Что такое психология человека?
Психология (от древнегреческого «знание о душе») – это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют «душой») с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.
Психология человека является сложной, но важной и интересной для изучения дисциплиной. Как уже, наверное, стало понятно, психология человека является очень увлекательным направлением научных знаний и охватывает множество разделов, познакомиться с которыми вы, имея желание, можете самостоятельно. Можно даже сказать, что именно с этого момента и начнётся ваше саморазвитие, т.к. вы уже самостоятельно примете решение о том, что конкретно вы бы хотели изучить и начнёте осваивать новые знания. Психология человека, сама по себе, обладает множеством свойств, одним из которых является боязнь всего нового и непонятного. Для многих людей это является преградой на пути саморазвития и достижения желаемых результатов. Мы рекомендуем вам отбросить любые страхи и сомнения, и приступить к изучению материалов нашего сайта и данного курса. Через некоторое время вы будете гордиться собой, благодаря новым умениям и достигнутым результатам.
Объект психологии — это человек. Отсюда можно сделать вывод, что любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, благодаря чему в психологических теориях возникает тесная взаимосвязь объективного и субъективного.
Предмет психологии в разные исторические эпохи всегда понимался по-разному и с позиции разных направлений психологической науки:
- Душа. Такой позиции до начала XVIII века придерживались все исследователи.
- Явления сознания. Направление: английская эмпирическая ассоцианистская психология. Главные представители: Дэвид Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер.
- Непосредственный опыт субъекта. Направление: структурализм. Главные представители: Вильгельм Вундт.
- Приспособляемость. Направление: функционализм. Главные представители: Уильям Джеймс.
- Происхождение психических деятельностей. Направление: психофизиология. Главные представители: Иван Михайлович Сеченов.
- Поведение. Направление: бихевиоризм. Главные представители: Джон Уотсон.
- Бессознательное. Направление: психоанализ. Главные представители: Зигмунд Фрейд.
- Процессы переработки информации и их результаты. Направление: гештальтпсихология. Главные представители: Макс Вертгеймер.
- Личный опыт человека. Направление: гуманистическая психология. Главные представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй.
Основные разделы психологии:
- Общая психология
- Акмеология
- Дифференциальная психология
- Гендерная психология
- Когнитивная психология
- Виртуальная психология
- Военная психология
- Прикладная психология
- Инженерная психология
- Клиническая (медицинская психология)
- Нейропсихология
- Патопсихология
- Психосоматика и психология телесности
- Онкопсихология
- Психотерапия
- Педагогическая психология
- Психология искусства
- Психология родительства
- Психология труда
- Психология спорта
- Психология управления
- Экономическая психология
- Этнопсихология
- Юридическая психология
- Криминальная психология
- Судебная психология
Как нетрудно заметить, разделов психологии существует множество, и разные направления изучают разные аспекты личности человека и его деятельности. Какой раздел будет по душе лично вам, вы сможете определить, ознакомившись с каждым из них самостоятельно. В нашем же курсе мы рассматриваем психологию человека в общем и целом, не выделяя какие-то направления, виды или разделы, но делая возможным применение новых навыков в любой сфере жизнедеятельности.
Рассмотрение «понятия психика»
Основы психологии личности рассматривают человеческую психику в виде целостного, живого и неделимого субъективного образа, что является личностной, субъектной, неразложимой системностью, нерасторжимой интегрированностью. Психика производится и обнаруживается в живом человеке – личности, индивиде, индивидуальности, субъекте. Она не представляет собой его организм, структуру или аспекты. В соответствии с разницей подходов к пониманию понятий, которые связаны с обобщенной категорией человека, понятие личности можно представить в виде одного из узловых, основных и максимально употребляемых в отечественной литературе по психологии. При этом нельзя определить однозначную трактовку этого термина. Это, в том числе, обусловлено тем, что личность обладает динамикой, переменчивостью, своей гипотетической эволюцией.
Эволюция — это форма развития, которую нельзя представить в виде линейного процесса постепенного количественного прироста признаков или свойств.
Она в большей мере характеризуется обязательным наличием скачкообразного, качественного изменения, совокупность которых подобна самостоятельным ответвлениям от общего «древа жизни» в виде спирали.
Отличия между современным человеком и животным могут являться непереходимыми. В зависимости от подобного представления человеческая психика и поведение обладают принципиальными особенностями, которые качественно отличают человека от всех других обитателей Земли.
Различные отличия не означают, что человек биологически и природно изолирован, напротив, реальные связи, взаимодействие и отношения человека и мира представляют собой основу жизни, задавая специфику человеческой психики в целом.
Применение психологических знаний
Применение психологических знаний необходимо и полезно совершенно в любой области деятельности человека: семья, учёба, наука, работа, бизнес, дружба, любовь, творчество и пр. Но важно научиться применять в разных ситуациях соответствующие знания. Ведь то, что может эффективно сработать в общении с коллегами по работе, может совсем не подойти в отношениях с любимым человеком. То, что является подходящим для семьи, может не пригодиться в творчестве. Хотя, конечно же, есть и общие приёмы, которые являются универсальными и действуют практически всегда и везде.
Знания о психологии дают человеку множество преимуществ: развивают и делают более эрудированным, образованным, интересным, разносторонне развитым. Человек, обладающий психологическими знаниями способен понять истинные причины происходящих с ним (и другими) событий, осознать мотивы своего поведения и понять мотивы поведения окружающих. Знание психологии человека — это возможность решения множества проблем с существенно большей скоростью и эффективностью, увеличение способности противостоять невзгодам и неудачам, возможность достигать выдающихся результатов там, где другие не могут. Навык применения психологических знаний, при условии его систематического и регулярного закрепления, сделает вас более сильной личностью, обладающей существенными преимуществами перед остальными. Перечислять все плюсы можно очень и очень долго. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И проводя аналогию с этой поговоркой, можно сказать, лучше один раз применить, чем сто раз прочитать.
Также стоит отметить, что знания психологии уже давно применяются вами в повседневной жизни. Но вот только делается это спонтанно, неосознанно и без понимания того, какую силу, мощь и потенциал несут эти знания в себе на самом деле. И если вы действительно хотите стать ближе к «лучшему себе» и улучшить свою жизнь, этому можно и нужно намеренно научиться.
Как этому научиться?
Естественно, знания о психологии не присутствуют у нас с рождения, а формируются в течение жизни. У кого-то, конечно, есть предрасположенность к психологии. Такие люди часто становятся психологами, интуитивно разбираются в людях, немного по-другому смотрят на жизнь. Другим же приходится специально изучать психологические знания, прикладывать больше старания и терпения к тому, чтобы их усвоить. Но, в любом случае, научиться можно всему. И овладеть навыком применения психологических знаний – тем более. Причём, сделать это вы можете самостоятельно.
Есть два аспекта обучения этому навыку – теоретический и практический.
- Теоретический аспект психологии – это те знания, которые преподаются в учебных заведениях, а также даются в представленном курсе;
- Практический аспект психологии – это применение новых знаний в жизни, т.е. переход от теории к практике.
Но нередко происходит так, что теория так и остаётся теорией, потому что люди просто не знают, что же им делать с той информацией, которой они теперь владеют. Любые уроки, курсы, тренинги, лекции, семинары и т.д. должны быть направлены на практическое применение знаний в реальной жизни.
С учётом этой особенности и составлен тот курс, введение к которому вы сейчас читаете. Цель данного курса – не только дать вам хорошую теоретическую базу психологических знаний, но и научить вас использовать эти знания. Все уроки курса имеют двустороннюю направленность – это теория и практика. Теоретическая часть содержит в себе самые важные знания по теме психологии человека и представляет собой их квинтэссенцию. Практическая часть, в свою очередь, состоит из рекомендаций, советов, психологических методов и приёмов, рассчитанных на то, что вы будете их использовать.
Какие книги по психологии помогут новичку?
Для того чтобы самостоятельно изучить психологию человека, нужно прочитать книги подобной тематики. Психология человека изучается с азов. Прежде чем понять сложные научные выводы, нужно выучить основные термины и определения. Такую информацию можно найти в учебниках первого курса по психологии. После освоения терминологии можно перейти к изучению работ классиков — З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма.
Самые известные авторские произведения по психологии: Экман Пол «Узнай лжеца по выражению лица», Н.В. Батурин «Как управлять эмоциями», Мартин Селигман «Путь к процветанию», Дэн Ариели «Вся правда о неправде», Элис Мьюир «Уверенность в себе». Кроме книг есть много интересных журналов: «Экспериментальная психология», «Российский психологический журнал», «Экзистенциальная и гуманистическая психология».
Психологию нужно изучать по книгам. Полученные знания рекомендуется закреплять на практике. Прежде чем советовать людям, психолог должен поработать над собой, изменить свой характер и поведение. Вначале следует изучить самого себя. Для того чтобы суметь помочь другим, будущему психологу нужно самостоятельно преодолеть свои фобии, избавиться от собственных комплексов и проблем.
Девиантное поведение и психология
Феномен такого поведения настолько сложен и распространен, что для его изучения существует отдельная наука – девиантология, которая возникла на пересечении криминологии, социологии, психологии и психиатрии.
1. Понятие об «отклоняющемся» и социальном поведении в психологии
«Девиация» с латинского языка – «отклонение». В психологии – отклоняющееся поведение от норм, принятых в обществе, называют девиантным или асоциальным. То есть это устойчивое поведение человека, которое причиняет реальный ущерб людям и обществу. Оно вредно как для окружающих, так и для самого девианта.
В психологии девиантного поведения изучаются такие формы отклонений, как суицид, преступление, проституция, наркомания, бродяжничество, фанатизм, алкоголизм, вандализм.
Такое поведение сопряжено со злобой, насилием, агрессией, уничтожением, поэтому обществом условно или законодательно введены меры наказания нарушителя общественных норм, его изолируют, лечат, исправляют или наказывают.
2. Личность девианта, его психология, особенности поведения
Наука не изучает, как и где совершил человек проступок, ее интересуют общие закономерности и характеристика личности.
Причины и источники асоциального поведения:
- Физиологические: генетическая предрасположенность к агрессии; заболевания эндокринной системы; хромосомные отклонения.
- Общественные: несовершенное законодательство; социальное неравенство; пропаганда СМИ асоциального образа жизни; навешивание «ярлыков»; негативные оценки, которые дают родные люди.
- Психологические причины: внутренние конфликты между совестью и желаниями; особый склад характера; отклонения в психике; неблагополучные семейные отношения; слишком консервативное, строгое, жестокое воспитание в детстве.
В характере девиантов часто встречаются такие черты, как конфликтность, негативизм, зависимость, тревожность, агрессивность, враждебность. Они часто обманывают и делают это с удовольствием, любят перекладывать ответственность и вину на других.
Девиантное поведение человека приводит к социальной дезадаптации его, то есть он не приспосабливается к условиям социума и, в итоге, идет против него.
Поведение ребенка не может быть асоциальным, так как самоконтроль у малышей до 5 лет еще не развит и процесс адаптации в обществе только начался.
Самый опасный период в плане возможности развития девиации в возрасте от 12 до 20 лет.
3. Как справиться с проблемой в поведении?
Чаще всего люди с таким поведением попадают к психологу уже в местах лишения свободы, в детских колониях, в центрах лечения зависимостей. Общество занимается профилактикой девиаций в больницах, школах, неблагополучных семьях, через СМИ, но проблема в том, что нет индивидуального подхода, а самостоятельно человек с этим справиться не может. Но он может осознать необходимость изменения своего образа жизни и обратиться за помощью к специалистам.
Особенности психики человека и его поведения
Основная особенность человека в качестве вида представлена его первозданной социальностью, так как он появляется и формируется вместе с обществом, а социум появляется вместе с людьми.
Эти явления и категории нельзя отделять друг от друга, так как их нельзя представить вне их единства, которое не означает, что человек не обладает биологической спецификой (например, всеядностью, прямохождением). Но и биологические особенности людей в значительной мере можно считать социально обусловленными, то есть сформированными в определенное жизненное, биосоциальное очеловеченное единство.
Люди существуют не только в природной, биологической среде, но и в социальной, общественной. Их психика «производится» не только посредством мозга и нервной системы (например, воля, характер), но и с помощью социальных взаимодействий с другими людьми, отношений людей.
Ни одну высшую психическую функцию человека нельзя считать в полной мере унаследованной или врожденной, гарантированной. Они не могут однозначно быть предопределены биологическими механизмами, поскольку каждая выступает в качестве результата прижизненного формирования и развития социального бытия, где появляются особенные психологические феномены, механизмы и закономерности. Их называют социально-психологическими.
Л. С. Выготским было описано, что у индивида каждая психическая функция появляется и проявляется дважды. Так, у новорожденного ребенка она существует в виде принадлежащей всему человечеству (интер психически). Носители речи, мышления, переживания, сознания являются окружающие люди. И только в ходе развития, формирования и процесса социализации личности рассматриваемые психические функции способны переходить во внутреннее, интрапсихическое существование, принадлежащее конкретным субъектам.
У личности создается особый вид социогенных психических образований, которые имеют в основе исключительно социальную природу. Подобный психологический феномен обеспечивается соответствующими биологическими, нервными субстратами, которые в определенном смысле «отрываются», освобождаясь от исконной биологической привязанности к жизни, и переходят на уровень более обширной и многомерной социальной категории существования человека в качестве субъективного бытия.
Люди часто совершают поступки, которые никак не относятся к поддержанию, сохранению и продолжению собственной жизни, идя даже против нее для реализации определенных нравственных, социальных, этических нравственных идеалов. Психологи полагают, что только человек способен делать бессмыслицу, ведь животные не способны к этому. Здесь предполагается необязательное наличие в поведении индивида четких биологических смыслов. Например, физически изнемогающий человек с трудом продолжит работу для исполнения своих обязанностей перед обществом. Это обусловлено тем, что для человека характерны особые социогенные потребности, которые не имеют часто опосредствованной связи с биологическими потребностями.
Только человек может освобождаться от неукоснительного и строгого следования большинству своих неустранимых физиологических нужд. В результате этого человеческое поведение значительно перестраивается, становясь по-особому свободным, избыточным. Для психики и поведения характерной становится специфически человеческая направленность, по причине чего в образе происходит отражение предметов, совершение действий, которые не имеют прагматически узкого, базового значения выживания.
Мир, который отражается, создается и преобразуется человеком, по существу, без ограничений расширяется для него. Происходит появление психологических предпосылок для возникновения творчества, науки и культуры, искусства и религии, всей духовности человека.
Вторая и также социально обусловленная особенность психики и поведения человека представлена присвоением, активным усвоением индивидом общечеловеческого опыта, который исторически сложился в жизни, бытии и жизни предыдущих поколений. Транслирование этого опыта происходит не механически от несущего источника к пассивно воспринимающим приемникам. Происходит его активная переработка, присвоение, интериоризация во взаимодействии мира и человека, мира и образа.
Зачем нужны уроки психологии?
Психологические знания важны в любой области человеческой жизнедеятельности. Иногда люди не знают, как поступать в той или иной ситуации. Им на помощь придут уроки социальной психологии. Они пригодятся каждому, кто хочет добиться взаимопонимания с окружающими, понять причины происходящих событий, мотивы поведения других людей. Знания по психологии помогают разрешить собственные проблемы и стойко отражать любые неприятности, встречающиеся на жизненном пути. Психологическую науку можно изучать самостоятельно по книгам или с помощью рекомендаций специалистов.
Уроки по психологии заключают в себе знания из множества теоретических материалов. Они созданы опытными психологами, которые не только стремятся донести различные научные выводы до умов своих учеников, но и адаптируют их под практическое применение. В каждом уроке даются полезные советы и различные рекомендации.
Обучение начинается с изучения человека как личности. Прежде чем понять поведение людей, нужно исследовать причины, влияющие на их психику. Психологические знания можно применять на практике, благодаря специальным методам психологии. Зная все основы психологии нужно научиться воздействовать на окружающих и выстраивать с людьми дружеские отношения.
Почему уроки психологии от специалиста лучше самостоятельного чтения? Учебный курс специально рассчитан на людей, которые ничего не понимают в данной науке, но хотят быстро научиться разбираться в людях. Опытный психолог даёт возможность изучить теорию и тут же рассказывает, как полученные знания применить на практике. Без подобных подсказок можно годами изучать книги по психологии, но так и не знать, как повести себя в конфликтной ситуации.
Помимо книг и учебников, специалист на своих уроках использует психологические игры, упражнения. Они помогают людям закрепить выученный материал и лучше понять себя и окружающих. На уроках ученики могут принять участие в психологических экспериментах, изучить психологические эффекты, пройти тесты, посмотреть видеоматериалы.
Значение психологии в жизни человека
Уже в раннем детстве происходит формирование личности. Каждый человек впитывает в себя информацию из окружающего мира. Под влиянием этих знаний формируется характер человека. На жизненном пути каждый индивидуум встречает немало проблем. В зависимости от характера и желания человек может справиться с трудностями или, наоборот, покориться судьбе.
Большое значение во всевозможных проблемных ситуациях имеет самоконтроль. Если индивид умеет контролировать свои эмоции, его тяжело вывести из равновесия. Такая личность знает, как вести себя в обществе, как нравиться людям, добиваться желаемого результата.
Существуют простые правила, соблюдая которые можно легко добиться успеха:
- необходимо научиться разбираться в людях;
- со всеми окружающими нужно сохранять хорошие отношения;
- всегда необходимо уважать интересы других членов общества;
- нельзя опускать руки перед трудностями;
- бороться за свои интересы нужно в любой ситуации;
- не стоит постоянно винить себя за ошибки и часто вспоминать свои неудачи;
- чтобы добиться успеха, нужно постоянно что-то делать;
- нельзя бояться совершать поступки и брать на себя ответственность.
Люди по-разному себя ведут, попадая в незнакомую ситуацию. Некоторые начинают предпринимать активные действия. Более робкие и мнительные индивиды, наоборот, могут упасть духом. Разная реакция на одинаковую ситуацию объясняется индивидуальными особенностями личности, воспитанием, образованием, моральной закалкой.
Морально неподготовленный индивид не знает как правильно себя вести, встретившись с опасностью. Вместо того, чтобы действовать или, спасаясь, убегать, он может потерять ясность мысли, стать полностью неподвижным и уязвимым.
Для того чтобы индивидуум смог справиться с различными бедами, которые с высокой долей вероятности попадутся ему на жизненном пути, нужно подготовиться к негативным ситуациям, закалить психику и волю. Выполнить эту задачу можно с помощью знаний из области психологии. Если человек психологически готов к любым неприятностям, его ничем не испугать, он может адекватно среагировать на опасность и правильно действовать в любой ситуации.
Сознание и подсознание
В каждом человеке есть сознание и подсознание. Сознание — это все, что мы осознаем в данную минуту, наши мысли, осознанные действия. Все остальное, это подсознание. Оно управляет всеми жизненными важными процессами. Например, контроль дыхания или сердцебиение все выстроено в автоматическом режиме, что бы работало как часы.
В подсознании заложены все наши программы из детства, как позитивные, так и негативные. Все, что наше подсознание видело или чувствовало в процессе становления записывалось в свои архивы. К примеру, если человек обидчивый или злой по жизни, то наше подсознание приняло такую форму для эффективного выживания в социуме.
У подсознания главная задача, это выживание. Отсюда базовые потребности, такие как поесть и поспать. Для нашего подсознания по фигу, богатый или бедный, главное базовые потребности поесть и поспать. Есть хорошая новость, наше подсознание можно программировать на любые достижения целей.
Интересные факты в психологии
Знания о психологии человека способствуют личностному росту, помогают наладить хорошие отношения с окружающими людьми, добиться успехов в профессиональной сфере. Научные достижения в этой области приоткрывают дверь в мир нового и непознанного, позволяют понять причины, побудившие индивидуумов поступать так, а не иначе.
Подборка интересных психологических фактов:
- Человек чувствует себя счастливым, если его мозг постоянно чем-то занят. Ничто так не удручает, как отсутствие новой информации и возможности переключать своё внимание с одной темы на другую.
- Мозг работает даже во время сна. Проснувшись утром, человек помнит лишь то, что для него действительно важно.
- Серое вещество всегда сигнализирует о возможной опасности. Правда, некоторые сигналы люди склонны игнорировать, полагаясь на везение.
- Если человек хочет заняться чем-то новым, ему нужно около двух месяцев, чтобы привыкнуть. Спустя 60 дней любое новшество будет доведено до автоматизма и не вызывать дискомфорта.
- Люди, которые по ночам видят страшные сновидения, как правило, во сне мёрзнут.
- Для того чтобы избавиться от тревожных мыслей, рекомендуется почитать новую книгу. Она поможет переключить внимание лучше, чем музыка, спорт, алкоголь или просмотр кинофильмов.
- Если человек надеется получить слишком много, то он очень болезненно воспринимает неудачу. Чем скромнее планы, тем спокойнее реакция на поражение.
- В незнакомом месте люди держатся правой стороны. Очередь слева всегда короче той, что справа.
- Люди более охотно нарушают порядок, если видят признаки царящего вокруг беспорядка.
- Индивиды неохотно вступают в спор со спокойным человеком. Их больше привлекают слишком эмоциональные противники.
- Чем дольше люди спят, тем меньше они подвержены риску психического расстройства.
- Для того чтобы установить с кем-либо хорошие отношения, нужно назвать его имя.
- Что сделать, чтобы быстро заснуть: нужно лечь на спину, закрыть глаза, закатить зрачки вверх. Именно в таком положении людей одолевает сон.
- В дискуссии часто побеждает тот, кто кричит громче остальных. Хотя зачастую слишком эмоциональный спорщик бывает неправ.
- Малокомпетентные люди чаще добиваются высот, потому что неспособны оценить масштаб и последствия своих ошибок. Они отличаются твёрдолобостью, их не мучает совесть, они ведут себя слишком самоуверенно — опять же в силу своего непрофессионализма.
- Преступниками редко становятся красивые люди. Они и так получают всё, чего хотят от жизни — за счёт своего обаяния или просто за чужой счёт.
- Люди, которые заняты разрешением какой-то проблемы, часто не видят, что у них происходит под носом.
- Собеседники могут смотреть друг другу в глаза лишь пару секунд. Пристальный взгляд свидетельствует о влюблённости или о скрытой агрессии.
Психология памяти человека
Особое значение в психологии человека занимает память. Благодаря запоминанию информации, каждый индивид развивается, обучается, становится личностью. В основе памяти лежит свойство нервных клеток изменяться под влиянием раздражителей и надолго сохранять следы нервного возбуждения. В нейронах происходят различные биохимические изменения. Когда память оживляется, происходит возбуждение нервных клеток даже при отсутствии раздражителя.
Психология памяти тесно связана со свойствами воды. Ведь человеческий организм на 80 процентов состоит из жидкости. Вода может помнить состояния, в которых ранее пребывала. Подобный процесс возможен, благодаря способности жидкости поглощать, а также трансформировать и перераспределять энергию.
Методы психологического воздействия на людей
Социум состоит из людей, которые постоянно между собой общаются. Осознанно или нет, но все они воздействуют друг на друга. Существуют различные способы влияния на окружение.
Методы воздействия на человека:
- Заражение — способ основан на передаче эмоций от одного индивидуума другому. Если кто-то паникует или плачет, то у всех портится настроение. «Заразиться» можно как негативными, так и позитивными эмоциями, например, смехом, радостью, весельем.
- Внушение — индивиду внушают поступать так, как кто-то хочет. Внушение происходит с помощью слов, жестов, действий. У каждого индивидуума разная внушаемость. Мнительные люди и дети до 13 лет легче поддаются внушению, чем независимые личности.
- Убеждение — индивида убеждают поступать так, а не иначе с помощью логических размышлений. Чем выше интеллект человека, тем тяжелее его переубедить. В процессе убеждения важно вызвать доверие. Если собеседник сомневается в правдивости доводов, убедить его в чём-либо невозможно.
- Подражание — осознанно или бессознательно индивид старается скопировать манеру поведения другого человека. Обычно примером для подражания являются успешные, знаменитые и богатые личности.
Многими людьми используется ещё один способ воздействия на индивидуума. Его название – манипуляция. С помощью этого метода манипулятор получает желаемое, а у оппонента сохраняется иллюзия самостоятельно принятых решений. Ещё Аристотель говорил, что успех воздействия зависит от того, кто, кому и что говорит.
Психология личности — это увлекательная наука. Понять её основы может любой. Правда, применить на практике знания удаётся далеко не всем. Помочь разобраться во всех нюансах психологической дисциплины поможет опытный психолог.
Невербальное общение как основа
Без чего не мыслится наука психология? С чего начать изучение? Новичку нужно изучать и теорию и практику. А практику соответственно, сразу отрабатывать: учиться слушать, учиться обращать внимание на невербальные знаки. Такая практика важна так же, как для изучения иностранного языка необходимо сразу проговаривать предложения.
Невербальные сообщения — это подсказка собеседнику; теория невербального общения гласит, что жесты мимика и позы личности говорят о внутреннем состоянии гораздо больше чем, слова. Хороший психолог сразу «вычисляет» состояние рядом находящегося человека по его внешнему виду. Даже если вы не собираетесь профессионально изучать психологию, а только интересуетесь ею, невербальные знаки нужно научиться определять. Это упростит общение и с близкими, и с коллегами.
Какие качества характера надо развивать
Работа с людьми абсолютно невозможна без работы над собой. Психолог — тот, кто изучает души. Так трактуется психология. С чего начать изучение поведения и проблем других? С работы над своими качествами характера. Поскольку, не познав себя, других познать невозможно.
Психея — была богиней-душой, соответственно, наука о душе не может быть изучена без любви к душам людей. Необходимо уметь ставить себя на место другого и представлять его чувства и эмоции. Психологу также нужны хорошие способности к самоанализу и саморефлексии — то есть умению понимать собственное эмоциональное состояние и поведение. Умение налаживать вербальный контакт с любым человеком.
И вправду, не так легко дается изучение психологии человека. С чего начать? Развивать осознанность. Для новичка-психолога это ключевой момент. Если перед новичком стоит вопрос: с чего начать изучение психологии самостоятельно, то лучше его переформулировать — с кого начать изучение. С самого себя. Психолог не сможет решить чужие проблемы, если не научиться решать свои комплексы, проблемы, страхи и тревоги.
Почему люди обижаются?
Когда, человек ожидает от другого человека определенных действий и если эти действия не проявляются, то человек обижается. К примеру, Василий дарил цветы своей жене каждый год на 8 марта, но один раз забыл или не успел. Жена привыкла к определенному поведению Василия и ожидала подарка. Подарка не получила, но зато обиделась.
Обида это программа из детства, для манипуляцией родителями и близкими людьми, что бы вызвать чувство вины и получить желаемое. Чем больше человек привыкает к такому поведению, тем больше будет разочарование при взрослении, что не всеми людьми можно манипулировать таким образом.
Как разбираться в людях
Разбираться в людях Вы научитесь только много читая книг по психологии и проводя различные наблюдения. Тут дело не одного месяца и даже не одного года. Чем больше Вы капаетесь в себе, тем больше начинаете разбираться в других. Хоть люди и разные, но модели поведения в основном схожи.
Развитие необходимых личностных качеств
Начинать изучение психологии человека нужно прежде всего с себя. Психолог работает через себя, свои чувства и эмоции. Поэтому, чем лучше вы сможете разбираться со своими реакциями, тем понятнее станет психология других.
Для этого отлично подходят различные методы самостоятельной терапии, особенно их много в направлении арт-терапии. Кроме того, если вы намерены применять полученные знания в непосредственной работе с людьми, то не лишним будет начать работу с проработки собственных проблем, таких как:
- неадекватная самооценка;
- комплексы и тревоги;
- страхи, фобии;
- предубеждения;
- затянувшиеся конфликтные ситуации и пр.
Без разрешения своих внутренних проблем невозможен объективный взгляд на проблемы и мотивы другого человека.
Замечали ли вы, что некоторым людям удается понимать любого человека, а также предугадывать его поведение, даже не имея диплома психолога? Секрет заключается в природном обладании личностными качествами, которые важны для психолога. К счастью, они не являются статичными и их, при желании, может развить каждый.
Начинать необходимо с развития внимания, наблюдательности и проницательности в отношении поведения и эмоциональных реакций окружающих. Для этого можно:
- Наблюдать за поведением друзей, членов семьи и коллег. Можно пытаться предугадать поведение случайных попутчиков в транспорте.
- Выстраивать причинно-следственные связи в поступках людей. Особенно интересно это наблюдать в коллективе, где люди сами провоцируют друг друга. Также вы можете вносить экспериментальное разнообразие, например, переставляя предметы или совершая то-то необычное для вас. Важно отмечать, как меняется реакция наблюдаемого.
- Стараться понимать мотивацию поступков и выборов других людей. Ни в одном учебнике не будет написано стопроцентное предсказание человеческой реакции. Психологические навыки помогают ориентироваться в ситуации на месте, поэтому учитесь задавать вопросы. Тут важно поработать над формулировками и тактичностью. Поскольку чем больше вы расположите к себе человека, тем больше в итоге он вам расскажет о своем внутреннем мире.
- Также я рекомендую вам развивать свою эмпатию.
Обязательно стоит фиксировать собственные открытия, которые были получены в ходе наблюдения. Если задаться целью, то за неделю можно узнать множество новой информации о людях, с которыми вы рядом прожили несколько лет.
Что делать, если разочаровался в людях?
Если у нас есть определённые ожидания от людей, то мы постоянно будем разочаровываться. Если мы будем относиться к людям без ожидания, то они не смогут нас разочаровать потому, что нет самой картины ожидания.
Данная стратегия идеальна в отношениях, вы не ожидаете от партнера определенных действий, соответственно меньше ссор и бытовухи. Соответственно больше любви и счастья.