Рубинштейн С

Детство и юность

Рубинштейн родился в Одессе 18 июня 1889 года. Родители будущего ученого относились к кругу русской интеллигенции. Отец, Леонид Осипович, являлся именитым юристом и придерживался демократических взглядов, что повлияло на убеждения и образ мыслей его четырех сыновей. Мать, Полина Петровна, с детства прививала детям нравственные и культурные ценности, воспитав высокообразованных людей.

Сергей Рубинштейн (слева) с отцом и братом

Сергей Рубинштейн (слева) с отцом и братом

Будучи болезненным ребенком, первое образование Сергей получил в домашних условиях, изучая мировую литературу, философию, математику, свободно владел тремя иностранными языками. Одинокое детство, проведенное дома, подорванное от трудной работы здоровье отца, приучили его быть стойким, самостоятельным и решительно преодолевать трудности.

Личная жизнь

Широта души Сергея Леонидовича проявлялась в том, что философов и психологов Льва Выготского, Александра Лурии, Григория Рогинского, взгляды которых Рубинштейн не разделял, он приглашал на лекции и конференции. Друзьями уроженца Одессы были режиссер Сергей Эйзенштейн и физиолог Леон Орбели.

Человеческие качества Рубинштейна в наибольшей степени раскрылись во время блокады Ленинграда. В город на Неве одессит перебрался в 1930 году и сразу возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института имени Александра Герцена. Жил Сергей Леонидович в двухкомнатной квартире на Садовой улице.

Рубинштейн оставался в осажденном городе до марта 1942 года, хотя ученому поступали предложения эвакуироваться раньше. С умирающим от голода аспирантом Лосевым ученый поделился частью блокадного пайка. Начальника охраны института Сергей Леонидович попросил научить его стрельбе, чтобы в случае прорыва обороны Ленинграда убивать гитлеровцев (с юности Рубинштейн имел плохое зрение и на всех фото запечатлен в очках).

Семья. Начало творческого пути

Рубинштейн родился в зажиточной еврейской семье в 1829 году. Отец, купец второй гильдии, был родом из Бердичева; мать происходила из Прусской Силезии, так что вторым языком в семье являлся немецкий. У Антона был младший брат Николай — одаренный пианист, который по следам брата основал в Москве вторую русскую консерваторию и возглавил московское отделение РМО. И две сестры: одна из них стала преподавателем музыки, другая — камерной певицей. Семья Рубинштейнов крестилась и приняла православие, когда маленькому Антону было два года.

Первые уроки музыки Рубинштейн получил у своей матери, а в восьмилетнем возрасте мальчик начал обучаться у лучшего педагога Москвы — Александра Ивановича Виллуана. В десять лет Рубинштейн впервые выступил в благотворительном концерте. В 1840 году Виллуан повез ученика в Париж, для поступления в консерваторию. Однако Антон в консерваторию так и не поступил, зато познакомился с Фридериком Шопеном и Ференцем Листом, который назвал его «своим преемником» и посоветовал отправиться в турне по Европе.

Так началась пианистическая карьера Рубинштейна. Он поехал с Виллуаном в Германию. Оттуда — в Голландию, Англию, Норвегию, Швецию, затем в Австрию, Саксонию и Пруссию, выступив практически при всех европейских дворах.

Вернулись они в Москву спустя два с половиной года; через год, в 1844-м, мать повезла его и младшего сына Николая в Берлин, где оба брали уроки у знаменитого мастера контрапункта Зигфрида Дена — того самого, у которого занимался Михаил Глинка. Затем пути матери и сына разошлись: мать вернулась в Москву с Николаем, получив известие о разорении и смерти мужа. А 17-летний Антон решил попытать счастья в Вене; жил там впроголодь, пробавляясь грошовыми уроками и пением в церкви. Лист и тут помог ему, устроив турне с флейтистом Гейнделем в Венгрию. В 1849 году Рубинштейн вернулся в Петербург.

С этого времени Рубинштейн начал строить карьеру в России, периодически выезжая на гастроли в Европу и Северную Америку. Много сочинял, его оперы ставили на столичных сценах. В 1865 году, став знаменитым и довольно состоятельным, женился на княжне Вере Александровне Чекуановой, которая родила ему троих детей.

Пианист

Известность Рубинштейна как пианиста сравнима со славой Ференца Листа. Современники отмечали:

«Техника Рубинштейна была колоссальна и всеобъемлюща, но отличительной и главной чертой его игры, производившей впечатление чего-то стихийного, являлись не столько блеск и чистота, сколько духовная сторона передачи — гениальное и самостоятельное поэтическое истолкование произведений всех эпох и народов».
Хуго Риман, немецкий музыковед

В сезоне-1872/73 Рубинштейн совершил со скрипачом Генриком Венявским турне по Северной Америке, сыграв за восемь месяцев 215 концертов и получив за это неслыханный по тем временам гонорар — 80 тысяч рублей.

Знаменитые циклы «исторических концертов», которые Рубинштейн сыграл в 1885–1886 годах во всех европейских столицах — Санкт-Петербурге, Берлине, Вене, Париже Лондоне, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе (по семь концертов в каждом городе), — сделали его мировой знаменитостью. И каждый раз пианист повторял серию бесплатно — для учащихся и педагогов.

На излете своего директорства в консерватории Рубинштейн прочитал студентам «Курс фортепианной литературы», сопровождая лекции собственными музыкальными иллюстрациями, составленными из 800 пьес. Последний раз Рубинштейн сыграл на благотворительном концерте в пользу слепых в Санкт-Петербурге в 1893 году.

Композитор

Несмотря на славу пианиста и общественного деятеля, обласканного верховной властью, Рубинштейну не всё давалось легко. Он так и не был по-настоящему признан как композитор при жизни. Его стилистические разногласия с «Могучей кучкой» — композиторами, которые представляли в русской музыке «почвенное» направление — иногда приобретали характер острого противостояния.

Рубинштейн оставил огромное количество сочинений, среди которых — 14 светских и четыре духовные оперы, шесть симфоний, несколько увертюр и симфонических поэм, пять фортепианных концертов, масса камерной инструментальной музыки, песен и романсов.

Многие современники считали его композиторские работы посредственными: слишком многословными, гармонии — предсказуемыми, а мелодизм — банальным. Несмотря на отдельные несомненные удачи — оперы «Демон» (1871), «Маккавеи» (1874), «Нерон» (1877), «Суламифь» (1883), Вторую симфонию «Океан» — не так уж много музыки Рубинштейна звучит сегодня. Можно вспомнить разве что романс «Ночь», «Эпиталаму» из оперы «Нерон» да несколько арий и хоров из «Демона». Плодовитость Рубинштейна не стала залогом качества его музыки.

Композитор Антон Рубинштейн умер в Петергофе. Его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, а позднее перезахоронили в Некрополе мастеров искусств.

Просветитель

Несмотря на мировую славу, важнейшим своим делом Рубинштейн почитал музыкальное просвещение. Он стоял у истоков профессионального музыкального образования в России, переломив существующее мнение о том, что музыка — это удел дилетантов-аристократов.

Два величайших свершения, две важнейших институции двинули вперед дело музыкального образования: это Русское музыкальное общество (РМО), учрежденное при покровительстве великой княгини Елены Павловны в 1859 году, и первая русская консерватория, учрежденная тремя годами позже на основе музыкальных классов при РМО. В консерватории Рубинштейн вел классы фортепиано, ансамбля, инструментовки, оркестровый и хоровой. И одним из первых выпускников Петербургской консерватории был Петр Ильич Чайковский.

Сам Рубинштейн первым сдал экзамены по нескольким предметам и получил официальный диплом «свободного художника», прежде чем возглавить консерваторию, директором которой он становился дважды: с 1862 по 1867 и с 1887 по 1891 год.

На открытии консерватории Антон Рубинштейн произнес речь, основные постулаты которой актуальны и сегодня:

«Учащиеся… должны работать так, чтобы, не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему совершенству; должны не желать выходить из этих стен иначе как истинными художниками. Только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и самим себе, делать честь их образователям…»

Школа С. Л. Рубинштейна

Помимо экспериментальной психологии в России в конце 19 — начале 20 века развивались и другие научные психологические течения. В этот период формируется несколько научных школ и направлений. Так, в Грузии возникла известная психологическая школа Д.Н. Узнадзе, представители которой приняли концепцию установки и широко использовали ее для анализа многих психологических явлений.

Другая научная школа связана с Л.С. Выготским, основателем культурно-исторической теории развития психики человека.

Третьей школой, возникшей в этот период, была школа Сергея Леонидовича Рубинштейна, который в то время отвечал за научные исследования на факультете психологии МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Советский психолог и философ был одним из основателей деятельностного подхода в психологии.

В плане общей психологии проблема мышления была разработана в серии экспериментальных исследований, проведенных S.L.
Рубинштейн и члены его группы. Теоретические положения и экспериментальные результаты этих исследований, направленных на разработку общей теории психологии мышления, были опубликованы в книге Рубинштейна «О мышлении и путях его исследования» и в написанном под его руководством сборнике «Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения».

Эксперименты были направлены на раскрытие самого процесса мышления, его хода и динамики, особенно творческого аспекта мышления — способности приходить к новым обобщениям — и законов, регулирующих творческий процесс. Мы уже упоминали, что деятельностный подход был разработан основателем психологической школы С.Л. Рубинштейном и впервые обозначен им в начале 1920-х годов при рассмотрении принципа творческой активности.

Согласно Рубинштейну, субъект не только обнаруживается и проявляется, но и создается и определяется в актах своей творческой деятельности. В теории Рубинштейна отправной точкой является действие, проникающее в объективную реальность.

Деятельность — это уровень практического и всегда непрерывного взаимодействия человека с миром. Для Рубинштейна главным моментом, определяющим развитие, является активность.

Основные последователи и ученики С.Л. Рубинштейна — Ксения Александровна Абульханова, Андрей Владимирович Брушлинский — на основе идей своего учителя развивают принцип субъектности — идею человека как активного существа, преобразующего мир и самого себя. Психология, понимаемая с точки зрения С.Л. Рубинштейна, изучает психическое как живой, непрерывный процесс, участвующий в регуляции всех взаимодействий человека с миром.

Школа С.Л. Рубинштейна — далеко не единственная значимая школа в отечественной психологии, хотя в теоретическом плане она, пожалуй, наиболее авторитетна.

Научные исследования Рубинштейна в области психологии

Уже в своей первой работе 1922 года, посвящённой будущей теории деятельности, Рубинштейн указал, что человек в процессе своей деятельности не только выражает себя, а ещё и создаёт себя. Деятельность формирует сознание и личность. Поэтому наблюдая за деятельностью субъекта, можно понять его внутренний мир и определить, чем этот субъект является. Эти принципы, по мнению Рубинштейна, должны быть положены в основу педагогики.

Рубинштейна даже можно назвать родоначальником теории деятельности, поскольку другие психологи этой темой тогда ещё не занимались. Первое время единственным его сторонником был ленинградский психолог М. Я. Басов, благодаря которому Рубинштейн и был приглашён из Одессы в Ленинград. Московские психологи, разрабатывавшие в то время теорию реакций, отвергли позицию Рубинштейна и не пожелали с ним сотрудничать.

Любопытно, что, разрабатывая свою теорию деятельности, Рубинштейн ссылался… на Гёте, в работах которого впервые был предложен принцип «сначала было дело» (а не «слово», как в христианском вероучении). Гёте, как известно, жил в восемнадцатом веке. Поэтому «новомодная» для начала ХХ века теория деятельности имела глубокие философские корни.

И, разумеется, свою роль сыграл детский опыт – столкновение с праздными умствованиями старой интеллигенции, которые сразу вызвали у будущего психолога неприятие. Рубинштейн сразу ощутил, что если личность не проявляет никакой активной деятельности, то эта личность мертва, и никакие разглагольствования оживить её не способны.

Наблюдать за деятельностью субъекта, чтобы узнать о его психике, предлагали ранее и другие авторы. Так, Генри Ругер ещё в 1910 году наблюдал за испытуемыми, которым было предложено решить механическую головоломку. Вначале было видно, что они пытались её решить наугад; но после того, как у них что-то получалось, они осмысляли свой опыт и делали всё меньше ошибок. Так учёный смог выявить работу интеллекта и наблюдать механизм получения образования.

В русле психологии деятельности Рубинштейн описывал и своё понимание педагогики. Он считал, что ребёнок должен быть не просто объектом воспитательного воздействия, а должен быть его соучастником. В соответствии с этим Рубинштейн предлагал заменить традиционную школьную систему, основанную на запоминании готовых знаний, на более современную, призванную развивать творческий потенциал ученика. Это согласовывалось с позицией многих других психологов того времени, в том числе зарубежных. Так, педагогическая система Дьюи, основанная на похожих принципах, в двадцатые годы активно внедрялась в советскую систему образования, а сам Дьюи посещал СССР.

Научной работе Рубинштейна был чужд политико-идеологический элемент, хотя он и придерживался марксистских взглядов. Он хорошо знал и работы советских психологов, и труды зарубежных, и у всех авторов видел какое-либо зерно истины. Он никоим образом не разделял «советскую» и «западную» науку; такой подход в то время являлся достаточно редким, да и в наше время находятся солидные учёные, которые погрязли в «идеологическом грехе».

Однако свободомыслие Рубинштейна сыграло с ним злую шутку в годы «борьбы с космополитизмом». Сталину в научном сообществе страны нужны были не столько учёные (умных людей он вообще недолюбливал), сколько политики, «патриоты» и сладкоголосые певцы, восхваляющие режим. Рубинштейн стал главной жертвой «борьбы с космополитизмом»: формальным поводом для скандала было то, что в его очередной книге, готовящейся к изданию, зарубежных психологов цитировалось больше, чем советских. Ясно было, что учёному припомнили и его еврейское происхождение.

Но это будет в последние годы жизни тирана. А пока, во время своей наиболее плодотворной деятельности, Рубинштейн создаёт внушительный труд «Основы психологии», который выполнен не в виде строгой академической монографии, а в качестве учебного пособия. Это было новшеством. Рубинштейн впервые предложил читать курс психологии не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах.

Когда в СССР были введены научные звания, Рубинштейн стал первым в стране доктором педагогических наук.

Ещё в ленинградский период своей деятельности Сергей Рубинштейн много общался со своими коллегами. В его квартире собирались видные ленинградские психологи, а также исследователи из Москвы. В частности, Рубинштейна посещали Теплов, Леонтьев, Лурия, Выготский. При этом с Выготским Рубинштейн во многом не соглашался; несмотря на это, учение Выготского он охотно обсуждал. Леонтьев и Теплов, жившие в Москве, стали его единомышленниками и развивали теорию деятельности, основы которой заложил Рубинштейн. Защищать свои работы в московском Институте психологии они не могли, потому что руководство института отвергало «деятельностников» и относилось к ним с неприязнью; поэтому Рубинштейн предложил им защищаться и публиковаться у себя в Ленинграде.

Цитаты

  • «Не существует неограниченной, исчерпывающей осознанности.»
  • «Образ жизни обезьян определяет доступный им образ познания.»
  • «Субъективное чувство понимания — это симптом, который может быть обманчивым.»
  • «Сознание — единство субъективного и объективного.»

Книги

  • Сергей Рубинштейн - Основы общей психологии
  •  - Основы общей психологии (сборник)
     
  • С. Л. Рубинштейн - О природе мышления и его составе
    С. Л. Рубинштейн - Бытие и сознание. Человек и мир (сборник)
  • С. Л. Рубинштейн - Бытие и сознание
  • Сергей Рубинштейн - Принципы и пути развития психологии
  • Сергей Рубинштейн - Проблемы общей психологии
  • Сергей Рубинштейн - Основы психологии. Пособие для высших педагогических учебных заведений
  •  - Юридическая психология. Хрестоматия (сборник)
    Сергей Рубинштейн - Основы общей психологии (комплект из 2 книг)
     - Психология личности в двух томах. Антология
  •  - Хрестоматия по патопсихологии

Титулы, награды и премии

Орден Трудового Красного Знамени
Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За доблестный труд в ВОВ»
Сталинская премия второй степени

профессор, член-корреспондент АН СССР (1943)

Смерть

В конце 40-х годов в рамках сталинской борьбы с космополитизмом Рубинштейна обвинили в «преклонении перед иностранщиной», сняли со всех должностей, статьи ученого не печатали. Сергей Леонидович, вопреки безденежью и психологическому давлению, работал над книгой «Бытие и сознание». В 1954 году ученого восстановили в должностях.

Однако гонения не прошли даром для Сергея Леонидовича. В январе 1960 года мужчина скоропостижно скончался. Причина смерти в биографиях Рубинштейна не указывается. Ученый похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Интересный факт: Рубинштейн относился к смерти без страха, свидетельство этому — цитата из книги философа «Человек и мир»:

«Две есть в жизни прекрасные поры — годы юности и завершения жизни. Еще раз смятение чувств. Великий перелом…»

Косвенным подтверждением не сложившейся личной жизни Сергея Леонидовича, отсутствия у мужчины жены и детей является то, что в его могилу через 3 года похоронили прах брата Николая. Имена и годы жизни одесситов, ставших москвичами, высечены на могильном памятнике.

Источники

  • https://kratkoebio.ru/sergej-leonidovich-rubinshtejn-kratkaya-biografiya/
  • https://24smi.org/celebrity/127821-sergei-rubinshtein.html
  • https://www.culture.ru/persons/9186/anton-rubinshtein
  • https://lfirmal.com/sergey-leonidovich-rubinshteyn-sovetskiy-psiholog-i-filosof/
  • https://PsyLogik.ru/258-sergej-leonidovich-rubinshtejn.html
  • https://www.livelib.ru/author/2533-sergej-rubinshtejn

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: