Индивид: кто это, как происходит социальное становление индивида, главные его признаки, взаимоотношения с группой

Человек как биологический вид

С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.

С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.

Животное

Человек

1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо.

1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.

2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий.

2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.

3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда.

3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.

4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью.

4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.

Определение

Индивидуальность — комплексное понятие, которое включает в себя:

  • совокупность характерных особенностей, отличающих одного человека от другого;
  • своеобразие психики;
  • особый взгляд на мир;
  • неповторимость, уникальность внутреннего мира и внешности.

Индивидуальность в психологии — это:

  • индивидуально-психологические различия;
  • высший уровень иерархической организации психики человека по отношению к индивиду и личности.

Формируется под влиянием воспитания и общения, начиная с детства и на протяжении всей жизни человека.

Психологическая характеристика индивида

Индивид считается точным носителем всех данных общих черт людей. Свойства индивида в психологии характеризуются целостностью психофизической организации организма, стойкостью к действительности и активностью.

Характеристика индивида

По-другому данное понятие можно объяснить как конкретного человека, живущего как индивид от рождения и до конца жизни. Это начальное состояние жителя нашей планеты в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании. Он представляет собой конкретный продукт создания жизни, взаимодействия с окружающими критериями, а не условиями, взятыми из ниоткуда.

Невозможно изобразить личность без рассмотрения его индивидных характеристик. Они являются фундаментом содержания человека. От них зависят условия развития конкретного представителя хомо сапиенс, например, от тех задатков, которые были в него вложены генетически.

Стоит отметить, что в наличии у индивида имеются две основные функции. Одну из них можно квалифицировать как сохранение, потому что непосредственно она характеризует спектр динамических и энергетических признаков, ресурсные способности. Другую, функцию перемены, — как пластичность поведения.

Факторы формирования

На индивидуальность человека, её формирование влияют разные факторы.

Наследственность

Определяет внешность и некоторые поведенческие черты, присущие только этому человеку.

Воспитание

Формирует поведенческие стереотипы, жизненные установки, мировоззрение, отношение к труду, окружающей среде, людям. Привносит в каждый из перечисленных аспектов свою изюминку, совокупность которых впоследствии становится тем, что называют индивидуальностью. Например, всех в детстве учат беречь природу. Однако кто-то дополняет данный стереотип тем, что ходит по вечерам на прогулку с мусорным пакетом и собирает фантики и бутылки с газонов, потому что в детстве он так делал с родителями. Это его индивидуальная особенность, сформированная семейным воспитанием.

Социализация

Определяет паттерны поведения и самооценку. Если, например, в школе человека постоянно принижали и не давали высказывать своё мнение, уровень индивидуализма будет низким.

Саморазвитие

Даже если наследственность, воспитание и социализация не сформировали в человеке индивидуальные черты и паттерны поведения, он всегда может развить их самостоятельно. Способов существует много.

Особенности психического развития

Тип нервной системы и акцентуации характера могут сформировать поведенческие паттерны, не совпадающие со стереотипами. Однако чаще всего они продиктованы различными личностными расстройствами. В пример можно привести всемирно известных людей, которые отличались яркой индивидуальностью, но в то же время имели тяжёлые психические заболевания: Исаак Ньютон (диагноз — приступообразная прогредиентная шизофрения), Винсент Ван Гог (много раз лечился в клиниках для душевнобольных), Эрнест Хемингуэй (имел склонность к суициду).

Человек, индивид и личность

Не каждый может ответить, в чем заключается отличие личности от индивида. Многие вообще ошибочно полагают, что они тождественны. Личность, индивид и индивидуальность — это три совершенно разных понятия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Чтобы осознать, в чем именно заключаются различия, нужно рассмотреть каждый по отдельности.

Если нарисовать прямую линию жизни человека, то сначала он становится индивидом при рождении, затем обретает индивидуальность и только после этого вырастает до личности.

Если выразиться проще, то индивидом рождается каждый, индивидуальность необходимо отстоять, а личностью становятся в процессе развития. Это этапы человеческого развития и роста. При достижении финиша многие отсеиваются, застревая на предыдущих ступеньках.

Индивид

Индивидом рождается любой человек. Он не может потерять этот статус с течением жизни и ему не нужно усердно трудиться, чтобы заслужить его. Человек с самого раннего детства вынужден соответствовать нормам и соблюдать правила, которые приняты в той социальной группе, где он растет и воспитывается.

Чаще всего дети берут пример со взрослых, то есть в основе процесса обучения лежит подражание другим индивидам. Как бы много социальных групп ни существовало на планете, для большинства из них основоположные истины едины. К примеру, убийство ни в России, ни в Бразилии или ЮАР не считается поступком, достойным человека. В результате развития между человеческим индивидом и индивидами других видов возникает пропасть.

Индивидуальность

Человек отличается от собаки или акулы, но помимо этого люди отличаются еще и друг от друга. Есть люди со схожими вкусами, но идентичных не существует. Даже близнецы, несмотря на внешнее сходство, имеют большие различия. Если индивид — это первая ступень на лестнице развития человека, то индивидуальность следует сразу за ней. Под этим понятием подразумеваются совокупность уникальных качеств, которые отличают одного индивида от другого внутри одного вида.

Индивидуальность объединяет таланты, умения, навыки, способности человека, которые являются врожденными, но раскрываются только в процессе развития и социализации, то есть адаптации к жизни в социуме. Индивид обретает свою индивидуальность, в процессе обучения жизни внутри социальной группы. Причем мало просто иметь зачатки талантов, их обязательно необходимо развивать в себе.

Социальная адаптация

Личность

Личностью становится далеко не каждый индивид, даже если у него есть яркая индивидуальность. Вспомните, как именно человек развивается: он подражает, то есть копирует модели поведения других людей, которых считает авторитетами. Если между индивидом и индивидуальностью лежит процесс становления человека, то личность — это конечная стадия, высшая точка, к которой приходит только окончательно оформившийся индивид.

Первый признак личности — это самостоятельность. Когда человек впервые принимает собственное решение и возлагает на себя ответственность за его последствия, происходит рождение личности.

В социуме личности считаются наиболее эффективными единицами, так как они обычно ищут и находят нестандартные решения, ведут себя активно. В социальных группах они занимают самые «хлебные» места благодаря высокому уровню развития, самоорганизованности, ответственности. Дети, которых воспитывали животные («Маугли»), являются индивидами, но не могут называться личностями.

Понятие человеческий индивид объединяет социальное и биологическое начала. Оно ярко демонстрирует двойственность природы homo sapiens, но при этом позволяет обособить представителей одного вида от другого или противопоставить их (в данном случае человека разумного от остального живого мира).

Поведение индивида

Поведение является особой формой активности человеческого организма, который осваивает среду. В этом аспекте поведение рассматривалось И. Павловым. Именно он ввел данный термин. При помощи этого термина стало возможным отображать сферу взаимоотношений отдельного взаимодействующего индивида со средой, в которой он существует и взаимодействует.

Поведение индивида – это реакция индивида на какие-либо изменения внешних или внутренних условий. Оно бывает осознанным и неосознанным. Человеческое поведение развивается и реализуется в социуме. Оно связано с целеполаганием и речевой регуляцией. Поведение индивида всегда отражает процесс его интеграции в социум (социализации).

Любое поведение имеет свои причины. Оно определяется событиями, предшествующими ему и вызывающими определенную форму проявления. Поведение всегда целенаправленно.

Цели индивида базируются на его неудовлетворенных потребностях. Т.е. любое поведение характеризуется целью, которую он стремится достигнуть. Цели выполняют мотивирующую, контролирующую и организационную функции и являются важнейшим механизмом управления. Для их достижения совершается ряд определенных действий. Поведение также всегда мотивировано. Какое бы ни было поведение, вызывающее или отстраненное, в нем обязательно присутствует мотив, который определяет именно сиюминутную форму его проявления.

В процессе технического прогресса в современной науке появился еще один термин – виртуальное поведение. Такой вид поведения объединяет в себе театральность и естественность. Театральность обусловлена иллюзией естественного поведения.

Поведение индивида обладает следующими признаками:

— уровнем активности (инициативность и энергичность);

— эмоциональной выразительностью (характер и интенсивность проявляемых аффектов);

— темпом или динамичностью;

— стабильностью, заключающейся в постоянстве проявлений в различных ситуациях и в разное время;

— осознанностью, основанной на понимании своего поведения;

— произвольностью (самоконтроль);

— гибкостью, т.е. изменением поведенческих реакций в ответ на трансформации среды.

Индивид и группа

Группа – это относительно изолированная совокупность индивидов, которые находятся в довольно устойчивом взаимодействии, а также осуществляют совместные деяния на протяжении долгого промежутка времени. Группа – это также совокупность индивидов, которые разделяют социальные определенные характеристики. Совместное взаимодействие в группе основано на определенном общем интересе или связано с достижением конкретной общей цели. Она характеризуется групповым потенциалом, который ей позволяет вступать во взаимодействие с окружающей средой и приспосабливаться к трансформациям, которые происходят в окружении.

Характерные особенности группы заключаются в идентификации каждым ее членом себя, а также своих действий с коллективом в целом. Следовательно, во внешних обстоятельствах каждый выступает от имени группы. Еще одной особенностью является взаимодействие внутри группы, которое имеет характер прямых контактов, наблюдения действий друг друга и др. В любой группе вместе с формальным разделением ролей, обязательно будет складываться неформальное разделение ролей, которое обычно признается группой.

Выделяют два вида групп: неформальные и формальные. Вне зависимости от вида группы, она будет оказывать существенное воздействие на всех членов.

Взаимодействие индивида и группы будет всегда носить двойственный характер. С одной стороны, индивид своими действиями помогает решению групповых задач. С другой – группа оказывает огромное влияние на личность, помогая ей  удовлетворять свои определенные потребности, например, потребность в безопасности, уважении и т.п.

Психологами было замечено, что в коллективах с позитивным климатом и активной внутригрупповой жизнью, индивиды имеют хорошее здоровье и моральные ценности, они лучше предохранены от внешних влияний, работают активнее и действеннее, чем индивиды, которые находятся в обособленном состоянии, или же в группах с негативным климатом, которые поражены неразрешимыми конфликтными ситуациями и нестабильностью. Группа служит для защиты, поддержки, для обучения и умения решать задачи, и требуемым нормам поведения в группе.

Развитие индивида

Развитие бывает личностным, биологическим и психическим. Биологическим развитием называется формирование анатомо-физиологических структур. Психическим – закономерные трансформации процессов психики. Психическое развитие выражается в качественных и количественных переустройствах. Личностным – образование личности в процессах социализации и воспитания.

Развитие индивида ведет к видоизменениям свойств личности, к зарождению новых качеств, которые психологи именуют новообразованиями. Трансформации личности от одного возраста к другому протекают в таких направлениях: психическое, физиологическое и социальное развитие. Развитие физиологическое заключается в формировании скелетно-мышечной массы и других систем организма. Психическое развитие заключается в становлении когнитивных процессов, таких как мышление, восприятие. Социальное развитие заключается в формировании нравственности, моральных ценностей, усвоении социальных ролей и др.

Развитие происходит в целостности социального и биологического в человеке. Также посредством перехода количественных трансформаций в качественные переустройства психических, физических и духовных качеств личности. Развитие характеризуется неравномерностью – каждый орган и система органов развиваются в своем темпе. Оно происходит более интенсивно в детстве и пубертатном периоде, во взрослом возрасте замедляется.

Развитие обусловлено внутренними и внешними факторами. Влияние среды и семейное воспитание – это внешние факторы развития. Склонности и влечения, совокупность чувств, волнений индивида, возникающих под воздействием внешних условий – это внутренние факторы. Развитие и становление индивида считается результатом взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Источники

  • https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/chelovek-individ-lichnost
  • https://ponervam.ru/individualnost.html
  • https://FB.ru/article/172048/v-psihologii-individ—eto-chto-takoe-ponyatie-individa-v-psihologii
  • https://constructorus.ru/programmy/chto-takoe-individ.html
  • https://psihomed.com/individ/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: