Что такое деятельность?
Деятельность — это целенаправленное и активное воздействие определенного субъекта действительности на некий конкретный объект, при этом данное воздействие позволяет субъекту достичь определенной цели, удовлетворив, таким образом, свои потребности. Следовательно, в деятельности участвуют:
- Субъект, т.е. само действующее лицо, человек, являющийся источником активности;
- Объект, под которым подразумевается пассивная и инертная сторона, на нее и направлено воздействие субъекта. Объектом может быть и неодушевленный предмет или вещь, и другие люди (так, студенты являются субъектами образовательной деятельности), и сам человек, выступающий одновременно в качестве как субъекта, так и объекта собственной активности (например, в часы тренировок или самообучения).
Содержание деятельности не определят только породившая ее потребность. Потребность лишь подталкивает индивида к началу активных действий, но содержание этих действий и формы их проявления определяют цели, опыт и требования конкретного лица либо общества. Например, в образовании деятельностью является получение диплома https://студенту.рф/867-chto-takoe-magisterskaja-dissertacija.html, и магистерская диссертация одна из ступеней ученой деятельности. Написать ее, конечно, сложно, как и защитить. Но человек способен на всё.
Труд и иная преобразовательная деятельность являются обязательным условием развития и самого существования людей и социума, именно они создали современного человека, его историю, культуру и науку. К тому же, между деятельностью и человеком существует неразрывная связь, они не могут существовать друг без друга. Человек является единственным на Земле видом, научившимся преобразовывать окружающую среду, а не просто приспосабливаться к ее условиям, к примеру, еще много веков назад люди начали заниматься земледелием и животноводством, а не просто присваивать продукты питания путем собирательства, охоты и рыбной ловли.
Основой деятельности является творчество и созидательная активность, позволяющие людям выйти за рамки отведенных им природой возможностей и создать нечто принципиально новое, неизвестное предыдущим поколениям. Преобразовывая окружающую его среду, человек не только изменяет себя и мир вокруг себя, но и устанавливает контакты с другими людьми, перенимает их опыт и навыки.
Структура деятельности
Структура человеческой деятельности имеет линейный вид, выстроенный из идущих друг за другом во временной последовательности компонентов: потребность — мотив — постановка цели — определение средств, необходимых для достижения цели — непосредственно действие — получение конечного результата. Теперь рассмотрим каждый приведенный выше компонент отдельно:
- Под потребностью понимается определенная неудовлетворенность человека сложившимися вокруг него обстоятельствами. Осознание необходимости перемен является начальным этапом деятельности;
- Мотив представляет собой сформированное на базе имеющейся у человека потребности к переменам побуждение к действию, призванное одновременно оправдать и обосновать данное побуждение;
- Целью называют представления индивидуума о конечном итоге его активности, любой вид деятельности основывается на осознанной постановке определенной цели;
- Средствами являются применяемые человеком в процессе активности приемы и предметы самого различного свойства (к примеру, в роли средства может выступать и учебник, дающий необходимые знания, и профессиональное оборудование, и собственный опыт в какой-либо сфере);
- Под действием понимается один из элементов деятельности, призванный решить конкретную, заранее определенную и осознанную задачу. В сущности, любая деятельность включает в себя целый ряд самостоятельных действий, например, преподавание состоит из подготовки лекционных материалов, их дальнейшей подачи студентам, проведения семинаров, проверки студенческих работ и т.д.;
- К результату относят конечный итог деятельности. Результат появляется вследствие полного либо частичного удовлетворения индивидом намеченных им изначально потребностей, он может быть как материальным (получение определенного продукта), так и нематериальным (получение нужных навыков).
Формы деятельности
Многочисленные разновидности человеческой деятельности принято делить на две ключевые формы: практическую (материальную) и духовную.
1. Материальная (практическая) деятельность основана на создании предметов материального мира, призванных удовлетворить потребности людей. Практическая деятельность тесно связана с различными видами производства, а также с процессами преобразования окружающей среды и социума. Она подразделяется на:
- материально-производственную, занятую созданием материальных предметов, благ и культурных ценностей (жилых и производственных построек, ремесленных изделий и др.);
- социально-преобразовательную, нацеленную на изменение социума (к примеру, на принятие новых законов, реформирование определенных отраслей и т.д.).
2. К сфере духовной деятельности относят работу по изменению человеческого сознания, по формированию новых концепций и идей. Духовная деятельность связана с искусством, наукой, моралью и религией. По своей структуре она подразделяется на:
- познавательную, призванную отразить окружающую действительность в науке и искусстве, а на ранних этапах развития человечества — в мифологии, легендах и преданиях;
- ценностно-ориентировочную, основанную на человеческом мировоззрении и взаимоотношениях между людьми и окружающим их миром;
- прогностическую, связанную с планированием и прогнозированием возможных изменений настоящей действительности.
Деление человеческой деятельности на материальную и духовную весьма условно, поскольку обе описанные здесь формы тесно связаны между собой. Все сферы жизни человека и общества состоят из материальной и духовной составляющих, которые всегда взаимно дополняются. Так, любое взаимодействие индивида с окружающей его средой предполагает использование им предметов материального мира, но постановка целей, прогнозирование результатов работы, а также ее итоговая оценка являются примерами духовной активности.
Виды деятельности, которые выделяет наука
Помимо глобально разделения на материальную и духовную деятельность, выделяются виды, которые большинством научных исследований признаются основными, так как они определяются онтогенетическим развитием человека и имеют максимально обобщающее значение, это:
- игра;
- обучение;
- труд;
- общение.
Кроме того, выделяется ещё творчество, занимающее в системе видов деятельности особое положение.
Творчество
Творчество — это создание нового продукта материальной или нематериальной формы в процессе собственных личностно-опосредованных действий человека.
Признаки, определяющие творчество:неординарность, инновации и самобытность.
Понятие «творчество» неразрывно связано с творческой личностью и творческим процессом как целостным явлением.
Творческая личность – это человек, одарённый способностями, позволяющими ему своеобразно воспринимать и перерабатывать сигналы окружающего мира и собственные ощущения, превращая их в оригинальные идеи и продукты.
Особым образом стоит отметить творческие способности, называемые талантами, к которым относится: музыкальная одарённость, художественная, литературная, артистическая и т. д.
Сам творческий процесс можно разделить на несколько этапов:
- подготовку – зарождение творческого замысла, сбор материалов к нему;
- созревание – работа с подготовленным материалом, поиск решения;
- озарение – определение единственно верного решения, переход от незнания к осознанию;
- проверку – создание конечного продукта, анализ полученных результатов, окончательное принятие творения.
Планируя написание литературного произведения, автор приступает к первому этапу его создания: находит близкую для себя тему и начинает сбор информации по ней.К ней могут относиться разнообразные источники, затрагивающие интересующий автора вопрос:
- исторические архивы;
- литературные произведения других авторов;
- воспоминания современников или свидетелей;
- места, где происходили описываемые события;
- информацию, которая может послужить для описания деталей и подробностей разных литературных сцен.
Вторым этапом будет работа с этими материалами, выстраивание схемы и плана произведения. Третьим — его окончательная концепция, написание. Четвёртым — вычитывание, корректировка текста.
Учение
Учение (обучение) – целенаправленное усвоение знаний, умений и навыков с помощью специальных методов и средств.
Может осуществляться как в активной (заучивание, тренировки), так и в пассивной, то есть неосознанной (случайное запоминание) форме.
Процесс обучения характеризуется взаимодействием обучающего и обучающегося. Однако только активная личностная позиция последнего служит залогом успешности достижения результатов. Целью учёбы является изменение самого обучающегося, рост его знаний и умений.
Примером учебной деятельности может служить не только школьное образование, но и передача знаний от родителей детям, когда, например, папа учит сына кататься на велосипеде. В начале обучения предлагается теоретическая часть, с объяснением, что делать, а в дальнейшем объяснения подкрепляются тренировочными упражнениями, повторяющимися, пока не будет сформирован навык самостоятельной езды.
Игра
Игра – особый вид деятельности, направленный не на получение результатов, а имеющий своей целью участие человека в самом процессе.
Игра, являясь предпосылкой для обучения, помогает на условном уровне усваивать и воспроизводить общественный опыт и его ценности, а также учит ребёнка регулированию собственного поведения, предлагая правила, от выполнения которых зависит её успешность.
Несмотря на то что игра воспринимается как досуговое развлечение, она не только способствует развитию личности, но обучает необходимым навыкам и поведенческими реакциям в ответ на моделируемые ситуации. Например, игра в магазин предлагает ребёнку пережить ситуацию покупки товаров, отрабатывая соответствующие диалоги и способы поведения.
Общение
Общение имеет свою специфику, выражающуюся во взаимоотношении одного субъекта с другим, в отличие от иных видов, в которых выделяется субъектно-объектная связь.
Цель общения – передача информации с помощью разных способов коммуникации:
- вербального (устного);
- письменного;
- невербального (интонации, жестикуляция, акценты).
Помимо информации, с помощью общения передаётся эмоциональный фон собеседников.
Каждому возрастному этапу человека соответствуют разные формы общения:
- младенчество — обмен эмоциями;
- ранний возраст – накопление словаря, формирование речевых навыков;
- дошкольный возраст — межличностное общение со сверстниками и т. д.
Примером общения может служить диалог между двумя собеседниками, в котором один рассказывает о произошедшем с ним событии, а другой эмоционально реагирует на рассказ и комментирует его, высказывая своё отношение.
Труд
Труд — это осознанная, целесообразная деятельность, направленная на изменение окружающего мира ради удовлетворения личных или социальных потребностей.
Она имеет своей целью практический результат в виде определённых благ:
- материальных – получение пищи или жилья;
- духовных – достижения науки, культуры и искусства.
Процесс труда представляет собой сложное соподчинённое взаимодействие трёх составляющих:
- человеческой деятельности как труда;
- орудий труда;
- материалов, преобразующихся в результате труда.
Труд считается основной формой деятельности, которая способствовала развитию общества не только в бытовом или социальном, но и культурно-творческом плане. Именно благодаря непрерывному труду формирование человека достигло современного уровня.
Примером труда можно назвать приготовление пищи.Для этого необработанный, непригодный к еде продукт с помощью кухонных приспособлений подвергается:
- предварительной обработке — мытьё, чистка, нарезка;
- тепловой обработке – варка, жарка или запекание;
- по истечении необходимого времени приобретает съедобные качества.
- подаётся на стол.
За исключением творчества, все вышерассмотренные виды деятельности характеризуют определённые возрастные этапы развития человеческой личности. Текущий вид является предпосылкой для формирования последующего, закладывая необходимые для этого потребности, способности и возможности.
Потребности человека
Выше говорится о том, что деятельность – это осознанный процесс, наделенный смыслом. То есть если вы что-то делаете, то понимаете, зачем вам это. А как рождается смысл? Изначально вы понимаете, что в чем-то нуждаетесь.
Например, у вас урчит живот, вы осознаете потребность – голод и идете на кухню, чтобы приготовить себе еду. Если бы вы не понимали свои ощущения, а конкретно – не распознали чувство голода, то дальнейших действий не последовало бы.
Таким образом, потребность – это нужда в чем-либо.
Классификаций этого явления много, но самой часто используемой является «пирамида потребностей Абрахама Маслоу» (американский психолог-бихевиорист).
Изучая человеческое поведение, он пришел к выводу, что помимо краткосрочных нужд (купить машину), меняющихся в течение жизни, существуют базовые потребности. Последние представляют собой основу счастливого бытия при условии их удовлетворенности.
- Физиологические – самые простые, но жизненно-важные нужды – сон, пища, воздух, одежда и т.д. Это самый первый, примитивный уровень (так живут новорожденные).
- Потребность в безопасности – необходима для психического спокойствия, ведь только тогда мы можем эффективно развиваться и комфортно себя чувствовать (эту потребность призваны обеспечить ребенку его родители).
- Социальные потребности – это по-разному выраженные стремления быть вместе с людьми, чувствовать себя частью семьи, класса, группы, страны, принадлежать к таким же, как я. Человек не может жить и развиваться вне социума (подростки).
- Потребность в уважении – мы хотим быть лидерами, значимыми членами общества, которых любят и ценят (взрослые).
- Потребность в самоактуализации или самовыражении – высший уровень потребностей, которого достигают не все. Здесь личность нуждается в творческом развитии, распространении своих навыков и знаний, выразив, таким образом, свое внутреннее «Я» (зрелые люди).
Немногим позднее Маслоу дополнил свою классификацию еще тремя видами потребностей: познавательные (желание исследовать, открывать), эстетические (стремление к гармонии и красоте) и трансцендентные (бескорыстная передача собственного опыта с целью самосовершенствования других людей).
Мотив деятельности человека
После осознания потребности, появляется мотив деятельности – это внутреннее побуждение достичь желаемого. Его формируют дополнительные факторы: традиции (что это такое?), убеждения, установки, интересы и так далее.
Например, девушка с убеждением в том, что она обязательно должна выйти замуж, посвящает львиную долю своего времени поискам жениха. То есть потребность в замужестве (иметь семью, быть ее членом) становится мотивом ее деятельности.
Что такое сфера деятельности
Сфера деятельности – это та разновидность работ или услуг, в которых принимает участие компания или человек. Выбирая будущую профессию изначально определяется область труда, а потом конкретная вакансия в сфере.
Например: бухгалтер может трудится в общей финансовой сфере, так и более узкой – налоговой. А электрик, как в производственной, так и более узкой – автомобильной.
Какие бывают сферы деятельности
Стоит начать с разделения труда на две категории – коммерческий и некоммерческий. Деятельность способна приносить не только материальный доход, но и давать духовное удовлетворение. Если наступает период, когда ваше хобби, например: вырезание фигурок из дерева, получает спрос и продаётся – занятие становиться коммерческим.
Экономика мирового рынка состоит из связанных областей трудовой занятости, к которым можно отнести: государственные структуры, бизнес, образование, медицину и творчество. Но если углубится то можно разбить труд человека на более узкие категории:
- IT, компьютеры, интернет
- Администрация, руководство среднего звена
- Бухгалтерия, аудит
- Гостинично-ресторанный бизнес, туризм
- Дизайн, творчество
- Красота, фитнес, спорт
- Культура, музыка, шоу-бизнес
- Логистика, склад, ВЭД
- Маркетинг, реклама, PR
- Медицина, фармацевтика
- Недвижимость
- Образование, наука
- Охрана, безопасность
- Продажи, закупки
- Рабочие специальности, производство
- Розничная торговля
- Секретариат, делопроизводство, АХО
- Сельское хозяйство, агробизнес
- СМИ, издательство, полиграфия
- Страхование
- Строительство, архитектура
- Сфера обслуживания
- Телекоммуникации и связь
- Топ-менеджмент, руководство высшего звена
- Транспорт, автобизнес
- Управление персоналом,
- Финансы, банки
- Юриспруденция
Педагогическая сфера
Данная сфера способствует приобщению человека к общественным ценностям. Она включает в себя всю образовательную составляющую общества. Это различные дошкольные (ясли, детский сад), школьные (школы, лицеи, гимназии) и высшие (ВУЗы) заведения. Ею занимаются воспитатели, учителя и преподаватели.
Сфера искусства
Данная сфера способствует созданию духовных ценностей и богатств. Она включает в себя как деятельность организаций, так и труды отдельных личностей. Она включает в себя театры, мастерские, галереи. Ею занимаются артисты, художники, писатели.
Экологическая сфера
Данная сфера способствует улучшению качества жизни населения. Она включает в себя деятельность государственных и частных организаций. Это Министерство природных ресурсов и различные экологические объединения и организации (типа «ГРИНПИСа»). Ею занимаются ученые-экологи и частные лица.
Сфера физической культуры
Данная сфера способствует выработке ценности собственного здоровья и способов его укрепления. Она включает в себя как целенаправленную государственную политику, так и общие усилия граждан. Она включает в себя спортивные залы, бассейны, стадионы. Ею занимаются как профессиональные спортсмены, так и отдельные граждане.
Управленческая сфера
Данная сфера способствует внешней организации человека и общества. Она включает в себя всю управленческое звено. Это государственные институты и организации, менеджерское звено в частных организациях. Ею занимаются госслужащие, чиновники и менеджеры.
Медицинская сфера
Данная сфера способствует улучшению общего состояния населения. Она включает в себя деятельность государственных и частных медицинских учреждений и санаторно-курортные организации. Это больницы, поликлиники и санатории. Ею занимаются врачи.
Экономическая сфера
Данная сфера способствует прибавлению материального и финансового богатства. Она включает в себя как деятельность организаций, так и отдельных, частных лиц. Она включает в себя биржи, банки, заводы, фабрики. Ею занимаются банкиры, индивидуальные предприниматели, рабочие.
Научная сфера
Данная сфера способствует созданию новых материальных достижений, улучшающих жизнь общества. Она включает в себя промышленную и собственно научную составляющую. Это научно-исследовательские институты. Ею занимаются ученые и инженеры.
Сфера деятельности компании
Сфера деятельности компании или производства – это фиксированный спектр предоставляемых услуг и осуществляемых работ предусмотренных налоговым кодексом.
При регистрации бизнеса присваивается один или более кодов КВЕД (классификатор видов экономической деятельности), чтобы сообщить государственным органам, каким трудом будет заниматься организация.
Существует огромное число разных по специфике компаний и каждая из них имеет свою экономическую классификацию.
- https://dnevnik-znaniy.ru/obshestvo/deyatelnost-cheloveka.html
- https://vidotip.com/obshhestvo/vidy-dejatelnosti/
- https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/deyatelnost-chto-ehto-takoe-vidy-struktura-cheloveka.html
- https://svprint34.ru/biznes/sfera-deyatelnosti/
- https://SiteKid.ru/chelovek/sferi_chelovecheskoy_deyatelnosti.html