он обеспечивал человеку возможность выжить и оставить потомство, то есть продолжить свой род. Выживают не самые сильные и быстрые, а самые умные, интеллектуально развитые особи. Это, кстати, касается не только человека, но и животных.

Поэтому главная функция интеллекта – адаптационная. И часто интеллект определяют как способность человека максимально быстро и эффективно приспосабливаться к окружающей среде. В зависимости от проявления адаптационной функции выделяют 3 уровня интеллектуальной активности.

  • Низкий. Находящиеся на нем люди со слабыми умственными способностями не в состоянии сопротивляться воздействию среды, и она их подавляет. Существуют они за счет социального окружения, если оно согласно их опекать.
  • Средний уровень. К нему относятся люди, обладающие хорошими мыслительными способностями и достаточным для адаптации уровнем психической активности. Они могут найти в мире свое место, соответствующее способностям и потребностям.
  • Высший уровень – уровень творчества, когда человек не приспосабливается к среде обитания, а меняет ее, приспосабливая к собственным потребностям.

Большинство людей находятся на среднем уровне, и это совсем неплохо. Общество не нуждается в большом количестве креативов, которые стремятся кардинально изменить мир в соответствии со своими интересами.

Типы интеллекта по Гарднеру

Теория множественного интеллекта была разработана американским психологом Говардом Гарднером, профессором Гарвардского университета, который в своей книге «Frames of  Mind» (1983 г) разделил интеллект на 7 (позже на 8) типов. Согласно Гарднеру и его многочисленным последователям, каждая личность обладает всеми интеллектами, но в разных пропорциях. На то, какой тип преобладает, влияет наиболее развитая часть мозга, окружающая среда и ситуации, в которых человек находится в первые 10 лет жизни. У детей, окруженных музыкой, скорее всего, будет развиваться музыкальный потенциал. Личности, имеющие предпосылки к спорту, сосредоточиваются на координации движений и равновесии.

Коэффициент интеллекта лишь на 20% влияет на успех в жизни. Более важным является психический аспект – искусство общения, умение угадывать мысли других, распознавать собственные чувства и мотивы действий.

Восемь видов интеллектов человека согласно теории Гарднера:

  • языково-вербальный (лингвистический);
  • логико-математический;
  • звуко-музыкальный;
  • телесно-двигательный;
  • визуально-пространственный;
  • внутренний (внутриличностный);
  • социальный (межличностный);
  • природный.

Первые 2 вида – самые легкие в отношении измерения стандартными тестами, на них основан успех в образовании. До недавнего времени они считались единственными «истинными» видами интеллекта. Три следующих вида трудно измерить, но они являются креативной (творческой) основой личности. Последние 3 вида (т.н. бытовые интеллекты) определяют качество личной жизни, успех в отношении с окружающими, способность существовать в обществе.

Языково-вербальный (лингвистический)

Этот вид определяет изучение языков, владение письменной речью, использование слов. Люди с этим передовым интеллектом свободно владеют как вербальными, так и невербальными навыками общения, легко изучают иностранные языки. Способность использовать речь должна развиваться, поддерживаться на практике, потому что человеку свойственная способность забывать.

Книга

Наиболее подходящая форма тренировки:

  • чтение;
  • разговор;
  • обсуждение;
  • тренировка с применением фактов, имен, названий, характеристик;
  • анализ различных мнений, заключений;
  • написание диктантов;
  • аргументация по конкретной теме.

Примеры деятельностей, в которых можно достичь успеха:

  • писатель;
  • переводчик;
  • политик;
  • журналист.

Логико-математический

Математический и логический интеллект обеспечивают возможность работать с числами, решать математические задачи, оценивать ситуации, делать выводы в любой сфере деятельности. Этот вид находится под контролем двух зон мозга.

  • 1-я зона контролирует чувство количества, позволяет выполнять математические операции, такие как сложение, вычитание;
  • 2-я зона отвечает за различение чисел и других математических символов, преобразование их в слова. С помощью этой зоны человек использует более сложные операции, такие как деление, процентные вычисления, схемы, частично основанные на словах.

Высокий разум этого вида помогает быстро оценить выгоду, сосчитать, какая политическая партия имеет наибольшие шансы на победу на выборах. Люди, наделенные этим интеллектом, успешны в профессиях, требующих знаний математики, физики, химии (т.е. преуспевают в научно-технических дисциплинах). Они часто занимаются логическими играми (например, шахматами), требующими вычислительных и комбинаторных навыков.

Формулы

Наиболее подходящая форма тренировки:

  • логические задачи;
  • подсчет;
  • использование расчетов с практической целью (расчет денег, необходимых для покупки какого-либо оборудования, проведения праздника, определение, сколько обоев потребуется для поклейки всей комнаты и т.д.).

В какой деятельности человека ожидает успех:

  • деятельности, связанные с применением математических навыков;
  • программист;
  • детектив;
  • врач.

Звуко-музыкальный

Это также творческий интеллект, отвечающий за умение создавать, воспринимать, интерпретировать музыку. Музыкально талантливые люди успешны в сочинении, пении, игре, дирижировании, танцах. Музыка – это важная часть их жизни, необходимый фон для повседневной деятельности. Этот интеллект исходит из нескольких мозговых центров:

  • 1-й – регулирует музыкальное творение;
  • 2-й – интерпретацию;
  • 3-й – различение мелодий, тонов;
  • 4-й – отвечает за чувство ритма.

Наиболее подходящая форма развития творческого интеллекта:

  • занятия в музыкальной школе, консерватории (возможно, в форме домашнего обучения);
  • участие в школьных концертах;
  • сольные выступления;
  • создание собственной музыкальной группы.

Музыка

В какой деятельности можно добиться успеха:

  • музыкант;
  • композитор;
  • виртуоз на сольном инструменте;
  • дирижер;
  • ди-джей;
  • звукорежиссер;
  • музыкальный критик;
  • диктор на радио;
  • музыкальный редактор.

Телесно-двигательный (кинестетический)

Этот вид обеспечивает человеку возможность выполнять сложные или требовательные физические упражнения. Развитый интеллект этого типа предопределяет его отношение к спорту, танцам, актерству, пантомиме; важен для успеха в хирургии, тонкой механике и других профессиях, требующих идеальной координации движений. Помимо скорости, гибкости, балансировки, силы, телесно-двигательный интеллект также включает координацию глаз и конечностей вместе с пространственной ориентацией. Его нарушение влияет на все указанные свойства, т.е. препятствует нормальному функционированию организма человека.

Дети

Наиболее подходящие действия для формирования и развития:

  • спортивные мероприятия;
  • танцы;
  • музыкальный, хореографический, драматический кружок.

Детям, имеющим потенциал к этому виду интеллекта, нужна сцена, возможность участвовать в школьных мероприятия, дебатах.

Сферы, в которых можно добиться успеха:

  • актерская и цирковая области;
  • спорт;
  • хирургия;
  • механика;
  • модельная сфера.

Визуально-пространственный

Он определяет умение воспринимать и различать цвета, формы, размеры, расстояния между предметами. Люди с доминирующим визуально-пространственным (также художественным, изобретательным) интеллектом способны распознавать и запоминать изображения, имеют трехмерное воображение, хорошо ориентируются в пространстве.

Наиболее подходящая форма тренировки:

  • рисование вымышленных предметов, пейзажей, фантастических героев;
  • поиск различных решений одной задачи, разных ответов на один вопрос.

Скульптор

Деятельности, в которых можно преуспеть:

  • дизайнерская и художественная сфера;
  • инженерская деятельность.

Социальный (межличностный)

Этот тип определяет социальную интеграцию, общение с людьми. Он включает распознавание чужих эмоций, мотивов, намерений, способность адаптироваться к состоянию других, побуждать других к адаптации к собственному настроению. Высокий социальный интеллект позволяет людям легко вписываться в общество, привлекать окружающих на свою сторону, убеждать их в правильности своих требований, действий. Такой человек способен очаровывать, управлять своим окружением.

Люди

Наиболее подходящая форма тренировки:

  • чтение;
  • оценочные дискуссии;
  • написание личных работ;
  • школьное (студенческое) самоуправление;
  • различные конкурсы.

Сферы, предполагающие успешность:

  • политик;
  • учитель;
  • спикер;
  • переговорщик, посредник;
  • менеджер;
  • начальник;
  • бизнес-тренер.

Природный

Гарднер добавил этот тип интеллекта к изначальной структуре через 10 лет после создания теории множественных разумов. Примеры интеллекта: сортирование отходов, мусора, покупка натуральных или искусственных меховых изделий и т.д.

Лицо

Наиболее подходящая форма тренировки:

  • забота о животных, имеющихся дома;
  • дизайн журналов на тему природы;
  • создание собственной библиотеки с научными книгами;
  • экскурсии на природу;
  • выращивание растений.

Области, в которых можно добиться успеха:

  • природоведческая деятельность;
  • ветеринарная сфера;
  • археология, генетика;
  • фермерская деятельность.

Внутренний (внутриличностный)

Служит для понимания самих себя. С его помощью человек определяет, какие ситуации, действия вызывают у него определенные эмоции, что побуждает к действию. Высокоразвитый внутренний интеллект позволяет управлять болезненными эмоциями, быстро справляться со стрессом.

Наиболее подходящая форма развития:

  • возможность интерпретировать свои мысли и высказать детали своего мнения;
  • общение;
  • возможность предложить собственные теории, прогнозы;
  • способность планирования своих задач;
  • возможность проявления разных эмоций.

Улыбка

Человек с развитым личностным интеллектом может преуспеть в следующих профессиях:

  • психолог;
  • психиатр;
  • педагог;
  • философ;
  • духовный наставник;
  • политик.

Классификация по Т. Бьюзену

Структура и виды интеллекта были представлены также Т. Бьюзеном. Его классификация подобна делению по Гарднеру, и выглядит следующим образом.

  • Логико-математический. Осмысливание аргументов.
  • Лингвистический. Понимание и выражение речи.
  • Пространственный. Визуализация изображения в сознании.
  • Музыкальный. Четкое чувство ритма, гармонии, тона звука.
  • Телесно-кинестетический. Координация рук, глаз, изучение вещей посредством движений тела.
  • Социальный. Взаимодействие с другими людьми как в качестве лидера, так и последователя.
  • Эмоциональный. Понимание как собственных, так и чужих эмоций.
  • Интуитивный. Разум, влияющий на интуицию.
  • Перспективный. Понимание другой точки зрения без её высказывания.
  • Стационарный. Понимание чего-то без каких-либо предубеждений.

Некоторые модели подходят к проблеме даже с точки зрения общей функции ЦНС. Согласно Гарднеру, общий интеллект должен включать в себя 8 отдельных видов. Несмотря на то, что теория Гарднера не имеет реальной научной основы, не подтверждена фактами, не достаточно описывает реальное функционирование человеческого мозга и ума, его классификация используется наиболее часто. Подобная теория Бьюзена применяется в качестве дополняющей.

Уровень интеллекта

Для понимания данного фактора необходимо учитывать, что здесь взаимодействуют друг с другом два вида интеллекта:

  1. Конкретный интеллект отвечает за принятия решений в каждодневных ситуациях, служит для ориентирования во взаимоотношениях и взаимных действиях с разными предметами, которые окружают человека. Здесь раскрывается способность и умение правильно применять полученные ранее знания или навыки, а также правильно использовать информацию, сохраненную в памяти.
  2. Абстрактный интеллект умение пользоваться словами и понятиями, вставлять их в те моменты, когда они необходимы.

Данные понятия дают возможность измерить уровень интеллекта каждого отдельно взятого индивида. Измерение происходит на основании прохождения теста. Оценка результата происходит по шкале от 0 до 160. Стоит учитывать, что тест на уровень интеллекта имеет разграничение по группам возраста. Тест состоит в среднем из 20 вопросов. Тест лучше всего проходить в отдохнувшем состоянии, когда мозг не перегружен информацией и не забит проблемами.

Мозг

Также у интеллекта есть такая возможность, как его повышение. То есть определенными тренировками и дополнительным развитием можно увеличить и уровень интеллекта.

10 признаков высокого IQ

Признаки высокого IQ

Главные составляющие интеллекта – это способности к математическим вычислениям, ориентации в пространстве, распознаванию изображений, вербальному общению, запоминанию информации и выполнению задач с помощью моторики.

Каждая из перечисленных способностей важна при определении уровня умственного развития. При этом нужно учитывать, что есть люди, способности которых развиты только в одной сфере, например, в области решения математических задач. Однако чаще всего у людей наблюдаются признаки высокого интеллекта сразу в нескольких областях.

Человека, результаты тестирования которого высокие, можно называть интеллектуал. Такие люди отличаются от других по ряду признаков. К этим признакам относится:

1. Длительная и устойчивая концентрация внимания. Многочисленные эксперименты показали, что люди с высоким IQ не замечают «фоновый шум», то есть игнорируют помехи при выполнении поставленных задач.

2. Адаптивность, то есть умение быстро подстраиваться под меняющуюся обстановку. Эта черта демонстрирует высокий уровень социального интеллекта.

3. Любознательность. Интеллектуальное мышление у людей с высоким IQ проявляется с детства в виде попытки максимально подробно изучить окружающий мир. С годами эта черта сохраняется, позволяя человеку постоянно развиваться и узнавать новое.

4. Самодостаточность. Это способность легко переносить одиночество, получать удовольствие от отдыха в обществе самого себя.

5. Хорошее чувство юмора. Большинство интеллектуалов – люди с хорошим чувством юмора, умеющие понимать тонкие шутки и откровенный сарказм. В данном случае речь идёт не о шутках на уровне отечественных комедий, а о качественном юморе, близком к философии.

6. Эмпатия. Умение сопереживать, понимать чувства и эмоции других людей, является одним из главных признаков высокоразвитого эмоционального интеллекта.

7. Ассоциативное мышление. При поступлении в школу многие дети проходят примитивное тестирование, в ходе которого оценивается их умственное развитие. При этом им обязательно задают задачи вроде «Что общего между ёлкой и ежом?». В данном случае неважно, каким будет ответ. Главное, чтобы ребёнок смог его аргументировать. Это показывает, насколько развит его интеллект и креативность.

8. Самоконтроль. Способность контролировать свои эмоции позволяет принимать взвешенные, обдуманные решения. Это обязательная черта характера любого интеллектуала.

9. Умение признавать пробелы в своих знаниях и получать новый опыт. По-настоящему умный человек осознаёт, что даже в профессиональной сфере не обладает абсолютным знанием. Поэтому интеллектуалы безостановочно учатся и стремятся к получению нового опыта посредством внедрения инноваций.

10. Мечтательность. Умение предаваться размышлениям о будущем, фантазировать и представлять что-то новое, является важной чертой для интеллектуала.

Перечисленные интеллектуальные качества — это только основные признаки высокого интеллекта. Есть также и другие черты, вроде стремления к порядку или умения планировать свою работу.

Нужно понимать, что высокий интеллект — это не всё, что нужно для успеха. Однако развитые умственные способности облегчают жизнь человека и открывают перед ним множество возможностей. Именно поэтому умные люди чаще работают на высокооплачиваемой работе и в целом чувствуют себя счастливее других.

Коэффициент интеллекта: методы определения

Коэффициент интеллекта – знаменитый ай-кью – определяет степень развития умственной деятельности человека. Иногда он используется и для того, чтобы оценить умственные способности животных в сравнении с человеком. Исследователи определили даже коэффициент интеллекта таких существ, как, например, дождевой червь.

Определение коэффициента производится с помощью особых тестов, которые позволяют выяснить различные факторы, например:

  • Уровень развития интеллекта в сравнении со среднестатистическим человеком (такого же или среднего возраста);
  • «Интеллектуальный возраст» человека в сравнении с его биологическим возрастом;
  • Наличие или отсутствие умственной патологии.

Составление тестов на «ай-кью» — достаточно сложная задача. Их результаты должны описываться так называемым «нормальным распределением» показателей, или распределением Гаусса. Это означает, что у 50 процентов людей уровень интеллекта должен быть от 85 до 115 единиц, а по 25 процентов людей он был бы ниже 90 и выше 110. Значение коэффициента интеллекта меньше 70 определяется как умственная отсталость.

4 распространенных мифа об интеллекте

Не верьте всему, что вам говорят про интеллект! Многие постулаты давным-давно устарели и были опровергнуты, но до сих пор “гуляют” в массах. Например, миф о том, что человек использует лишь 3 % своего мозга. Ученые выяснили, что это не так, но людям так нравится эта идея, что они не готовы с ней расстаться.

Вот еще несколько распространенных заблуждений об интеллекте.

Миф 1. Если у вас хороший от природы интеллект, его не нужно развивать.

Люди рождаются с разными умственными способностями – это факт. Однако это не значит, что кто-то будет пахать как лошадь, а кто-то – всю жизнь пользоваться тем, что досталось ему случайно. Если интеллект не развивать, он очень быстро деградирует.

Хорошие интеллектуальные данные стоит рассматривать как аванс, который поможет вам быстрее достичь высоких результатов. Если, конечно, упорно работать и заниматься развитием. И уж точно нельзя использовать их как корм для тщеславия и высокомерия.

Миф 2. Чем старше человек становится, тем сложнее ему развивать интеллект.

В детстве, пока мозг человека еще не до конца сформирован, он очень восприимчив и гибок, как пластилин. Когда завершается формирование всех отделов и структур, мозг утрачивает свою первоначальную гибкость. Происходит это к 15–17 годам. Затем уже возраст не оказывает особого влияния на развитие интеллектуальных способностей. Имеет значение лишь то, занимался человек до этого или нет.

Миф 3. Можно эффективно развивать интеллект, углубляясь лишь в одну область.

Из этого мифа вытекает еще один, очень вредный, – “Школьные знания нам не пригодятся в жизни”. Вам наверняка приходилось слышать или читать рассуждения в духе “А зачем мне, вообще, математика? Что я буду делать с этими формулами?” Или “Мне не нужна биология, я не собираюсь быть ботаником”.

Они в корне неверны. Даже если сами знания вы не будете использовать в повседневной жизни, процесс их получения формирует ваш интеллект. В разных науках используются совершенно разные принципы, методы и подходы. Изучая их, вы формируете развернутую картину мира и учитесь смотреть на вещи с разных сторон.

Миф 4. Развив интеллект до максимально высокого уровня, можно расслабиться и больше им не заниматься.

Все сознательные психические функции и процессы требуют постоянной тренировки. Нельзя прийти в одну точку и остаться в ней навсегда. Можно либо идти вперед, либо катиться назад.

Да и человек вряд ли сможет остановиться, когда достигнет высокого уровня. Потому что эффект от такого развития просто ошеломительный и с лихвой окупает затраченные усилия. Так что если вы чувствуете, что хотите прекратить занятия, значит, до высокого уровня вам еще очень далеко.

Какие факторы влияют на умственные способности?

У всех людей разный уровень интеллекта. Среди нас есть глупые индивиды, люди со средними интеллектуальными способностями, интеллектуалы. Отдельная группа людей — умственно отсталые индивиды с разными заболеваниями, дефектами развития.

Факторы, которые влияют на развитие интеллекта:

  1. Генетика.
  2. Воздействие внешней среды. Это собирательное определение, которое включает социальный уровень жизни семьи, характер, способы воспитания, уровень образования родителей, доступность образования в государственных учреждениях (детских садах, школах).
  3. Питание. Для активной работы и развития головному мозгу нужно постоянно получать определенное количество питательных элементов.
  4. Влияние сверстников, друзей.

При проведении исследований ученые выявили и другие факторы — взаимоотношение родителей, размеры дома, его стоимость, зарплата каждого члена семьи, доход за 1 год.

Гендерные и возрастные различия

Уровень интеллекта зависит не только от воздействия внешних факторов или генетики, но и от возраста, половой принадлежности.

Ученые смогли установить интересную закономерность. Если ребенок в 5–10 лет отличался повышенной сообразительностью, умом, в 20, 30, 40 лет он будет обладать развитыми умственными способностями. Данная закономерность срабатывает не во всех случаях.

Фото 2234
Чтобы понять, как возраст влияет на умственные способности, нужно изучить особенности соотношения этих двух показателей:

  1. Коэффициент интеллекта растет до 18 лет, замедляясь в переходные периоды. Головной мозг занят решением других вопросов.
  2. С 20 лет развитие умственных способностей постепенно замедляется.
  3. Аналитический, логический и арифметический потенциал раскрывается только к 30 годам.
  4. Медицинские познания усваиваются в промежутке с 40 до 45 лет. Психологические учения осознаются после 50 лет.

Также нужно уделить внимание искусству. Оно хорошо развивается в любом возрасте. Ограничений относительно этого ученые выявить не смогли.

В мире постоянно идут споры относительно того, кто умнее — женщины или мужчины. Проведя большое количество исследований, ученые не смогли выявить большой разницы относительно взаимосвязи уровня интеллекта и гендерной принадлежности, но все же небольшая разница есть. Она заметна в некоторых аспектах:

  1. Развитие физических, умственных характеристик у девочек до 15 лет происходит быстрее, чем у мальчиков.
  2. Женщины лучше развиваются в гуманитарных науках, а мужчины в точных.

Женщины отличаются нестандартным мышлением. Мужчины склонны мыслить логически.

Признаки умного человека

Поисковый запрос «признаки умного человека» дает 11,9 млн результатов. Желание узнать, кто такой умный человек, мучило не только обывателей, но и исследователей различных стран. Они выделили 10 признаков умного человека:

  • Способность к критическому мышлению и взвешенным оценкам.

Умный человек не выносит оценочных суждений по какому-либо вопросу, пока не изучит несколько источников информации и не проанализирует аргументы за и против. Умные люди рассматривают любую проблему с разных сторон. Поэтому им сложно навязать какие-либо суждения.

  • Умный человек ищет истину, а не доказательства собственной правоты.

Психологам известна системная ошибка человеческого мышления, называемая предвзятость подтверждения. Люди склонны искать и принимать за истину лишь ту информацию, которая доказывает правоту их точки зрения, и игнорируют данные, которые противоречат их убеждениям. Иными словами, верующий будет искать знаки чудес Господа, а атеист — информацию, подтверждающую, что мир материален.

Умного человека отличает непредвзятое отношение к информации. Более того, умные люди ошибаются, как и все остальные, но они способны признать свою неправоту под давлением аргументов.

  • Умный человек способен держать свои эмоции под контролем.

Ученые выяснили, что умные люди редко выходят из себя. Им не свойственны крайние проявления эмоций вроде агрессии или паники. В критической ситуации они не паникуют, способны проанализировать свое положение и найти из него выход с минимальными потерями.

  • Умные люди обладают развитым эмоциональным интеллектом.

Как не удивительно, но ум и эмоции связаны между собой. Умные люди способны не только держать под контролем собственные эмоции, но и понимать их, а также понимать чувства других людей. Также умные люди обладают развитой эмпатией — способностью к сопереживанию другим.

  • Умные люди толерантны.

Умные люди не осуждают других. Они не склонны к проявлению нетерпимости по отношению к кому бы то ни было. Более того, умные люди никогда не ищут виновников вовне. Они способны осознать, что лишь они несут ответственность за то состояние, в котором оказались.

  • Умные люди склонны к одиночеству.

Современному человеку сложно остаться наедине с собой. Даже если нет компании, ее заменяют гаджеты. Умные люди способны к рефлексии. Для них не составляет проблемы остаться в одиночестве, помедитировать, осознать собственные мысли. Они предпочитают читать, а не смотреть телевизор или проводить время в интернете.

  • Умные люди способны вести аргументированный диалог.

Умный человек всегда выслушает аргументы собеседника. Он не будет перебивать, повышать тон. Он тщательно анализирует все сказанное и лишь потом выскажет свою точку зрения. Даже если умный человек не согласен с оппонентом, он относится к нему с уважением. Он критикует не личность собеседника, а те аргументы, которые он высказал.

  • Умные люди самокритичны.

Нередко умные люди страдают от синдрома самозванца. Они не уверены в собственной компетенции и в том, что они обладают достаточными знаниями, чтобы высказаться по тому или иному вопросу. Джастин Крюгер и Дэвид Данниг в 1999 году выдвинули гипотезу о том, что уровень компетентности и самоуверенности связаны между собой. Чем ниже компетенция человека, тем больше он уверен в собственном профессионализме. Умный человек всегда терзаем сомнениями, даже если достиг многого на профессиональном поприще.

  • Умные люди обладают развитым чувством юмора.

Юмор — одно из проявлений развитого вербального интеллекта. Он строится на двузначности и словесных парадоксах. Поэтому умение шутить требует развитых умственных способностей. Умные люди прекрасно понимают юмор, ценят его и способны шутить.

  • Умные люди способны контролировать свое время.

Умные люди склонны к планированию. Они ставят цели, тщательно планируют свое рабочее и свободное время, проводят анализ достигнутого за день, неделю и так далее. Они четко знают, что будут делать в каждый из промежутков времени.

Умный человек: ученые назвали 10 признаков интеллектуалов

 

1. Они понимают ограничения

Интеллектуалы первыми признаются, если чего-то не знают. Для сравнения, их менее умные оппоненты всегда стараются избегать подобных признаний, боясь показаться глупыми.

И только первые понимают, что знать все обо всем просто невозможно. Что если повезет, то из всего можно извлечь ценные знания. Поэтому, задав «умнику» вопрос, на который у него нет ответа, вы получите ответ: «Я не знаю». Но вероятность того, что он таки найдет ответ — очень высока.

2. Они любят учиться

Большинство людей считает известного сооснователя компании Apple Стива Джобса человеком с огромным интеллектом. Так или иначе, но он произвел революцию в сфере персональных компьютеров.

Стив любил учиться, несмотря на то, что в свое время был отчислен из колледжа. Он постоянно твердил младшим сотрудникам, что если они хотят чего-то достигнуть, то учиться нужно даже после окончания занятий.

Джобс, как и многие другие успешные предприниматели, понимал, что учиться просто необходимо. Даже если это никоим образом не связано с программой обучения в колледже. Высокоинтеллектуальные люди знают, что только новые знания приводят к новым идеям.  Приводят к правильному пониманию окружающего мира.

3. Они — люди широких взглядов

Люди высокого интеллектуального развития более открыты для новых идей и способов мышления. А поскольку они ставят логику превыше всего, то они более объективны и непредубежденные в своих суждениях.

Так, интеллектуалы менее ограничены во взглядах относительно социальных проблем расового, гендерного или сексуального неравенства. Они понимают биологическую и социальную природу таких проблем, уважая при этом права человека.

И по той причине, что они не следуют вслепую за своими мыслями, или тому, что от кого-то что-то услышали, интеллектуалы остаются всегда открытыми и готовыми поменять свои взгляды. Если вас посетила действительно гениальная идея, они выслушают ее, даже если она противоречит их собственным представлениям.

4. У них прекрасное чувство юмора

Как правило, у интеллектуалов чувство юмора развито сильнее, чем у других людей. Но иногда их шутки не вызывают ожидаемой реакции у тех, чей уровень интеллекта находится на среднестатистическом уровне.

Поскольку «умники» хорошо понимают мир и лучше воспринимают социальные события, они способны быстрее реагировать на шутки. Будучи чертой характера, юмор неразрывно связан с высокоразвитыми навыками вербального общения.

Поэтому интеллектуалу не составит особого труда рассмешить тех, кто изначально полагается именно на вербальную коммуникацию и имеет хорошо развитое чувство юмора.

5. Они допускают ошибки и учатся на них

Легко встретить человека, который страдает от последствий ошибок, допущенных в далеком прошлом. Вас это может удивить, но такая зацикленность на своих неудачах свидетельствует о невысоком уровне интеллекта.

Интеллектуалы стремятся извлечь из своих ошибок как можно больше пользы и продолжать движение дальше. Учитель Томаса Эдисона и считал, что тот слишком глупый, чтобы чему-либо научиться. Но сегодня мы смотрим на этого человека, как на одного из самых талантливых изобретателей XIX века.

Ко всем своим неудачам он относился так: «Я отнюдь не ошибался две тысячи раз, создавая лампочку. Я обнаружил одну тысячу девятьсот девяносто девять способов, как не сделать лампочку». Итог знает каждый — у него получилось.

6. Они легко приспосабливаются

Говорят, что старого пса нельзя обучить новым трюкам. То же самое касается и людей «среднего» ума. В большей или меньшей степени, но все человеческие существа должны придерживаться устоявшихся в обществе моральных стандартов.

Однако это не исключает возможные попытки найти способ еще больше улучшить свою жизнь. Люди высокого интеллектуального развития легко адаптируются, преуспевая в любых условиях и в любом окружении.

Но самое главное — им это удается без нарушений своих принципов. Способность приспосабливаться к любой ситуации — вот четкий признак высокого интеллекта и достижимости успеха вне зависимости от обстоятельств.

7. Они любят решать проблемы

Как сказал тренер команды NFL «Hall of Fame» Джимми Джонсон, «успех наступает в тот момент, когда возможность отвечает уровню подготовки». Эта цитата настолько справедлива, что большинство успешных людей буквально живут ею, даже не подозревая об этом.

Те, кто просто верит в удачу и живет в надежде, что завтра она им улыбнется, не достигают многого. Они не относятся к интеллектуалам, потому что ставят удачу выше ума и усилий.

«Умники» же, напротив, всегда решают свои проблемы. Их нередко можно встретить за решением тех ситуаций, которые кажутся безвыходными. Интеллектуалы анализируют все вокруг, применяя свои знания для устранения любых препятствий.

В итоге всех людей можно поделить на тех, кто мечтает о выигрыше в лотерею, и на тех, кто зарабатывают миллионы, полагаясь только на себя.

8. Они не теряют самообладания

Помните эксперимент на самообладание, который проводился на крысах? Исследователи проверяли способность к самоконтролю. Они предложили животным одну порцию лакомства сразу или же две порции, но немного позже.

Те люди и крысы, которые способны видеть долгосрочную перспективу и терпеливо ждать вознаграждения, отличаются повышенной дисциплиной и самообладанием.

А это признаки высокого интеллекта — только умный человек может обуздать свои сиюминутные желания ради чего-то большего в будущем. К сожалению, большинство подопытных крыс (как и людей) не могут дождаться «журавля в небе» и поспешно выбирают «синицу в руках».

9. У них развита интуиция

У интеллектуалов высоко развита интуиция. Это не означает, что у них есть какие-то сверхспособности. Просто они хорошо понимают эмоции и действия окружающих. Такие личности быстро замечают, если человеку нужно с кем-то поговорить, или если у него внезапно меняется настроение после, скажем, телефонного звонка.

Такое качество делает «умников» отличными друзьями, способными оказать поддержку, выслушать и дать дельный совет в решении любой проблемы. Интеллектуалы замечают перемены в вашем поведении, даже если не признаются вам об этом.

10. Они идут только на допустимый риск

Вы когда-либо слышали о людях, которые спускают все свои деньги, делая ставки в азартных играх? Они не знают, как можно оценить риски, а потому умными их точно не назовешь.

Риск — благородно дело, и те, кто никогда не рискует, как правило, проживают невероятно скучную жизнь. В то же время интеллектуалы, прежде чем что-либо предпринять, тратят время на поиск и оценку риска.

Несмотря на то, что в свое время не один из успешных бизнесменов стал банкротом, вскоре они поднимались, доказывая, что их мероприятия стоили приложенных усилий. Если умный человек терпит поражение, он снова поднимается и в конечном итоге его настойчивость приводит его к победе.

11. Они скромные

Поверите вы в это или нет, но гордость всегда предшествует неудаче, и умные люди это очень хорошо знают. Если человек высоко себя оценивает, он занимает место в первом ряду, а не садится в самом конце, потому что первые места уже кем-то заняты.

Скромность заключается не в том, чтобы позволять другим обогнать тебя, а в знании, что вам не нужно доказывать кому-либо свою ценность. Потому сами вы отлично знаете, кем вы являетесь. Скромность — несомненная черта интеллектуала.

Рекомендации по развитию интеллекта

Развить свои умственные способности несложно. Достаточно уделять этому процессу 20–30 минут в день. Конечно, не стоит надеяться на заоблачные результаты. Гениями вроде Эйнштейна или Ньютона наши рекомендации и упражнения вас не сделают. Зато они помогут реализовать заложенный в вас потенциал, повысят эффективность деятельности и в целом сделают жизнь более продуктивной.

Особенности развития эмоционального интеллекта

Проблема личностного роста – одна из важнейших в психологии, потому что меняются времена и люди, формы и методы обучения, содержание учебных предметов, их количество в учебном заведении, но всегда стоит задача вхождения человека в общество. Процесс выбора жизненного пути становится очень сложным для молодежи, которая не готова правильно реагировать на события, управлять своими эмоциями, оценивать свой личностный потенциал, преодолевать трудности, вызванные изменениями в обществе. Это не удивительно, ибо социальные изменения, которые осуществляются в обществе на уровне глобальных процессов, более рельефные и доступные созерцанию, чем процессы, которые происходят в сознании, психике, внутреннем состоянии индивида.

Вместе с тем, дальнейший ход общественных трансформаций в значительной, решающей степени определяется, с одной стороны, тем, насколько каждый индивид как личность воспринимает новые условия среды, а с другой – насколько он глубоко и адекватно осуществляет самооценку и как это влияет на его жизнедеятельность, самочувствие, творчество, жизненную активность. Под влиянием, в данном случае, понимается процесс и результат изменения индивидом поведения, установок, намерений, оценок, представлений и других психических состояний и процессов при взаимодействии с другими людьми в различных жизненных ситуациях и профессиональной подготовке.

Дерево

Психологическое влияние окружающей среды во многом обусловливает характер общения и деятельности, процессы адаптации, средства и методы жизнедеятельности личности, вызванные особенностями эмоционального восприятия этого воздействия и способностью индивида адекватно реагировать на него благодаря умению управлять собственными эмоциями.

Практика показывает, что наибольших успехов в жизни достигают те люди, которые способны в критические моменты управлять своими эмоциями. Если молодой человек наделен такой способностью, то он благоразумно и логично себя ведет в любой эмоционально напряженной ситуации, то есть эмоционально разумно действует в каждом конкретном случае. В связи с этим в последнее время растет интерес ученых в изучении проблем соотношения эмоций и разума, их взаимодействия и взаимовлияния.

Развитие интеллекта у детей

В условиях современного общества вследствие совершенствования методов обучения и воспитания детей возникает актуальность определения наиболее удачных приемов, которые являются оптимальными в образовательно-воспитательном процессе. Ведь именно уровень интеллекта является определяющим в признании индивида как личности в социальной среде.

Проблема исследования развития умственных способностей у детей является актуальной, ведь отечественные и зарубежные исследователи высказывают противоположные взгляды на сущность интеллекта и пути его экспериментального исследования. Важно отметить, что актуализирует данную проблему и непрерывное развитие информационно-коммуникативных технологий, владение которыми необходимо каждому человеку.

Занятия по развитию интеллекта должны проводиться после определения уровня интеллектуального развития ребенка в соответствии его возрастом.

Цель

Для развития способностей быстро воспринимать и понимать окружающий мир детям школьного возраста рекомендуется задавать специальные задачи на интеллект. Математические задачи являются самыми эффективными при развитии умственных способностей у детей.

Существует также необходимость подготовки ребенка к восприятию и пониманию устной речи, ведь это сложный интеллектуальный процесс.

Улучшение интеллекта у детей с нарушениями слуха

Восприятие, распознавание и понимание устной речи глухими имеет значительные отличия по сложности интеллектуальной деятельности и психическому напряжению. Ограниченность доступных признаков речевых сигналов, специфичность их приема обусловливает необходимость формирования таких умений и навыков, которые бы давали возможность на сенсорной основе осуществлять системный анализ, синтез поступающих сигналов, и, следовательно, — распознавание и понимание устной речи.

Здесь речь идет об использовании потенциальных возможностей глухого ребенка — специальных упражнений для развития интеллекта к восприятию речевых сигналов, их интерпретации на уровне логического мышления, формирования особых умений, повышение навыков. Абстрагирование затруднено даже на уровне игрового использования предметов-заменителей детьми с нарушениями слуха, переосмысление значения предметов вызывает определенные трудности, что характеризует недостаточное развитие познавательной деятельности.

Проблемные дети

Больше читайте

Чтение – пожалуй, лучший способ развития интеллекта. Читая хорошую литературу, мы расширяем кругозор, учимся логически мыслить, развиваем фантазию и образное мышление. Под хорошей литературой в первую очередь я подразумеваю художественную классику, биографии великих людей, книги по истории, философии, научные труды.

Составьте список книг, которые вы хотите прочитать, и приступайте. 30 книг в год – минимум, необходимый для того, чтобы держать мозг в тонусе. Получится больше – прекрасно!

Чтение книги

Расширяйте кругозор

Мы с вами уже выяснили, что бесполезных знаний не бывает. Чем больше их в вашем багаже, тем больше в вашем мозге сформировано нейронных связей. Поэтому всегда ищите возможность узнать что-то новое.

Читайте научно-популярные статьи, смотрите познавательные передачи, интересуйтесь происходящими в мире событиями. И обязательно размышляйте над тем, что узнаете, выражайте свое мнение, обсуждайте с друзьями. Стремитесь к тому, чтобы стать настоящим эрудитом. Это не только поможет вам развить интеллект, но и сделает общение с вами ценным и интересным.

Копайте глубже

Очень важно развиваться не только вширь, но и вглубь. Ищите возможность углубить и обогатить уже имеющиеся знания. У вас должна быть область, которую вы знаете вдоль и поперек. Лучше всего, если это будет ваша профессия.

Если в процессе расширения кругозора мы формируем новые нейронные цепи, то, работая над углублением своих знаний, мы устанавливаем связи между уже имеющимися нервными цепочками. В результате все умственные процессы, связанные с конкретной деятельностью, начинают протекать быстрее. Часть из них переходит на бессознательный уровень, освобождая наше сознание. На этом этапе подключается интуиция.

Вспомните, как Дмитрий Менделеев открыл свою знаменитую таблицу. Он долгие годы изучал свойства элементов, много размышлял и работал над проблемой. В итоге последний штрих за него сделал мозг, подарив ему гениальную идею во сне.

Занимайтесь творчеством

Даже если вы никогда не держали кисти в руках и медведь вам на ухо наступил, это не повод отказываться от творчества. Ваша задача не создавать мировые шедевры, а разгрузить мозг. Постоянно занимаясь умственной работой, наше мышление притупляется и начинает испытывать голод по простым и понятным стимулам.

Рисование, лепка, шитье, музыка – выбирайте занятие, которое вам по душе. Уделяйте ему хотя бы пару часов в неделю. Этого достаточно, чтобы дать мозгу отдохнуть от однотипной работы.

Тренируйте память

Память и интеллект – две тесно связанные функции мозга. От того, насколько хорошо вы способны запоминать новую информацию, зависит эффективность всех интеллектуальных процессов.

Больше общайтесь

Человек – существо социальное. Все функции мозга заточены под социальное взаимодействие. Поэтому общение очень важно для интеллектуального развития. В собеседники выбирайте людей эрудированных, разносторонне развитых, превосходящих вас по умственным способностям.

Общаясь с такими людьми, вы будете тянуться за ними и перенимать полезные мыслительные привычки и паттерны. А еще – каждый день узнавать что-то новое и расширять свой кругозор. И запомните: под качественным общением понимается не праздная болтовня и перемывание косточек вашим общим знакомым, а обсуждение каких-то важных вопросов в рамках совместной деятельности.

Учитесь мыслить позитивно

Не всегда жизнь идет как по маслу. Некоторые обстоятельства могут всерьез выбивать нас из колеи. Но вы ведь помните, зачем нам в первую очередь нужен интеллект? Для адаптации к окружающему миру. А значит, он должен быть гибким и помогать нам выходить из сложных ситуаций.

А наша задача – не мешать ему в этом. Запретите себе унывать и сдаваться, научитесь доверять себе и верить в свои силы. Это даст мощный толчок для развития вашего интеллекта и здорово повысит мотивацию. Думайте о каждом испытании как о шансе стать лучше.

Позитивное мышление

Лидерство людей с высоким IQ

Уровень IQ определяется знанием 5 основных принципов социального взаимодействия среди работников:

  1. морали;
  2. этики;
  3. возможности или невозможности проявления эмоций в той или иной ситуации;
  4. способностью адекватно реагировать на то или иное событие;
  5. способностью понимать свои поступки, а значит и умело управлять ими.

Основой интеллекта есть определенные группы способностей человека:

  • когнитивных,
  • эмоциональных,
  • адаптационных,
  • социальных.

Именно такие способности формируют лидерские навыки, способствуют созданию положительного климата в коллективе и предотвращают возникновение в нем организационных конфликтов. Опыт показывает, что на 50-70% создание климата в организации зависит от руководителя предприятия, управленческого лидера. Именно интеллектуальное состояние руководителя является самым важным фактором, влияющим на климат в коллективе и тем самым – на эффективность работы сотрудников.

Типы лидеров

Интеллект возникает в результате изменений межфункциональных связей, а критерием его развития выступает степень обобщенности понятия и включенности в систему связей с другими понятиями.

Эмпирическими исследованиями доказано, что чем выше ранг работника, чем выше уровень ответственности за выполнение конечной цели, тем выше должен быть и уровень интеллекта. Люди с высоким уровнем умственных способностей могут выбрать поведение и действия, которые помогут им не только выйти из сложной ситуации, но и решить ее – как внутри себя, так и по отношению к другим. Для таких людей преодоления неудач и сложностей есть опыт, шанс, чтобы улучшить себя и свои отношения с окружающими, препятствия их не останавливают, а помогают развить свой потенциал.

Подведем итоги

Множество подходов и концепций относительно определения понятия интеллекта обусловливает дальнейший поиск наиболее оптимальных и научно обоснованных исследований.

Важнейшим определением высокого развития интеллекта есть всестороннее развитие личности.

Эффективность развития интеллектуальной сферы зависит от наличия психологического настроения и методического обеспечения, а также готовности участников образовательно-воспитательного процесса к осуществлению этой работы.

Источники

  • https://iklife.ru/samorazvitie/kak-razvit-intellekt.html
  • https://mystroimmir.ru/psihologiya/intellekt.html
  • https://experimental-psychic.ru/intellekt/
  • https://damienmilay.com/basis/intellekt-chto-eto-takoe-vidy-klassifikacziya-i-urovni-v-psihologii-cheloveka/
  • https://psychologist.tips/1232-chto-takoe-intellekt-i-mozhno-li-ego-razvit.html
  • https://vsepromozg.ru/razvitie/vidy-intellekta
  • https://psihter.ru/teoriya/intellekt/
  • https://psylib.org/intellekt-iq-chto-eto/
  • https://PsyLogik.ru/195-intellekt.html
  • https://www.nur.kz/1818252-umnyj-celovek-ucenye-nazvali-10-priznakov-intellektualov.html
  • https://informost.com/poznavatelnoe/14-kachestv-intellektuala-otlichayushhie-ego-ot-okruzhayushhih/
  • https://vsepromozg.ru/razvitie/razvitie-intellekta

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: