Откуда взялось понятие когнитивной гибкости
Американские ученые выяснили, что человеческий центр адаптации находится в поясной коре головного мозга.
Спустя много лет долгих исследований нейробиологи смогли доказать, что всю переднюю кору мозга контролирует именно поясная кора.
Ее функции можно назвать одним интересным термином – когнитивная гибкость.
Когнитивная гибкость позволяет человеку легко адаптироваться к разным ситуациям, принимать быстрые решения.
В жизни человека часто происходят различные ситуации, требующие быстрого анализа. Рассмотрим самый банальный пример. Допустим, каждое утро вы привыкли есть на завтрак овсяную кашу. И уже в течение многих лет вы так живете.
Но вдруг однажды утром вы с удивлением обнаруживаете, что у вас закончилась овсяная каша, а завтракать все-таки нужно. Здесь вступает в силу когнитивная гибкость. Вы не уходите голодным на работу из-за отсутствия любимого продукта, а ищете альтернативу.
Быстро сориентировавшись в холодильнике, вы находите что-нибудь другое и сытым уходите на работу. Таких примеров можно привести огромное множество, так как когнитивная гибкость сопровождает человека везде.
Поясная кора головного мозга влияет на мышление человека, способствует предугадыванию различных событий и реакций других людей. Если поясная система в порядке, человек с легкостью может планировать, ставить перед собой задачи и своевременно их решать.
Но, если у человека есть какие-то сбои в работе поясной коры, он становится неуверенным в себе и своих действиях, что ведет за собой пессимистичность и дурное настроение.
Люди не наделяются способностью к адаптации с рождения. Этот процесс, так же как и речевые навыки или моторика, развивается с возрастом и проходит этапы созревания. Примерно к двадцати годам у человека уже в полной мере развита когнитивная гибкость.
Наблюдали ли вы когда-нибудь реакцию маленького ребенка на изменение привычной для него ситуации? Он начинает сильно капризничать и плакать. Так происходит, потому что у него еще не развиты передние доли мозга, отвечающие за когнитивную гибкость.
Поэтому ребенку крайне трудно увидеть в изменчивой ситуации какую-либо альтернативу.
Что такое гибкость мышления
Нейробиологи доказали, что за деятельность передней коры головного мозга отвечает поясная кора. Сбои в работе поясной коры (из-за травм, болезней) приводят к тому, что человек становится неуверен в собственных силах и пессимистичен.
Гибкость мышления (или когнитивная гибкость, как ее называют специалисты) — возможность человеческого мозга «переключаться» между мыслями и задачами, находить нестандартные варианты решения задач и способы реализации идей. Это свойство и позволяет успешно решать проблемы и адаптироваться.
Пример: имеется 50 фишек трех цветов с изображением четырех животных (заяц, лиса, волк, медведь), в двух размерах. Отсортируйте их. Кто-то это сделает по размеру, другие по цвету или животным. А может, и скомбинируете по-своему, например, формируя пищевую цепочку. Все это демонстрация гибкости мышления, и практически всегда дети предложат большее число вариаций.
Несмотря на то, что на старте условия примерно равны, в конечном итоге, мы совершенно по-разному реагируем на смену тех самых обстоятельств: кому-то достаточно одного дня для адаптации, другим — и года будет мало. В чем секрет? В пластичности нашего ума, а точнее в той стадии развития, на которой находится мозг в момент этих потрясений. Ведь с рождения мы ежедневно совершенствуем этот навык.
Другими словами, когда человек рождается, каждая его клеточка готова подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства и учиться. Ведь всё, абсолютно всё – новое. Мозг активно работает, усваивая информацию. Такое свойство может сохраняться до дошкольного возраста, потом — идет на спад: нам кажется, что знаем не так уж и мало. Дополнительной помехой являются однотипные правила поведения, стандартная программа образования, стереотипы и обилие запретов. Нет, безусловно, каждый из этих пунктов необходим, но здесь, как и с лекарствами, важна дозировка.
Если ребенка постоянно одергивать в желании делать что-то по-своему (например, рисовать квадратную елку или использовать для этого нестандартные краски), в конечном итоге, малыш научится «как надо», это будет удобно, но талант, творческий потенциал, лидерские качества останутся на достаточно посредственном уровне.
Ограничения и одергивания превращаются в шоры, которые ограничивают кругозор и веру в себя. Знания, теория, догмы – необходимы, но они должны быть только как база, которую можно корректировать под собственные идеи, и ставить под сомнения.
Наполеона Бонапарта как-то спросили, каким принципам ведения войны он придерживается, и ответил – никаким. Гениальность и талант этого императора кроется в способности тонко чувствовать ситуацию и извлекать максимальную пользу.
Понятие умственной гибкости
Когнитивную гибкость также называют умственной. Помимо способности к адаптации, умственная гибкость значительно влияет на процесс обучения.
Выбирая стратегию решения проблем и преодоления трудных ситуаций, человек контактирует с окружающей средой.
Он получает из нее информацию и учится правильно на нее реагировать.
Благодаря гибкости мышления мы меняем свою манеру поведения в зависимости от обстоятельств и изменений в сложившейся ситуации.
У людей с хорошо развитой умственной гибкостью не возникает особых трудностей с принятием быстрых решений. Они обладают такими качествами как:
- незатруднительный для психики переход с одного вида деятельности на другой;
- умение правильно себя вести в различных ситуациях;
- быстрая адаптация к переменам в окружающем мире;
- способность видеть альтернативу в решении трудных задач и проблем;
- легкая подстройка под любые внезапные изменения в планах;
- способность поставить себя на место другого человека;
- быстрое нахождение нескольких решений одной проблемы путем оценивания ситуации с разных сторон.
Когнитивную гибкость можно назвать важной составляющей исполнительных функций головного мозга. Они срабатывают в тех случаях, когда человеку для реагирования на что-либо рефлексов и автоматизированных действий не хватает.
Эти функции влияют на регуляцию осознанных поступков и планирование. Таким образом, это является очень важным фактором для успешного человеческого развития и обучения.
Осуществление планов, постановка цели, контролирование своих действий и ориентированность на результат – всем этим заведуют исполнительные функции мозга.
Уровень когнитивной гибкости тесно связан с уровнем интеллекта. От этого зависит развитие умения быть гибким в решении проблем, а также способность принимать точку зрения других людей, учитывая их моральные ценности, убеждения и способы мышления.
Можно сказать, что уровень социального взаимодействия и эмпатия тоже неразрывно связаны с когнитивной гибкостью мышления.
Что такое когнитивная гибкость?
Когнитивная гибкость- широкий термин, обычно обозначающий нашу способность гибко адаптироваться к постоянно меняющейся среде.Мы можем придерживаться текущих поведенческих стратегий, пока они кажутся оптимальными для достижения цели, но мы также можем гибко обновлять наши стратегии, когда потребность в изменениях становится достаточно заметной. Как наш разум достигает такой гибкости? Это непростой вопрос, потому что только некоторые изменения вокруг нас актуальны и требуют когнитивной гибкости. Большинство других изменений не имеют значения (представляют собой шум), и их следует игнорировать. В последнем случае адаптивное поведение зависит от когнитивной стабильности, а не от когнитивной гибкости.
Когнитивная гибкость – это способность человека адаптировать стратегии когнитивной обработки к новым и неожиданным условиям в окружающей среде, быстро переключаться с одной мысли на другую и эффективно находить новые решения для решения поставленных задач.
Все наверное помнят так называемых “красных директоров”. Они успешно управляли предприятиями при СССР. Но как только ситуация начала меняться, они не смогли перестроиться. Они совершенно точно знали что им надо делать, но при изменении условий ничего толком сделать не смогли. И множество заводов разорилось. Это пример отсутствия когнитивной гибкости в мышлении. Виноваты в этом чаще всего, старение мозга, социальные стереотипы и установки.
Исследования когнитивной гибкости говорят о том, что когнитивная гибкость снижается с возрастом и часто приводит к неспособности адаптироваться к новым ситуациям и окружающей среде и обществе. Примерно такие-же данные дают исследования по человекообразным приматам и на грызунах. Подробнее о том, что такое стереотипы и социальные установки, как снизить их влияние.Прочитайте также от чего зависит старение мозга.
Если вы придерживаетесь такого мышления, то вы вероятно имеете что-то из этого списка: не можете перестроиться, не можете не применять старый опыт, зацикливаетесь на уже давно известном. Инновации вызывают у вас недоверие; у вас плохая или слишком избирательная память; развито скрытое торможение т.е вам требуется намного больше времени, чтобы принять во внимание новый стимулу, чем уже известный; у вас слишком много опыта; жесткое категоричное мышление.
Развитие когнитивной гибкости-одна из важных функций саморазвития, от нее зависят креативность, хорошая работа мозга, память и многие другое.
Когнитивную гибкость, память и работоспособность изучают многие исследователи. К примеру, только когнитивной памятью занимаются Джеймс Хайман, Сага Бригс, Мариам Стенгер, Сэмми Пероне, Дэвид А. Морилак, Яна Сухи и т.д. Поэтому в одной статье мы не сможем подробно осветить всего, что помогает когнитивной гибкости и приводим лишь коротко часть факторов.
Почему так важно иметь гибкое мышление
Сегодня развитие гибкости мышления это не столько развлечение для умников и умниц, сколько вопрос выживания для любого человека. Если внимательно посмотреть на эволюционные процессы, протекавшие на планете, то можно заметить, что в живых оставались виды, обладавшие наибольшей гибкостью и умением приспосабливаться к меняющейся внешней среде.
Современной действительности свойственны не предугадываемые, внезапные, а порой и очень жесткие перемены. Человек, обладающий гибкостью ума, проще воспринимает изменения, происходящие во внешнем мире. Гибкое мышление помогает нам своевременно принимать правильные решения, разрешать внутренние противоречия и конфликты.
Человек, не обладающий гибкостью ума, не может мыслить объективно, и в большинстве случаях со страхом воспринимает происходящее вокруг него. Развив гибкость мышления и сделав свой ум более подвижным, мы сможем сохранять трезвость ума и спокойствие духа даже в самых тяжелых и стремительно меняющихся ситуациях. Гибкость мышления помогает людям находить разные решения той или иной проблемы, для творческой личности гибкий ум это неиссякаемый источник новых идей.
Такое качество как гибкость ума необходимо как современному бизнесмену, так и матерому управленцу. Оно поможет найти нестандартные решения в сложных ситуациях, увидеть любую ситуацию в выгодном свете, принять рациональное, оптимально верное и оригинальное решение. Успешное предпринимательство в наше время уже невозможно без умения нестандартно и оперативно мыслить.
Умение гибко мыслить помогает людям избежать открытой конфронтации в конфликтных ситуациях. Гибкость ума, сговорчивость и дипломатичность в любой спорной ситуации (например, при ведении переговоров) способны настроить оппонентов на миролюбивый лад. Также гибкость мышления хороший помощник в процессе обучения и в исследовательской деятельности.
Наивысшая степень гибкости мышления это достаточно редкое явление (присуща только одаренным личностям), впрочем, как и крайний уровень его противоположности — инертного мышления. Однако развить гибкость ума можно, надо только знать, как это сделать и узнав проявить настойчивость в достижении цели. Конечно можно записаться на тренинги личностного роста обещающие увеличить пластичность мышления, но я думаю чтобы вам начать движение в правильном направлении достаточно и тех советов которые будут приведены ниже.
Для чего и кому нужна гибкость мышления
Буддийские монахи, говоря о гибкости ума, советовали быть как хамелеон, и не принимать любые советы и рекомендации, как правило. Для монахов это один из способов достижения внутреннего баланса, но когнитивная гибкость важна и далеко за пределами монастырей.
Несомненно, пластичность ума нужна каждому из Homo Sapiens. Это один из помощников в выживании, речь идет и об условиях на необитаемом острове, и условиях конкуренции на профессиональном поприще. Тот, кто более креативен, изворотлив, сообразителен, имеет больше шансов на успех. Гибкость ума и позволит создать уникальную продукцию, писать картины и руководить компанией.
Но даже если речь не идет о творчестве или лидерских качествах, умение быстро адаптироваться проявляется в самых бытовых ситуациях, когда, например:
- используемый транспорт (личный или общественный) сломался, а добраться вовремя к точке Б необходимо, и мозг быстро генерирует идеи как решить проблему.
- привычная овсянка на завтрак без предупреждения закончилась, открывая холодильник, оперативно создаем питательную композицию.
Гибкость ума позволит избегать тупиковых ситуаций, а если все-таки и попасть, то этот навык позволит взглянуть на проблему под разными углами, и найти наибольшее количество решений.
Что мешает нам развивать гибкость мышления?
Ответ на этот вопрос вмещается в одно емкое слово «лень». Кто-то возразил бы, опираясь на факт технического прогресса, который за последние 100 лет сделал большой скачок вперед. Действительно, пытливые умы двигают наше развитие, но процент этих людей по сравнению с основной массой очень мал. Общество пользуется достижениями науки в то время, как глобальное сознание становится ригидным. А ригидность – антипод гибкости. Теорию «ленивого ума» подтверждают научные исследования, проведенные в 1994 году.
Основные факторы, мешающие человеку развивать умственную гибкость:
- отсутствие мотивации;
- страх быть осужденным за проявление индивидуальности;
- заниженная самооценка;
- боязнь перемен;
- страх успеха (бывает и такое);
- страх потерпеть неудачу;
- непонимание разницы между мечтой и целью (мечта – это пассивная мысль, цель – это активное действие).
Людям проще и безопаснее двигаться по накатанной лыжне, дабы блаженно дремать в дороге, не беспокоясь о возможных неприятностях. Тенденция мыслить, опираясь на уже существующие идеи, актуальна в социуме по сей день.
Физиологические составляющие умственной гибкости
В биологическом контексте творческое мышление формируется посредством трех нейросетей. Это своеобразный тандем музыкантов, каждый из которых играет свою уникальную партию. При благоприятных условиях нейронное трио генерирует то, что мы называем «шедевр».
Центральная исполнительная связь
Данная нейросеть котируется учеными, как условная единица измерения творческой составляющей. ЦИС – это многозадачность. Она активизируется в моменты принятия сиюминутных решений. При этом мозг направляет свою деятельность на выполнение нескольких задач сразу. Ученые Квиндслендского Университета вместе с коллегами из Университета Вандердбильта доказали, что многозадачность не является одновременной обработкой нескольких источников информации. Мозг действительно переключается на каждый из них поочередно. Так делает пользователь ПК, работая сразу с несколькими вкладками на рабочем столе. При этом, чем быстрее мозг перескакивает с одной задачи на другую, тем лучше «прокачивается» функция многозадачности.
ЦИС сосредоточена в латеральной области фронтальной коры мозга. Она принимает участие в дивергентном мышлении. Примером дивергентного мышления служат привычные в быту действия: процесс приготовления блюда без рецепта, написание сочинений, продумывание оптимального маршрута исходя из ситуации на дороге и так далее.
Сеть выявления значимости
Система располагается в зоне передней поясной коры. Роль СВЗ – удерживать фокус внимания на поставленной задаче до тех пор, пока она не будет решена. СВЗ, как и ЦИС, участвует в принятии решений, но она делает ставку на когнитивную выносливость. Это своего рода строгий тренер, занудный и придирчивый учитель, за науку которого вы скажете «спасибо» в будущем.
Дефолтная система головного мозга
ДСМ расположена в средней префронтальной и поясной задней коре мозга. Она работает, когда мозг не выполняет каких-либо активных действий, находясь в «спящем режиме». Прокрастинация, мечтания, мысленные полеты в облаках, блуждающие мысли, прокрутка внутренних диалогов. За все эти процессы отвечает ДСМ. Если «мыслемешалка» захватывает человека, он теряет способность оперативно и эффективно реагировать на непредвиденные ситуации. Однако взятая под контроль работа ДСМ – это и есть тот источник вдохновения, который генерирует нетривиальные идеи. Вот, почему важно держать эскадрон шальных мыслей на привязи и не давать ему руководить собой.
Когда человек занят творческой деятельностью, в том числе и умеренными физическими нагрузками, ЦИС, СВЗ и ДСМ работают одновременно, давая благодатную почву для улучшения когнитивной гибкости и выносливости ума.
Низкий уровень умственной гибкости
Обратное понятие умственной или когнитивной гибкости – когнитивная ригидность.
Это неспособность человека к быстрой адаптации к меняющимся обстоятельствам, а также неготовность менять свои действия и поведение при наличии нужной информации и дополнительных возможностей.
Читайте также: Дискрет — это новый вид психотипа человека
Слово ригидность пришло к нам из латинского языка – rigidus, которое переводится как твердый или оцепенелый.
В основном когнитивная ригидность встречается у людей с нарушениями работы исполнительных функций мозга. Такие нарушения могут быть последствиями как травм, так и психоневрологических расстройств:
- синдром «дефицита внимания» (особенно у деток);
- шизофрения;
- аутизм;
- расстройства, связанные с пищевым поведением, такие как анорексия и булимия;
- травмы головы;
- инсульт;
- разные формы зависимости (алкоголь, наркотики, курение и т.д.);
- старение головного мозга.
У пожилых людей также нарушается когнитивная гибкость. С возрастом мозг все хуже и медленнее обрабатывает информацию, понижаются его когнитивные и исполнительные функции.
Например, пожилые люди часто жалуются на проблемы со слухом. Оно и понятно, что возрастом это вполне нормальная ситуация. Но у некоторых стариков со слухом все остается в полном порядке. Проблема заключается в том, что мозг перестает правильно обрабатывать информацию.
То есть, пожилой человек слышит все звуки на нужных децибелах, но его мозг не обрабатывает на нужном уровне услышанные слова. Поэтому кажется, что старик просто глуховат, хотя проблема кроется совершенно в другом.
Как заставить мышление стать гибким?
Слово «заставить» употребляется здесь неслучайно. В «прокачке» мышления, как и при работе в спортивном зале, требуется усилие. Именно выход из зоны комфорта становится первым шагом на пути к развитию гибкости ума. В данном случае речь идет о решимости двигаться в направлении формирования креативного мышления. Далее помогут специальные техники, направленные на привитие навыков, тренирующих когнитивную гибкость. Постепенно они войдут в привычку и станут неотъемлемой частью повседневной жизни.
Психологи дают рекомендации, которым может следовать как человек, испытывающий творческий застой, так и тот, кто еще не успел разглядеть в себе золотое зерно.
Забудьте о музе
Блестящая мысль может осенить человека в любой момент. Но списывать благосклонность музы на волю случая – это лишать себя времени, которое могло бы быть потрачено с толком. Вместо этого, займитесь обдумыванием проблемы с различных ракурсов. Подумайте, как бы ее решали интересные вам люди или любимые герои фильмов (книг). Абстрагирование и свежий нестандартный взгляд приведут вас к блестящей мысли гораздо быстрее, чем пресловутая мифическая муза.
Просите помощи у рационального полушария
Быть ведомым одним лишь вдохновением все равно, что блуждать в волшебном лесу с закрытыми глазами. Вокруг множество чудес, но выбрать направление к вашему персональному чуду, без логических на то обоснований, трудно. Поэтому, прежде чем отпустить полет фантазии, рационально обозначьте его вектор. Задайте себе конкретные вопросы:
- «Какую цель я преследую?»
- «Какие ресурсы уже есть в моем распоряжении?»
- «Откуда я могу взять дополнительные ресурсы?»
- «Что в конечном итоге должно получиться?»
- «Как я пойму (почувствую), что цель достигнута?» и т.д.
Постановка задач снижает уровень тревожности перед неизвестным, поскольку формирует устойчивую платформу, костяк цели. Однако не стоит слишком детально продумывать план, поскольку в творческом поиске всегда есть место спонтанному отступлению от сценария. Не исключено, что на каком-то этапе вы и вовсе откажетесь от него в пользу более интересной идеи.
Встряхните сознание неформатом
Для того, чтобы поймать вдохновение, порой необходимо перешагнуть порог среды, где вам привычно, и провалиться в «кроличью нору». Данная аллегория подразумевает принятие информации, доселе вам чуждой. Разрыв шаблонов всегда окрашен яркой эмоциональной вспышкой. Ваша задача – извлечь из нее пользу. Для этого не обязательно подвергать себя риску, впутываясь в сомнительные авантюры. Посетите необычную выставку, посмотрите кино в стиле art house, послушайте непривычную музыку, окунитесь в изучение беспрецедентных культурных явлений, прочтите биографию гениальных эксцентриков, вошедших в историю. Впитывайте новую информацию без оценок, поскольку категорическое мышление здесь неуместно. Сейчас вы не критик, вы – наблюдатель.
Не делите эмоции на хорошие и плохие
Личность может испытывать творческий подъем не только в моменты счастья. Как показывает практика, многие шедевры творились под влиянием негативных эмоций. Это не значит, что вы должны устремиться к унынию и искать страданий. Просто извлекайте из негатива то зерно, которое можно взрастить с пользой. Это тренирует, как когнитивную гибкость, так и выносливость.
Не стесняйтесь заимствовать
В алфавите 32 буквы, в нотном стане 7 нот. В радуге 7 цветов. Не удивительно, что много интересного уже придумано и воплощено. Но, никто не запрещает вдохновляться и на основе хороших примеров создавать свой уникальный продукт.
Стив Джобс сказал:
«Креативность – это просто соединение вещей. Когда вы спрашиваете креативных людей, как они сделали нечто, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они в действительности не делали этого, они просто увидели нечто»
Прорывная идея не всегда является новаторской. Ее ценность заключается в индивидуальном подходе к знакомой истине.
Развивайтесь
Умственная гибкость требует подпитки, поэтому важно давать ей правильную духовную пищу. Расширяя кругозор новыми знаниями, впечатлениями, путешествиями и общением с творческими людьми, вы повышаете уровень собственного ресурса креатива. Держите под рукой блокнот и ручку: вдохновение может застать в любое время. Верьте в себя. Не бойтесь ошибаться, ведь многие шедевры появлялись на свет благодаря оплошностям или по воле случайности. Окружайте себя людьми, которые вас вдохновляют и верят в ваш талант. У творчества нет предела, но и оно требует терпения.
Как развить гибкость мышления
Прямолинейно двигаться и мыслить легко, а вот изгибаться – куда сложнее. Для развития гибкости мышления необходимы упорство (не путать с упрямством), настойчивость и терпение. Эта особенность не про лень, для ее развития необходимы литература и практика.
Популярные и эффективные книги по гибкому мышлению:
Остин Клеон «Кради как художник»
Автор даст 10 практических и рабочих советов, которые помогут и начинающим художникам и творцам в любых направлениях раскрыть свой потенциал и поверить в собственные силы.
Майкл Микалко
В коллекции этого автора есть две книги, которые помогут развить гибкость ума: «Рисовый штурм» и «Взлом креатива». Интересные задачи, головоломки и примеры научат решать нестандартные задачи и доставать идеи «прямо с воздуха», ведь витают вокруг нас, нужно только присмотреться.
Эстанислао Бахрах «Гибкий ум»
Техники стимулирования мозга, предложенные в книге, помогут взглянуть на привычные вещи в новом свете, и найти им другое применение, а может придумать что-то новое, изогнув свое мышление.
Расшевелить мозговые «шестеренки» взрослых и детей можно разными упражнениями
Упражнения по развитию гибкости ума разнообразны (а, как иначе), но начать тренировки можно уже сегодня с элементарных, но не менее интересных.
Бином
Для этого понадобятся два слова, совершенно несвязанные друг с другом, например «стул» и «облако», и придумать не менее 10 предложений, в котором они будут использоваться. Первые 4-5 вариантов, до боли стандартны (наш мозг выдает их на 1,2,3), а каждый последующий заставляет поднапрячься. Можете написать свои варианты в комментариях.
Фокальные связи
Упражнение немного сложнее, оно подойдет для школьников и взрослых людей. Снова загадываем два максимально разных слова (театр, горох), с ними нужно придумать несколько предложений-прыжков.
Например: «Я люблю ходить в театр. Дорога к нему лежит возле небольшого магазинчика. Там все сотрудники носят фартуки в «горох». Чем меньше прыжков-подводок, тем лучше.
Искреннее незнание
Разрушайте привычные временные и пространственные связи. Представьте, что не знаете, какой дорогой нужно идти или путь, который раньше не использовали. А на привычном маршруте, старайтесь замечать как можно больше интересных деталей: необычные принты, рисунки, веточки и фонари. Можно с уверенностью сказать: 1000 деталей просто «смазываются», и остаются незамеченными. А может именно они поведут ход ваших мыслей в новое русло, и помогут найти нестандартные решения.
Гибкость мышления можно развивать как неосознанно (попадая в непростые ситуации), так и осознанно: стимулируя работу мозга, отказываясь от «автоматизма». И второй вариант куда эффективнее, т.к. всесторонне развивает наши навыки. Практикуйтесь и будьте креативными.
Творческий метод
Проявление креативности у человека должно присутствовать во всем. А это невозможно без использования внутренних творческих ресурсов. Если этого не будет, то энергия личности начнет постепенно угасать, и в конце концов применить ее станет просто невозможно.
Наша жизнь такова, что будни время от времени подбрасывают человеку различные сюрпризы. Если эти случайности застают врасплох, то они могут поставить нас в тупик. Не допустить этого позволит гибкость ума. В этом случае она будет выражаться в творческом подходе к проблеме, что позволит решить возникающие вопросы в кратчайшие сроки.
Начинаем экспериментировать
Жизнь подавляющего большинства людей весьма ограничена рамками придуманных стереотипов, выйти за которые они просто не решаются. Это в значительной мере обедняет их существование. Любое действие, направленное на развитие, в таком случае будет для человека весьма сложным. Ему просто необходимо экспериментировать, что позволит не останавливаться на достигнутом результате.
Порой очень грустно наблюдать за теми людьми, которые сдаются на полпути, не успев еще как следует начать свое дело. Тому, кто сделал первый, пусть еще и робкий шаг, не стоит останавливаться. Следует продолжать неуклонное движение вперед, что и позволит придти к намеченной цели.
Разумеется, возможность в проведении собственных экспериментов предоставляется человеку не всегда и не везде. Но это вовсе не означает того, что он не может присмотреться к возникшей ситуации и сделать из этого соответствующие выводы. Развитие гибкости мышления – задача не из простых. Решать ее нужно постепенно.
Развиваем индивидуальность
Далеко не многие люди руководствуются только собственными желаниями и мнениями. Для того чтобы развить индивидуальность, человеку потребуется начать жить в согласии со своим предназначением и совестью. Это приводит к необходимости поиска любимого дела. Выбранное занятие позволит стать хозяином своего существования. Достижению подобной цели способствуют творческие занятия, которые должны непременно нравиться и приносить ощутимую пользу.
Помимо изменения внутреннего видения жизни рекомендуется гимнастика для ума. Она способна развить его гибкость подобно тому, как физические упражнения укрепляют наше тело. Для проведения упражнений на гибкость ума понадобится всего несколько минут в день. Они представляют собой практику совсем несложных стратегий, способствующих взаимодействию левого и правого полушария нашего мозга. Это приводит к созданию новых связей между нейронами и постепенно повышает гибкость ума в целом. Нужны человеку подобные упражнения или нет? Для того чтобы определиться с ответом, достаточно пройти любой тест на гибкость мышления. Ответы на предложенные вопросы позволят проверить неординарность мышления. Но не стоит при решении теста на гибкость ума тут же сдаваться и открывать верный ответ. Стоит подумать, но делать это нужно без особенно долгих размышлений.
Изучение иностранного языка
Что еще можно предпринять для развития гибкости ума? Поможет этому процессу изучение 3-5 новых иностранных слов в день. При этом абсолютно неважно, какой язык будет вами выбран. Подобные занятия способствуют увеличению лингвистического потенциала и расширению кругозора. Одновременно с этим происходит формирование новых нейронных тканей – прекрасного когнитивного резерва, который в будущем поможет человеку с достоинством перенести возрастные изменения организма.
Пересматриваем убеждения
Каждый человек придерживается своих жизненных принципов. Они способствуют принятию ответственных решений, указывая на направление движения. Для того чтобы развить гибкость мышления, понадобится к тем или иным вещам начать проявлять большую лояльность. А сделать это позволит альтернативное видение мира. Быстрое достижение этой цели невозможно. Порой человеку требуется много терпения и времени, чтобы при любой ситуации начать сразу думать, а только потом делать.
Для воспитания в себе гибкости мышления необходимо много тренироваться, пересматривая при этом самые значимые для себя убеждения. Все это позволит немного отвлечься от проблемы, чтобы приступить к поиску оптимальных путей ее решения. Прохождение трудностей невероятно закаляет человека, особенно если он сам смог найти выход из затруднительного положения. Большая роль здесь отведена изменению привычек. Подобный ход способен творить настоящие чудеса.
Упражнения для развития гибкости мышления
Существует множество различных методик, позволяющих развить гибкость мышления (все в одной статье разместить не получится). Одной из них, которая однозначно достойна внимания, является система, которую предложил В.Н. Келасьев. Давайте рассмотрим данный подход подробнее. Он включает в себя следующие этапы:
- Смена привычных временных связей
- Метод разделения двух взаимосвязанных последовательный процессов, которые стоят в привычном для людей временном ряду. Примером может служить попытка представить гром без молнии, который, по сути, является выстрелом.
- Метод замены временного порядка некоторого процесса на абсолютно противоположный. К примеру, представьте, что вначале гремит гром, а после сверкает молния.
- Метод сокращения временного интервала между некоторыми событиями. Можно попробовать сократить промежуток между рождением и смертью человека до одного дня и попытаться описать такой отрезок времени. Еще один способ – представить диалог людей из разных эпох или двух личностей из прошлого и будущего.
- Мысленное перемещение некоторого привычного предмета по временной оси. Примером может служить рассуждение о том, что представляет собой телевизор сейчас, чем он станет в будущем и каковы его прототипы существовали в прошлом. Также можно представить что угодно, например библиотеку будущего.
- Смена привычных пространственных связей
- Метод замены традиционных пространственных связей на необычные. Например, можно представить, что автомобиль стоит не на дороге, а под дорогой.
- Метод объединения различных объектов, которые в обычной жизни существуют отдельно. Можно представить себе травинку-авторучку или картину-фрукт.
- Метод разъединения традиционно связанных объектов. В качестве примера можно привести рыбу без воды или же магазин без денег.
- Смена привычных для человека связей общности
- Метод логического вычитания общностного признака из предметов. Планета и мяч обладают одним и тем же свойством – шарообразная форма. Нужно представить себе Землю, при условии, что она не круглая.
- Метод усиления общностного признака. Для данной практики следует в двух абсолютно разных объектах найти что-то схожее. К примеру, дождь и ракета падают на землю. А если разложить воду на кислород и водород, то получится топливо для ракеты.
- Метод замены традиционных отношений на абсолютно противоположные. Можно представить себе, что дым полезнее чистого воздуха.
- Смена привычных связей преобразования действий
- Метод отчленения действий подразумевает лишение некоторого объекта возможности произведения традиционных действий. К примеру, достаточно представить себе груз, который не имеет веса, автомобиль, который не перевозит ничего, или пищу без калорий.
- Метод получения определенного результата при отсутствии привычного источника действий (здание, построенное без строителей, или фестиваль без участников).
- Метод блокирования стандартного ожидаемого результата в процессе некоторой последовательности действий. Например, автомобиль везет пассажира, но тот остается на месте.
- Метод изменения стандартного направления действия (не сигареты вредны для человека, а человек опасен для сигарет).
- Увеличение некоторого свойства объекта до невероятных масштабов (автомобиль перевозит сто тысяч пассажиров).
- Метод усиления или ослабления основного свойства объекта (автомобиль-мотоцикл-велосипед).
- Метод создания сюжетов посредством заранее выбранных объектов. Используется группа взаимосвязанных предметов, после чего роли раздаются участникам, которые должны максимально ярко описать свои возможности (поезд, пассажир, перрон).
- Метод формирования новых объектов из тех, что уже существуют. Этот способ представляет собой своеобразный синтез нового объекта.
Данный подход обеспечивает развитие гибкости мышления, что очень важно для поддержания своего творческого потенциала в тонусе. Нужно понимать, что развить гибкость ума за несколько дней сложно. Именно поэтому нужно применять данные упражнения регулярно.
Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что развить гибкость мышления можно только осознанно и в основном в ситуациях поиска решений и выбора действий, которые, кстати, могут касаться совершенно обычных вещей. Суть заключается в выборе непривычных действий и исключении автоматизма при принятии решения.
Одеваться и раздеваться, закрыв глаза
Подобное упражнение выполняется один раз в течение дня. На первый взгляд такое задание может показаться довольно глупым.
Однако его выполнение способствует:
- улучшению координации движения;
- усилению взаимосвязи между левым и правым полушариями мозга;
- развитию мелкой моторики.
Внимательность
Занимайтесь развитием внимательности и умения концентрироваться на чём-то, замечать мелкие детали. Поверье, это пригодится в момент поиска решения задач, проблем. Даже незначительный нюанс может оказаться ключом к разгадке.
А если вы считаете себя достаточно внимательной личностью, ответьте на вопросы:
- Сколько ступенек необходимо одолеть, чтобы попасть к вашей квартире или офису?
- За сегодня какое количество людей в красных куртках вы встретили?
- А в белой обуви?
- Что нёс в руках человек, которого вы первым увидели, когда вышли на улицу?
- Сможете назвать имена всех, с кем пришлось здороваться в течение дня?
Объединение
Совместите два совершенно не совместимых, на первый взгляд объекта. Можете опять оглянуться для поиска вдохновения.
Благодаря этому упражнению и было создано масса креативных, универсальных предметов, таких как, ручки в виде цветка, чашки, которые автоматически размешивают сахар или имеют место, куда можно положить печенье с конфетами. Пуховики-одеяла, кроссовки-ролики, пароварки и так далее.
Фантазия
Оглянитесь, что вас окружает? На что упал ваш взгляд в первую очередь? Допустим, это шкаф. Попробуйте дать волю фантазии и представить, каким он будет через 20 лет, или даже 100.
Совсем недавно люди и подумать не могли, что будут иметь возможность разговаривать по телефону в момент, когда находятся в дороге, магазине, на работе и прочее. И не просто разговаривать, а даже видеть при этом друг друга, делать фотографии и скрины экрана.
Так что отбросьте стереотипы и позвольте себе мыслить широко. Творческие люди как раз и создают шедевры, позволяя себе экспериментировать. Вот в чём проявляется гибкость ума. Не ограничивайте свою фантазию, кто знает, вдруг вы тоже придумаете или усовершенствуете какой-то гаджет и прочее.
Встреча разных эпох
Представьте, что вы попали в далёкое прошлое или кто-то из него оказался в вашем настоящем. Как вы будете объяснять про устройство и применение, вполне привычных для современных людей вещей? Например, как работает чайник и зачем он нужен?
Человек настолько привыкает к окружающим его предметам, что даже не задумывается о том, как именно они функционируют. Он принимает за данность то, что есть, утратив любопытство и интерес к нему.
Это упражнение может напоминать разговор с ребёнком, когда сложно подобрать слова, чтобы ответить на вполне простые вопросы. Заставьте свой мозг поработать в новом русле. Ведь, как говорится – всё гениальное просто.
Почему бы не расширить границы сознания, перестав гнаться за чем-то необъяснимым и сложным, если обычная беседа с ребёнком заводит в тупик и вызывает недоумение, растерянность?
Интеллектуальные карты
Начните составлять ментальные карты, которые представляют собой схематические рисунки. Изучив этот метод, вы сможете кратко фиксировать большой объём материала, экономя личное время и ресурсы. Он пригодится, как в работе, так и в учёбе.
Помимо того, что вам станет проще запоминать, учить что-то, вы ещё и добавите гибкости своему мышлению.
А знаете как? Для создания этих карт необходимо задействовать в работу два полушария мозга, творческое и логическое. Так как помимо схем, используются рисунки, простые, для создания ассоциативных связей.
Мозговой штурм
Неумение быстро оценивать ситуацию и принимать правильное решение порой приводит к неутешительным последствиям. Начиная от травм и заканчивая совершением преступления.
К сожалению, люди не проходят обучение тому, как следует вести себя в экстремальных, опасных для жизни ситуациях.
Мало кто знает, как развить в себе способность трезво мыслить, когда вокруг паника и хаос. Или придумать, как выжить, если возникший страх буквально парализует, не давая сдвинуться с места.
Поэтому напишите список ситуаций, в которых требуется действовать решительно. Выберите для начала одну из них и устройте мозговой штурм, стараясь максимально вжиться в роль, представить, что действительно в данный момент возникла опасность.
И не критикуйте варианты, которые приходят в голову, выписывайте абсолютно каждую свою мысль. Уже потом, как завершите сбор информации, будете подвергать её оценке.
Чувствительность
Прислушивайтесь к своим чувствам, так как интуиция помогает предвосхищать события, прогнозировать последствия своих действий и поступков. Даже принимать решения, которые сложно принять, опираясь только на логику.
Поиграйте в экстрасенса, описав характер человека только по внешности. Чтобы можно было проверить, выбирайте каких-либо героев в фильме. Или пробуйте угадать, каким цветом машина проедет у вас во дворе.
В какой одежде придёт на свидание вторая половинка. Какое настроение будет у сотрудников завтра с утра. В общем, придумывайте вопросы самостоятельно, в зависимости от того, в какой теме больше интереса.
Кстати, если к этой игре подключить близких людей, вы не только совместно будете развиваться, но и проводить весело, активно время.
Поиграйте в Шерлока Холмса
Выберите знакомое место — свою комнату, привычную дорогу (например, из дома на работу). Превратитесь в Шерлока Холмса, исследующего место преступления, или в антрополога, изучающего среду обитания неизвестного племени. Медленно, тщательно присматривайтесь ко всему, что вас окружает. Отмечайте фактуру и детали, смотрите на все с разных позиций, старательно наблюдая.
Мы часто спешим перейти к вопросу «как», забывая о «почему»
Включите все чувства. Вы заметите искушение пропустить наиболее знакомые предметы, поэтому исходите из предположения, что здесь для вас ново все. Присмотритесь к тому, как ярлыки мешают постигать предметы. Этот эксперимент обостряет чувства и помогает развить навыки наблюдения.
Сделать привычное непривычным способом
Все мы — рабы привычек. Значительную часть повседневной рутины мы выполняем почти бессознательно. Чистим зубы, едем на работу, а внимание полностью рассеивается. Этот эксперимент заставит выполнять знакомые действия непривычным способом.
Например, можно попробовать надеть куртку не так, как вы обычно ее надеваете. Если вы привыкли сначала просовывать в рукав правую руку, то начните с левой. Завяжите шнурки не в той последовательности или же скрестите руки так, чтобы сверху оказалась «непривычная» рука. Наблюдайте, как это на вас действует. Такая практика помогает выявить застарелые привычки и позволяет вести себя вопреки рутине.
Порядок в доме — порядок в голове
Убирая дом, вы символически освобождаете место для умственной ясности. Заодно вы видите (буквально и метафорически), сколько накопилось бесполезного или неиспользуемого хлама (убеждений, предвзятости). Вычищая старое, мы освобождаем место новому.
Можно начать с малого — в какой ящик или шкаф вы давно не заглядывали? Переберите вещи, которые давно не вытаскивали, и если увидите что-то, чем больше года не пользовались, — сразу в мусор. Наблюдайте за собой: как вы себя чувствуете теперь, когда пространство расчистилось?
Немного о мыслительном процессе
Мы познаем мир через ощущения и восприятия и только потом – посредством мышления. Функция последнего заключается в расширении рубежей познания через выход за границы чувствования. То есть, оно помогает путем умозаключений раскрыть то, чего мы не можем узнать, опираясь исключительно на восприятие.
Мышление прокладывает путь к знаниям, которые нельзя получить иным образом. Это процесс решения задач. Последние подразумевают вопросы, на которые нет прямых ответов. Они скрыты в исходных данных. Путем их преобразования посредством логики можно найти решение.
Еще мышление определяется, как процесс обобщенного познания действительности. То есть получение общей информации о ней происходит на уровне терминов.
Мыслительные задачи решают с помощью:
- Анализа. Это умственная операция, посредством которой происходит разделение целого на составные части. С него начинается исследование.
- Синтеза. Подразумевает мысленный и практический процесс объединения фрагментов в единую картину. Эта операция противоположна анализу, но они обе взаимодополняемые. Если информация по проблеме неясна, сначала требуется анализ.
- Сравнения. Осуществляется сравнение объектов с целью нахождения общих черт и отличий.
- https://vyuchit.work/samorazvitie/kognitivnaya-gibkost.html
- https://mentamore.com/samorazvitie/gibkoe-myshlenie.html
- http://psihologiyaiya.ru/kognitivnaja-gibkost/
- https://constructorus.ru/samorazvitie/gibkost-myshleniya.html
- https://kolesogizni.com/razvitie/gibkij-um-kak-ego-razvivat
- https://FB.ru/article/395343/gibkost-uma-ponyatie-razvitie-vajnost
- https://Qvilon.ru/sila-mysli-i-razvitie-mozga/gibkost-uma.html
- https://www.psychologies.ru/self-knowledge/individuality/10-uprajneniy-dlya-razvitiya-gibkosti-uma/
- https://gudi1991.ru/otnosheniya/glubina-myshleniya-eto.html